Развитие концепции внутрикорпоративных рынков и развитие теории альянсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 01:26, контрольная работа

Описание работы

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др.

Работа содержит 1 файл

КР по теории организации.docx

— 36.57 Кб (Скачать)

     ВОПРОС  № 1. Развитие концепции  внутрикорпоративных  рынков и развитие теории альянсов

     Теоретические основы построения организаций как  часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции  и др. Изменения объективных условий  функционирования организаций, характерные  для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и  управленческой практики. Рост крупных  организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой  для разработки научного подхода  к организациям, принципов и методов  управления ими. Это вызвало к  жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты  и стимулы функционирования - формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функций и ответственности, принятие управленческих решений, математический аппарат процессов управления.

     Для решения вопроса о том, какая  схема организации является оптимальной  для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные  подходы, предлагаемые теориями формирования организаций. Теории, которые утверждают, что существует единственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым  оптимальная структура может  различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение технологии и внешней  среды, называются ситуационными.

     Существующие  теории различаются также по способу  их разработки. Например, некоторые  из них являются результатом логической дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследовательских разработок. Одни теории ведут главным образом  поиск базовых характеристик  для описания организаций, другие же пытаются описывать "лучшую" организацию. В экономической литературе различают также теории, в которых сделан акцент на задачах подразделений фирмы, рассматриваемых в качестве важнейшей основы анализа, и теории, которые пытаются анализировать организацию в целом. Эти различия в подходах и предмете анализа затрудняют разработку общей теории формирования организаций. Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века, сгруппированы в табл.1.

     Последние десятилетия, ознаменовавшиеся стремительными переменами в технологии, возрастающей сложностью и наукоемкостью производства, его глобализацией и распространением современных информационных технологий, дали новый мощный толчок теоретическим  обобщениям и прикладным научным  исследованиям в управлении.

Доминирующие  факторы I половины XX века Доминирующие  факторы II половины XX века
Ориентация  научных школ  
 Отделение управления от собственности  
 Рост крупных организаций  
 Развитие наук о человеке  
 Развитие точных наук  
 Утверждение рыночных отношений  
 Закономерности и принципы построения организаций  
 Разделение труда, функций и ответственности  
 Человеческие отношения, мотивы и стимулы  
 Социальные системы
Ориентация  научных школ  
Революционные перемены в технологии  
Сложность и наукоемкость производства  
Глобализация производства и рынков  
Информационные технологии  
Многообразие потребительского спроса  
Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций  
Системный подход к управлению  
Организационный потенциал и культура  
Бихевиоризм  
Маркетинг  
Реинжиниринг  
Концепция внутренних рынков  
Теория институтов и институциональных изменений  
Теория альянсов  
Приоритет социальных целей и развития  
Классическая теория организации

     Таблица 1

     Идеи  и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались  многими учеными и практиками. К известным авторам, внесшим  основной вклад в развитие главных  разделов классической теории, относятся: научное управление - Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теория организации - X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория - М. Вебер.

     Современные направления теоретических разработок, имеющих большую практическую значимость, в настоящее время оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Это вызвано и ориентацией на новейшие технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и способами высокопродуктивного ведения хозяйства, и прогнозированием потребительского спроса и поведения конкурентов, и господством стратегического подхода в управлении. Среди основных направлений теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие:

  1. Реинжиниринг
  2. Концепция внутрикорпоративных рынков (или организационных рынков).
  3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления).

     Остановимся на концепциях внутрикорпоративных  рынков и теории альянсов.

     Теория  внутрикорпоративных  рынков характеризуется перенесением закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность корпораций, т.е. перенесением закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю среду организации. Такие революционные преобразования должны охватить все их подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей). Они становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном и межфирменном обороте, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Согласно этой концепции подразделения, имеющие экономическую свободу внутри предприятия, будут быстрее развиваться на основе внутренней конкуренции, изменять спектр услуг и товаров в соответствии с требованиями внутреннего и внешнего рынка. Эти процессы найдут отражение и в демократизации внутренней среды организации. Благодаря развитию прямых связей, организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к горизонтальным управленческим структурам, на поиске выгодного соотношения между крупными и малыми операциями.

     На  этой основе и с использованием информационных технологий формируются сетевые  организации с распределенными  автономными звеньями, так называемые виртуальные корпорации. Появляется принципиально новый объект управления, требующий очень тонкой настройки. К этому направлению примыкает  и разрабатываемая концепция  "демократической корпорации", предусматривающая широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования подразделений и руководителей.

