Разработка конкурентной стратегии предприятия ООО «Трабзон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Содержание

Введение 3
1 Анализ деятельности предприятия 9

1.Краткая характеристика предприятия 9
2.Основные виды деятельности предприятия 11
3.Анализ финансового состояния 14
2 Разработка конкурентной стратегии 16

2.1 Анализ конкурентной среды 16

2.2 Расчет доли рынка 16

2.3 Разработка конкурентной стратегии 18

Заключение 23
Список используемых источников 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая теория конкуренции.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ) 
 

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Теория конкуренции»

 

Тема    Разработка конкурентной стратегии предприятия ООО «Трабзон»

(наименование  темы)

Специальность _______________________________________________

(номер,  наименование)

Специализация________________________________________

Автор курсовой работы _____ ________________

(фамилия, имя, отчество, № группы)

Руководитель работы ________.____________________

                         (подпись, дата, уч. степень, звание  инициалы, фамилия) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

    Введение          3

    1 Анализ деятельности предприятия      9

    1. Краткая характеристика предприятия     9
    2. Основные виды деятельности предприятия    11
    3. Анализ финансового состояния      14

    2 Разработка  конкурентной стратегии     16

    2.1 Анализ конкурентной среды      16

    2.2 Расчет доли рынка        16

    2.3 Разработка конкурентной стратегии     18

    Заключение          23

    Список  используемых источников      24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать между собой вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

    Теория  конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.).

    Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:

    1 сформулировал понятие конкуренции  как соперничества, повышающего  цены (при сокращении предложения)  и уменьшающего цены (при избытке  предложения);

    2 сформулировал главный принцип  конкуренции – принцип «невидимой  руки», в соответствии с которым «дергая» за ниточки марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

    3 разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие  трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;

    4 определил основные условия эффективности  конкуренции, включающие наличие  большого количества продавцов  и покупателей, исчерпывающую  информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);

    5 разработал модель усиления и  развития конкуренции, доказал,  что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов  в масштабе общества в целом.

    Определенный  вклад в развитие теории конкуренции  Адама Смита внесли Д. Рикардо, Д. С. Миаль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л. Азоев, Ю.И. Коробов, Л.Г. Раменский, Д.Ю. Юданов и др.

    Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определения,  сформулированные некоторыми авторами.

    «Конкуренция  есть стремление как можно лучше  удовлетворить критериям доступа к редким благам», - считает современный американский экономист П. Хайне.

    Ф. Найт определяет конкуренцию как  ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

    К.Р. Макконелл и С.Л. Брю считают, что  конкуренция -  это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

    Й. Шумпетер определял конкуренцию  как соперничество строго с новым, с инновациями.

    Нобелевский лауреат по экономике  1974 г., австрийский  ученый Фридрих А. фон Хайек отмечает, что конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным.

    Конкуренция ведет к лучшему использованию  способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.

    Конкуренция не может функционировать среди  людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция – особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей.

    Сторонники  традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб  терпят консерваторы, оказывающие сопротивление  новому.

    Конкуренция – процесс доказывания правоты  меньшинства -  новаторов.

    Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных  условиях.

    Конкурентов мы воспринимаем с раздражением, ибо они мешают нам спокойно жить.

    В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция  – динамичный и развивающийся  процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

    Г.Л. Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

    А.Ю. Юданов утверждает, что рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем, А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие «конкуренция». Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.

    Поведенческая трактовка конкуренции – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

    Структурная трактовка конкуренции – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

    Функциональная  трактовка конкуренции – соперничество  старого с новым, с инновациями, когда скрытое становиться явным.

    Анализ  структуры и содержания формулировок и трактовок понятия «конкуренция» позволяет сделать следующие выводы:

    а) понятия «конкуренция», предложенные различным авторами, не в полной мере отвечают требованиям системности и комплектности, т.е. они характеризуют только один из множества аспектов конкуренции, установленных А. Смитом и самими авторами, каждый в своей области исследования;

    б) многообразие подходов к формулированию понятия: один автор под конкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, то есть юридических лиц, другой – соперничество физических лиц, третий – как наличие не ранке достаточного количества продавцов и покупателей, четвертый – ситуацию, пятый – стремление, шестой – процесс и т.д.;

    в) приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных, производственных и биологических систем;

    г) понятия не отражают конкуренцию  как единство статики и динамики соперничества, выживания систем в  заранее заданных или неопределенных условиях;

    д) понятия не увязаны с законодательством.

    С учетом рассмотренных замечаний предлагается следующее определение: конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

      По степени интенсивности конкуренция  может быть:

  • Привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
  • Умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
  • Ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает, либо вытесняет объект из данного сегмента;
  • Ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента. /5.

    Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

    Различия  в характере рыночной конкуренции  связаны с существованием различных  рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

    Наиболее  эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, то есть когда ситуация на рынке характеризуется:

    1 множеством покупателей и продавцов;

    2 высокой мобильностью факторов  производства;

    3 отсутствием барьеров на пути  вступления на рынок или выхода из него;

    4 однородностью (стандартностью) продаваемой  продукции;

    5 равным доступом всех участников  рыночных отношений к информации.

    В результате, при совершенной конкуренции  доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов ил покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

    Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Лишь некоторые рынки  по своим характеристикам могут  приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна).

    Если  хотя бы один из признаков совершенной  конкуренции отсутствует, то такая  рыночная структура называется несовершенной  конкуренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

    1 чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

    2 олигополия, когда в отрасли существует  небольшое число фирм;

    3 монополистическая конкуренция,  которая характеризуется наличием  на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

    В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием  их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений / 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разработка конкурентной стратегии предприятия ООО «Трабзон»