Проблемы разрешения конфликтов между ветвями власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов. В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Политические конфликты. Пути разрешения………………………………...5
1.1. Конфликты при разделении властей…………………………………...8
1.2. Алгоритм действий…………………………………………………...…9
2. Конфликты между ветвями власти…………………………………………..10
3. Проблемы разрешения………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Содержание

                                                                            Стр. 

Введение…………………………………………………………………………..3  

1. Политические конфликты. Пути разрешения………………………………...5

    1.1. Конфликты при разделении властей…………………………………...8

    1.2. Алгоритм действий…………………………………………………...…9

2. Конфликты между ветвями власти…………………………………………..10

3. Проблемы разрешения………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………...14

Список  использованной литературы………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Социальная  неоднородность общества, различие в  уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.    В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.          Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.    Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре.           Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.     Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма. Некоторые социологи придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Политические конфликты.  Пути разрешения.

      Политический  конфликт - форма проявления взаимоотношений между ветвям власти, ее структурами, политическими партиями, государственными деятелями, профессиональными политиками, между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами по вопросам власти, отношения к ней и осуществляемой политике.         Конфликт является политическим, если субъекты конфликта выражают и отстаивают свои интересы, реализация которых приведет к «переделу власти». Политический конфликт весьма опасен тем, что может вовлечь в свою орбиту большое количество людей, ведет к нарушению стабильности.          Уровень политической стабильности общества зависит от того, насколько конфликт, являющийся непременным условием функционирования политического поля, уравновешивается консенсусом по базовым принципам устройства политической системы. «Без конфликта нет политического развития, без консенсуса нет политической системы» - таково одно из важнейших положений политической науки.    Проблема политического конфликта - наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами, в общем и о способах их регулирования в частности. Прежде, чем ставить вопрос о регулировании политического конфликта, следует сперва разобраться в его сущности как определенного социального явления.         Политическому конфликту, в отличие от экономического, социального, этнического, религиозного и др., присуще вынесение этого противоборства на уровень властных отношений, т.е. на более высокий социально-политический уровень.         Хотелось бы предложить следующую трактовку политического конфликта, отличную от вышеупомянутых. Политический конфликт - это социально-политическое явление, структурированный процесс, проходящий через определенные стадии, являющийся, по сути своеобразным способом разрешения значащих для сторон политических вопросов, которые являются насущно необходимыми на данный момент социально - политического развития хотя бы для одной из конфронтирующих сторон, урегулирование которых в данных конкретных условиях невозможно никаким иным путем по мнению хотя бы одного из оппонентов.      Основной целью изучения и актуализации вопроса о политическом конфликте и его сущности является выработка определенной методики, направленной на управление процессом конфликта и в конечном итоге урегулирования.            Понимание политического конфликта как способа разрешения той или иной политической ситуации, объективно или искусственно существующей в обществе, а не как традиционно было принято считать до нынешнего времени - противоборства, противоречия, позволяет выработать определенный механизм его регулирования.       По сути данные два подхода - традиционный и другой - отличаются тем, что в первом случае мы сталкиваемся с попыткой обосновать как бы правомерность, логичность политического конфликта с точки зрения его внутренней обоснованности. Во втором случае, формулировка и понимание политического конфликта позволяет увидеть в данном явлении форму обличения, одну из форм проявления (закономерной, но далеко не необходимой) этого самого противоречия. Т.е. понимание политического конфликта как внешней формы выражения политической борьбы либо разрешения и урегулирование иных разногласий позволяет, на мой взгляд, выявить возможные, параллельно сосуществующие, иные возможности их разрешения.           Понимание политического конфликта не как уже состоявшегося, необратимого явления, процесса, а именно как одной из форм разрешения политических ситуаций, т.е. как ту форму, в которой, по сути и существуют эти политические ситуации по воле субъектов этого конфликта, позволяет как бы подменить одну среду существования на другую, например перевод политического конфликта в правовое русло, т.е. использование права как наиболее значимой социальной ценности, в качестве регулятора отношений конфликта.           Основным и наиболее эффективным регулятором политических конфликтов может служить лишь право, хотя и существуют иные возможности в управлении политическими конфликтами. Политический конфликт, как и всякое иное социальное явление, не имеющее характера одномоментности, следует рассматривать в динамике, в развитии и изменении.            Говоря о том, что политический конфликт является внешней формой выражения, проявления политических разногласий, я не в коей мере не свожу его только лишь к формальному констатированию обличения столкновения сторон в политический конфликт, т.е. придание данным разногласиям формы политического конфликта. Рассматривая причины созревания политического конфликта, условия, приведшие к той либо иной ситуации, требующей разрешения, в совокупности с анализом возможности применения права для урегулирования возникшего положения, и представляют собой правовое управление политическим конфликтом.       В основе любого политического конфликта всегда лежат интересы профессиональных групп, классов, наций и иных общностей, как опосредующее звено между изменениями условий жизни общества и его политической системой.        Однако не сами интересы являются непосредственной причиной назревания и развития конфликтной ситуации. Они приобретают силу детерминантов лишь при вхождения в противоречие друг с другом.   Главным регулятором должно и выступает право, определяющее и очерчивающее границы допустимости поведения субъектов, не выходящее за рамки правового отношения.

1.1. Конфликты при разделении властей.

     В реальной жизни функции трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерастающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный конфликт между Президентом и Парламентом РФ в октябре 1993 г.). Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной власти в судебную или законодательную сферы. Подобные конфликты должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами.   Конституция достаточно полно описывает компетенцию каждой из ветвей власти и представляет собой базу для разделения их функций. Нарушение Конституции как раз и порождает конфликт между властями.

