Роль руководителя в управлении персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель КУРСОВОЙ работы - рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;

Работа содержит 1 файл

Курсовая Теория Управления.docx

— 88.87 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Эффективная экономика - прежде всего  эффективное управление. В конечном счете, управление - прежде всего управление человеческими ресурсами.

Руководство персоналом занимает центральное место  в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей  обеспечивает достижение главных целей предприятия.

Руководитель  осуществляет важнейшую  функцию управления - руководство. Результат  труда руководителя - решение, т.е. специфический  вид информации, направляющий функционирование и  развитие трудового  коллектива. Труд руководителя связан с разработкой  и передачей информации.

В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом»  давно уже стало  не только важнейшей  составной частью подготовки руководителей  всех уровней, но и  неотъемлемым компонентом  высшего образования  в целом.

Необходимость специальной подготовки в области управления персоналом вызвана  тем, что современный  руководитель может  всесторонне проявить себя в работе, лишь активно взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой  культурой коммуникаций, знаниями и навыками делового общения  и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные  с управлением  сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организацией задачи, эффективное управление в принципе невозможно.

В настоящее время  многие руководители отечественных организаций  различных форм собственности  недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту  и активно использующихся за рубежом для  эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент многих предприятиях руководители сводят воздействие работников лишь к двум методам: административным методам  воздействия и  экономическому стимулированию.

Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством, как на макро- , так и на микроуровне эффективных современных методов управления производительным трудом становиться один из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики.

Цель КУРСОВОЙ работы - рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.

В соответствии с целями поставлены следующие задачи:

· раскрыть общие элементы управления персоналом;

· определить роль руководителя в управлении персоналом;

· рассмотреть личность руководителя и стили  управления;

Предметом исследования является руководитель организации в сфере управления человеческими ресурсами.

В процессе формирования концепции работы использовались труды  Михайлиной Г.И.,., Михайлина Д.Л., Шапиро С.А., Одегова Ю.Г., Пугачева В.П., Кричевского Р.Л, Филоновича С.Р., Лилеевой З.А. и других авторов, изучавших данную тематику.

Структура КУРСОВОЙ работы представлена следующим образом. В первой главе рассмотрены общие положения управления персоналом. Вторая глава акцентируется непосредственно на личностных качествах руководителя, его роли и стилях в управлении персоналом. Третья и четвертая главы посвящены неотъемлемым элементам руководства персоналом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

1.1 Понятия и цели управления персоналом

Работа  любой деловой  организации невозможна без персонала. Персонал включает в себя всех работников организации, всех людей занятых на предприятии, исключая собственника в том случае, если он непосредственно не выполняет каких-либо производственных функции.

Управление  персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления. Также управление персоналом можно определить как: комплекс деятельности субъектов управления по обеспечению организации оптимальным количеством сотрудников требуемой квалификации и качества (компетентности и мотивации), по руководству сотрудниками и их использованию в целях обеспечения экономической (деловой), а также социальной эффективности организации. (1)

Таким образом, управление персоналом существует в 2 взаимосвязанных  формах: как деятельность руководителей по повседневному управлению сотрудниками и как  подчиненная этому  специфическая управленческая функция, выполняемая  службой персонала  или отделом кадров.

Деятельность  любой организации, в том числе  и управление персоналом, подчинена достижению целей. В современной  литературе выделяют 2 группы целей менеджмента  персонала: организационные и личные.

(1). Пугачев В.П. Руководство персоналом. - М.: Аспект-Пресс, 2006, с.34.

 

Организационные цели традиционно  стоят в центре управления персоналом, да и в управлении в целом. Их обычно связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом - деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.

Эффективность управления персоналом - это достижение организационных и индивидуальных целей при минимальных издержках. Применительно к рыночным предприятиям, организационные цели состоят в обеспечении их прибыльности и стабильности, а также адаптируемости к будущим изменениям ситуации при минимальных затратах на персонал, индивидуальные же цели заключаются главным образом в удовлетворенности сотрудников трудом, его компенсацией и пребыванием на предприятии.

Персонал  неоднороден по своему составу.

Персонал  обладает рядом характеристик: Он выступает как:

1. рабочая сила;

2. человек, обладающий  свободой воли  и принимающий  решения;

3. мотивированный человек;

4. член групповых  объединений и  коалиций;

5. источник денежных  и других расходов  организации;

6. наемный работник, находящийся в трудовых взаимоотношениях с работодателем, которые оформлены трудовым договором или контрактом.(1)

 

(1). Пугачев В.П. Руководство персоналом. - М.: Аспект-Пресс, 2006, с.7-8.