     Теория  альянсов (ассоциативных форм организации и управления). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. Образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

     Новая корпоративная модель предусматривает  расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей и  тем самым меняет представление  о границах организации. Компании соединяются для того, чтобы использовать те рыночные возможности, которые для отдельных членов альянса реализовать невозможно. Профессиональные знания и умения каждого партнера позволяют создавать более эффективную организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на глобальном уровне. Компании объединяются для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть реализованы. Особое внимание уделяется проблеме всестороннего развития человеческих ресурсов. Отношение к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к персонифицированным издержкам производства становится центральным постулатом теории организации. Важное значение придается проблеме доверия – к системе управления, принимаемым решениям, их исполнению, руководителям.          

     ВОПРОС  № 2. ФИЛОСОФИЯ САМОСОХРАНЕНИЯ

     В жизни почти каждой организации  бывали ситуации, когда она оказывалась  на грани банкротства или даже вступала в процедуру банкротства. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и  преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке.

     Теоретической основой для анализа общего состояния  организации служит закон самосохранения, который звучит так: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

     В аналитическом виде данный закон  имеет следующий вид:

       ∑Ri > ∑(V1i+V2i), (2.1)

     где R- потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий ее развитию;

     V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия;

     V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей существенный вред.

     Таким образом, общая сумма созидательных  ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

     Левая часть формулы (2.1) носит название «энергии удержания» (У), а правая –  «энергии ликвидации» (Л). И данную формулу  можно представить в следующем  виде:

  У > Л (2.2)

     V1i и V2i могут влиять на деятельность организации как позитивно, так и негативно. Например, конкуренты желают вытеснить компанию «А» с ее сегмента рынка и затрачивают на эту акцию финансы и время. Возможны три варианта результата:

    1. У компании «А» нет ресурсов для противостояния и она терпит существенный убытки или ликвидируется.
    2. Компания «А» имеет достаточные ресурсы, чтобы остаться на своих позициях.
    3. Жесткий нажим на компанию «А» со стороны конкурентов активизирует деятельность ее персонала, повышает суммарный ресурс компании, и она либо остается на рынке с новой продукцией, либо расширяет сегмент рынка с прежней продукцией.

     При позитивном влиянии параметры V1i и V2i увеличивают как энергию удержания, так и энергию ликвидации, при негативном – увеличивают только энергию ликвидации.

     Таким образом, реакция компании на внешние  или внутренние отрицательные воздействия  может привести либо к созидательным, либо к разрушительным явлениям. Это  частично определяется рядом факторов. К внутренним факторам относятся:

    • философия организации;
    • принципы ее деятельности;
    • использование ресурсов и технологий;
    • качество и уровень реализации маркетинга

     К внешним факторам относятся:

    • демографические;
    • экономические и политические;
    • развитие науки и техники;
    • развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.

     Перечисленные факторы, реализуясь в конкретные действия, могут существенно повысить ресурс организации. В частности, руководитель организации должен:

    • иметь в запасе новую технологию;
    • постоянно повышать профессионализм персонала;
    • иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми;
    • иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных чиновников;
    • создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями;
    • в уставном капитале организации увеличить долю ликвидного имущества;
    • иметь дополнительный источник существования.

     Для анализа положения организации  очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР), определяемый на суммарный объем ресурсов удержания.

  УР . 100% (2.3)

     В теории организации выделяют семь основных уровней самосохранения:

Уровень Диапазон  значений, % Комментарии
1 (-1000) – (-100) Организацию следует  немедленно ликвидировать
2 (-40) – (-10) Для старых организаций  просмотреть циклы подъема и  спада. Общая тенденция – принятие решения о ликвидации или реорганизации.

Для новых организаций  – либо ликвидация, либо подключение  новых источников удержания

3 0 Для старых организаций  – это сигнал к принятию радикальных  решений.

Для новых –  это обычная борьба за выживание

4 10 – 20 Нормальная  ситуация в рыночной экономике
5 100 – 200 Благоприятствующая  ситуация в рыночной экономике
6 300 – 400 Организация находится  в искусственно льготных условиях. Это сигнал к скорой расплате (наказанию)
7 500 – 1000 Организацию следует  немедленно ликвидировать, т.к. она  работает не на выполнение своих функций, а на самосохранение.

Информация о работе Развитие концепции внутрикорпоративных рынков и развитие теории альянсов