Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в обществе активно обсуждается будущее пенсионной системы России. Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 7
1.1. Характеристика пенсионной системы РФ 7
1.2. Правовые основы пенсионной системы РФ 18
1.3. Модели пенсионной системы РФ 26
2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВЕДЕННЫХ В РАМКАХ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РФ……………………..38
2.1. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы 38
2.2. Анализ основных мероприятий в рамках пенсионной реформы РФ 48
2.3. Недостатки пенсионной реформы 56
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 112.21 Кб (Скачать)

3-дополнительное пенсионное  страхование (обеспечение) - этот  уровень

предусмотрен сверх государственного пенсионного страхования и будет доступен не всем россиянам, а только тем, кто сам или работодатели добровольно отчисляли за него дополнительные взносы (в негосударственные пенсионные фонды). А в случаях, установленных законодательством (скажем, в профессиональных пенсионных системах), работодатели обязаны делать определенные страховые взносы.

Предложенная в Программе  модель формирования государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением в нее накопительных элементов, по замыслу авторов, способна обеспечить сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного фонда в течение переходного периода (до 2020 г.) без увеличения базовой ставки страховых взносов в этот фонд.

Чтобы обеспечить стабилизацию финансового положения пенсионной системы в этот переходный период предусмотрено:

1-досрочный выход на  пенсию заменить профессиональными  пенсионными системами;

2-размер пенсионных выплат  поставить в зависимость от  величины поступлений в ПФ;

3-стимулировать более  поздний выход на пенсию, используя условно-накопительные и именные накопительные пенсионные счета;

4-четко разграничить обязательства  по финансированию пенсий между ПФ, федеральным бюджетом и внебюджетными фондами;

  5-законодательно закрепить  перечень нестраховых периодов, включаемых в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, и определить принципы и размеры финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет федерального бюджета;

6-повысить собираемость  страховых взносов благодаря условно-накопительным и именным накопительным пенсионным счетам;

7-с 2005 г. начать частично  финансировать вновь назначаемые трудовые пенсии на накопительной основе.

Предполагается, что в  долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции, а тарифная политика станет ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, которые трудятся в нормальных технологических и природно-климатических условиях.

Для лиц, выходящих на пенсию по старости до 2005 г., доля тарифа для зачисления на именной накопительный счет (даже если они будут продолжать трудиться) станет направляться исключительно в ПФ, поскольку их пенсии будут финансироваться целиком за счет текущих поступлений в этот фонд без использования именных накопительных счетов.

Для сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями признано целесообразным ввести для них дополнительный тариф страховых пенсионных взносов.

В Программе предлагается с 2000 г. установить, во-первых, суммарный тариф отчислений страховых взносов в ПФ, взимаемый с работодателя и работника, в размере 27%, из которых на именной пенсионный счет должен идти 1% зарплаты (дохода) работника; во-вторых, предельную величину годового дохода работника, на которую начисляются страховые взносы; в-третьих, дополнительный тариф страховых взносов в профессиональные пенсионные системы, начисляемых на фонд оплаты труда работников, имеющих право досрочного выхода на пенсию.

В Программе планируется  накопительный элемент тарифа по государственному пенсионному страхованию повышать постепенно (при соответствующем сокращении распределительного элемента). В 2000 г. ставка взноса в накопительной системе (на именные пенсионные счета) составит 1%, в 2003 г. - 3, в 2006 г. - 5, в 2009 г. - 7, в 2010 г. - 8%. В долгосрочной перспективе предстоит довести соотношение между распределительной и накопительной частями трудовых пенсий до 50:50 при условии увеличения зарплаты в соответствии с повышением ставки взносов, уплачиваемых работником. Условно можно выделить несколько этапов пенсионной реформы РФ. В рамках первого этапа, стартовавшего в 1992 году можно обозначить внедрение негосударственных пенсионных фондов. В этом году вышел указ президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», который заложил основы системы,  построенной на накопительных принципах. В рамках данного этапа, создавать негосударственные пенсионные фонды получили возможность коллективы, организации и предприятия, для того, чтобы формировать дополнительную пенсию участникам фондов. За пенсионным фондом РФ осталась закреплена распределительная пенсионная система. Негосударственные пенсионные фонды теперь могли аккумулировать пенсионные взносы организаций и граждан, инвестировать эти средства, и вести учет обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий.

Следующий этап начался в 2002 году, где осуществился переход к формированию пенсий накопительным  принципом. С 1 января 2002 г. в России начало действовать новое законодательство в области пенсионного обеспечения. Институциональный каркас новой пенсионной системы сформирован следующими федеральными законами, четыре из которых были приняты в 2001–2002 гг.:

  • «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ);
  • «Об основах обязательного социального страхования» (от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ);
  • «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ);
  • «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ);
  • «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ);
  • «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ)33.

Первые  пять законов устанавливают нормы  обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации, то есть определяют правила формирования пенсионных прав и расчета пенсий для лиц, участвующих  или участвовавших в уплате обязательных отчислений в государственную пенсионную систему. Закон о государственном  пенсионном обеспечении определяет условия и порядок предоставления пенсий, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно  действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую  и накопительную. В соответствии с проводимой реформой каждый работающий гражданин получил право выбрать  частную  УК и доверить ей формирование накопительной части пенсии. С 2004 года на рынок государственной системы  пенсионного обеспечения вышли  негосударственные пенсионные фонды. В соответствии с изменениями граждане получили право выбора вложения своих пенсионных накоплений в зависимости от предложенного управляющими компаниями инвестиционного дохода. Также за ними было законодательно закреплено право выбора пенсионного фонда и гарантия свободы передачи своих пенсионных накоплений из ПФР в НПФ и обратно.