     Конфликты на высшем уровне власти должны разрешаться  только при условии четкого соблюдения каждым из органов власти своей компетенции, предусмотренной Конституцией и законами.

     На  высшем государственном уровне функция  предотвращения конфликтов между властями возлагается на Президента как гаранта соблюдения Конституции, а на нижестоящих уровнях такую сдерживающую роль должны играть главы администрации, представительные и судебные органы.

     Техника предупреждения и разрешения конфликтов между властями включает:

     1. систематические переговоры между главами и представителями соответствующих органов и ведомств (Президентом и парламентом, министрами и депутатами и т.д.);

     2. обмен документами; 

     3. работу согласительных комиссий.  
 
 
 

1.2. Алгоритм действий

      Алгоритм  действий в конкретном конфликте зависит от многих факторов и требует специального обоснования. Но теоретический и практический интерес представляет вывод о том, что эффективность переговоров как средства урегулирования споров и конфликтов существенно повысится, если в основу переговоров будет положен принцип решения проблем, а не принцип максимизации выигрыша.

      Урегулирование конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том пилиэтническом обществе, где этот конфликт возник и развивался в форме политической борьбы.

     Еще один вариант выхода из конфликта - это его саморассасывание, то отмирание без осуществления каких-либо изменений.

     В настоящее время в России сохраняются  идеологические предпосылки для  дезинтеграционных тенденций и  конфликтов - это использование в  официальном дискурсе концепта коллективных прав этнических групп и территориальных коллективов, а также проекция социальных проблем общества как проблем межгрупповых или межэтнических и восприятие в качестве приоритета национальной политики административной целесообразности, а не защиты правового порядка.

     Огромную  роль в предотвращении конфликтов и  в межэтническом согласии в современных  условиях играют средства массовой информации, которые не должны быть транслятором только одной культуры и одного языка, хотя существование каналов информации и периодических изданий от имени этнических общин является нормой для многонациональных государств как на общенациональном, так и на местном уровне. В России уже достаточно накопилось негативного потенциала в сфере бытового сознания населения, и многое из этого порождено не конкретным опытом повседневного общения людей, а разжигающими рознь выступлениями и сочинениями представителей интеллигенции.

2. Конфликты между ветвями власти.

      Рассмотрим  конфликт на примере областной администрации и администрации города Волгограда. Основные причины конфликта, следующие: дележ денег, поступающих в бюджет (область последние четыре года урезает бюджет Волгограду - единственному в области городу-донору), и демонстрация амбиций обеими администрациями с использованием имеющихся в их распоряжении властных возможностей.

      Каждый  из оппонентов ищет союзников среди  директоров крупных предприятий, банкиров, предпринимателей. Федеральные власти не должны вмешиваться в этот конфликт, поскольку он не выходит за рамки конституции.

      Мнения  экспертов о перспективах разрешения ситуации разделились. Одни уверены, что  это конфликт корпораций, а не личностей: он подогревается неблагоприятной  экономической ситуацией и будет существовать до тех пор, пока не начнется экономический подъем.  Эти конфликты порождены, прежде всего, несовершенством межбюджетных отношений, а также тем, что не работает Закон о финансовых основах местного самоуправления. Глубинная причина конфликтов такого типа - в слабости президентской власти и отсутствии стабильного правительства.

      Некоторые журналисты считают, что конфронтации удалось бы избежать, если бы главы  субъектов федерации и администраций  областных городов не выбирались, а назначались из Москвы. Реальную политику делают корпорации, сформировавшиеся вокруг губернатора и глав администраций городов.

      Другие внутрирегиональные конфликты:

      Внутрирегиональные  конфликты, в которых хотя бы одна из сторон не является непосредственным элементом властной структуры, можно классифицировать следующим образом:

      - власти - промышленные предприятия; 

      - банки - промышленные предприятия; 

      - власти - предприниматели; 

      - власти - СМИ; 

      - работодатели - наемные работники; 

      - межнациональные и межконфессинальные конфликты.

      Власти - промышленные предприятия. Суть многочисленных конфликтов между предприятиями и властями - налоговые претензии последних. Кроме налогов предприятия обязывают вносить деньги в так называемые «внебюджетные фонды», полностью подконтрольные властям. Предприятия очень редко выступают инициаторами конфликтов с властями, предпочитая обходные пути.

      Банки - промышленные предприятия. Один из крупных конфликтов возник между столичными и местными банками. Ради сохранения предприятия под контролем региона временно помирились даже мэр и губернатор области, прежде конфликтовавшие.

      Власти - предприниматели. Основная причина частых проявлений противостояния этого типа - экономическая. Предприниматели протестуют против произвола налоговиков, введения новых налогов и кассовых аппаратов. Они периодически выходят в пикеты и на митинги. Власти иногда идут на уступки.

      Власти - СМИ. Наиболее распространен тип «диагональных» конфликтов - когда газеты одного лагеря критикуют власти другого лагеря. Такого рода перепалки возникают постоянно, однако резкого противостояния СМИ и властей нет, как нет и цензуры. Власти пытаются воздействовать на неугодные им СМИ через суд.

      Работодатели - наемные работники. Акции протеста бюджетников и работников предприятий. Причины - различные невыплаты, задержки зарплаты.  
 

3. Проблемы разрешения.

      Необходимость вмешательства федеральных властей  в конфликты между региональными  и местными властями и его эффективность  вызывают у экспертов сомнения. Федеральные власти заинтересованы в подобных конфликтах, так как внутренняя борьба препятствует образованию сильной оппозиции центру. Федеральные власти должны влиять на конфликтные ситуации законными мерами, усиливать эффективность правовых средств. 

Информация о работе Проблемы разрешения конфликтов между ветвями власти