 

Управление  персоналом занимает центральное место  в управлении предприятием. Применительно к  коммерческим организациям управлением ими  подразделяется на следующие  относительно самостоятельные  виды деятельности:

· управление персоналом;

· управление производством;

· управление рынками (сбытом продукции);

· финансовое управление.

Любой вид управления возможен лишь посредством  управления сотрудниками, людьми. Поэтому управление персоналом имеет  ключевое значение для  успеха деятельности любого предприятия.(1)

1.2 Субъекты, объекты, функции и методы управления персоналом.

Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется его субъектами - должностными лицами и организациями, непосредственно  занятыми этого рода деятельностью.

Субъектами управления персоналом являются: руководители всех уровней, службы персонала (отделы кадров), трудовые коллективы и прежде всего их органы: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов: действующие на предприятии отделы качества, профсоюзные и женские организации, объединения рационализаторов, ветеранов и т.п.

(1). Пугачев В.П. Руководство персоналом. - М.: Аспект-Пресс, 2006, с.13-14.

Функции управления персоналом представляют собой направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия.

           Существует несколько методов определения функций управления персоналом, их значимости и удельного веса в управлении.

           Более точный, но в тоже время и более дорогостоящий метод определения функций и задач в области управления персоналом - фиксация их перечня и затрачиваемого времени посредством наблюдения за работой менеджеров. Этот метод предполагает наличие специально подготовленных профессионалов-наблюдателей, изучение деятельности многих менеджеров и требует больших финансовых и временных затрат.

Выделяют  следующие функции  управления персоналом:

1. Планирование персонала  (включая стратегическое  планирование), определение  потребности в  количестве и качестве  сотрудников, а  также времени  их использования.

2. Определение способов  рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие, сколько человек взять извне и сколько изнутри?

3. Маркетинг персонала.  Он направлен на  обеспечение спроса  на рабочие места  на данном предприятии  со стороны лучшим  образом подготовленных  людей, в первую  очередь высококвалифицированных  специалистов и  менеджеров.

4. Подбор, оценка, отбор  и принятие на  работу сотрудников.  Важность этой  функции определяется  растущей стоимостью  рабочей силы и  повышения требований  к работнику.

5. Адаптация, обучение  и повышение квалификации  работников, их развитие. Сегодня на передовых  фирмах профессиональное  развитие превратилось  по существу в  непрерывный процесс,  сопровождающий человека  в течении всей его трудовой жизни.

6. Планирование карьеры,  обеспечение профессионально-должностного  роста работника.

7. Мотивация персонала.  Мотивация достигается прежде всего через обеспечение совпадения организационных и личных целей.

8. Руководство персоналом. Данная функция  призвана объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое. Руководство персоналом - чрезвычайно сложная и содержательная деятельность, в той или иной мере включающая многие из других функций.

9. Управление расходами  на персонал. Это  предполагает подсчет  того, сколько стоит  привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала,  социальные расходы  и т.п., все пребывание  работника в организации,  а также соотнесение  расходов с прибылью, которую приносит  труд сотрудника.

10. Организация рабочего  места. Эта функция  учитывает различные  факторы, влияющие  на экономическую  и социальную эффективность  работника: его  квалификацию и  индивидуальные качества, техничку и технологию, служебное помещение,  всю рабочую ситуацию.

11. Обеспечение оптимального  распорядка работы. Четкое выполнение  это функции позволяет  поддерживать оптимальный  трудовой ритм  организации, экономить  значительные средства, повышать удовлетворенность  пребыванием в  организации.

12. Кадровое делопроизводство. Это техническая  функция необходима  для эффективного  использования персонала.

13. Управление информацией  о сотрудниках.  Задача этой функции  - получать в оптимальном  объеме, распространять  нужную и гасить  ненужную и даже  вредную информацию.

14. Оценка результатов  деятельности и  трудового потенциала  персонала. На  этой функции базируется  стимулирование, развитие  и использование  кадров, а также  контроль за ними.

15. Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка.

16.Управление  конфликтами. Оно  предполагает создание  в организации  климата, исключающего  возникновение деструктивных  конфликтов, а также  конструктивное, относительно  безболезненное разрешение  конфликтов.

Информация о работе Роль руководителя в управлении персонала