В 2005 году на ПФР возложены функции по начислению и выплате ежемесячных денежных выплат и реализации прав граждан  на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась  функция назначения и выплаты  дополнительного ежемесячного материального  обеспечения инвалидам и ветеранам  Великой Отечественной войны  и их вдовам. ПФР начал вести  федеральный регистр лиц, имеющих  право на получение государственной  социальной помощи. В 2007 году началась реализация программы по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы  сертификатов на материнский капитал  получили возможность переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии.

С 1 октября  2008 года запущена программа  по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Участнику программы, осуществивший  взнос на свой пенсионный счет в  размере не менее 2 тыс. руб., государство  стало за счет Фонда национального  благосостояния перечислять на этот же счет такую же сумму, но не больше 12 тыс. руб. Для лиц пенсионного  возраста, не заявивших о получении  пенсии размер софинансирования со стороны  государства составляет 4-кратный  размер, но не более 48 тыс. руб.

Первого октября 2008 г. на заседании Правительства  РФ было принято решение провести в 2010–2011 гг. масштабную реформу единого социального налога (ЕСН). В 2009 г. основные решения по пенсионной реформе получили свое законодательное оформление в виде следующих нормативно- правовых актов:

  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”»34;
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»35;
  • Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 731;
  • Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 820;
  • Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 762.

Основные положения пенсионной реформы состоят в следующем.

1. Источником  финансирования страховой и базовой  частей пенсии становится страховой взнос (в настоящее время дефицитно выплате базовой части трудовой пенсии покрывается из федерального бюджета)36. При этом базовая часть пенсии по старости становится составляющей частью страховой пенсии и в дальнейшем подлежит индексации в связи с ростом доходов ПФР, но не выше роста среднемесячной заработной платы. Чтобы с помощью страхового взноса можно было финансировать базовую и страховую части трудовой пенсии, резко увеличивается величина тарифа этого взноса. При этом устанавливается предельный размер выплат работнику для начисления страховых взносов в размере 135% от средней заработной платы (данный порог в дальнейшем индексируется по росту заработной платы). При реализации данных мер в 2011 г. существенно увеличится налоговая нагрузка, ее рост составит около 1,7% ВВП.

2. Несмотря  на рост налоговой нагрузки, тарифа  на обязательное пенсионное страхование  в размере 26% на всех страхователей недостаточно для финансирования базовой и страховой части пенсии в долгосрочном периоде, поэтому Минздравсоцразвития России предлагает увеличивать размер страхового тарифа по мере роста потребности в финансировании.

3. Отдельно  необходимо отметить программу  валоризации прав старших поколений. Денежная оценка прав по состоянию на 1 января 2002 г. увеличивается на 10% + 1% за каждый полный год общего трудового стажа до 1 января 1991 г. Данное мероприятие предполагается реализовать за счет средств федерального бюджета (в 2010 г. – 502 млрд руб.)37.

Таким образом, объективные причины вызвали  необходимость пенсионной реформы, которая осуществлялась в несколько  этапов и основным итогом которой  явилось следующее: были заложены основы социально-страховых механизмов развития пенсионной системы, включая усиление дифференциации размера трудовой пенсии в прямой зависимости от страховых  взносов и усиление участия застрахованного  лица в формировании своих пенсионных прав через накопительную часть  в пенсии. В тоже время были существенно  сокращены отчисления на пенсионное обеспечение.

В целом  мероприятия, проводимые в рамках основных этапов пенсионной реформы оцениваются  неоднозначно, а в некоторых случаях  даже весьма провальное.

 

 

2.3. Недостатки пенсионной реформы

За годы правления Путина и Медведева  пенсионная реформа полностью провалилась. На днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства, фактически признал провал пенсионной реформы и недееспособность нынешней пенсионной системы, при которой страховые взносы, которые платят работодатели за своих работников, делятся на распределительную и страховую части. Предполагалось, что к 2023 году пенсионеры смогут получать накопительную пенсию, которая будет больше, чем распределительная. Медведев заявил, что эти расчеты не оправдались. При нынешней пенсионной системе работодатель платит страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 22% от зарплаты работника. Из них 16% - это распределительная часть пенсии. Из нее платятся пенсии нынешним пенсионерам. Сейчас этих денег на выплаты пенсий не хватает, дефицит составляет около триллиона рублей, правительство восполняет его из "нефтяной кубышки" - Стабилизационного фонда. Оставшиеся 6% - накопительная часть пенсии. Предполагалось, что они будут накапливаться в течение жизни работника в пенсионных фондах, государственных или частных, и от их размера будет зависеть пенсия - но только для тех, кто выйдет на пенсию после 2023 года. Кто больше зарабатывал, у того и пенсия будет больше.

В 2010 году дефицит Пенсионного фонда составил 1 трлн 166 млрд руб., или почти 3% ВВП  России!

Финансирование  дефицита Пенсионного фонда сегодня  — одна из крупнейших статей федерального бюджета.

Ради  преодоления дефицита Пенсионного  фонда весной 2010 года высшие российские чиновники открыто заговорили о  перспективе повышения в России пенсионного возраста.

При этом об адекватном повышении  продолжительности жизни они  предпочитают не говорить. Дело не только в дефиците средств в Пенсионном фонде на выплату пенсий. При действующей сегодня в России распределительной пенсионной системе (когда работающие люди за счет отчислений в Пенсионный фонд содержат пенсионеров) в принципе невозможно обеспечить достойный уровень пенсий.

Информация о работе Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