Система управления как особый элемент организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — исследование систем управления организацией и исследование алгоритма проектирования в системе управления.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть:
система и законы построения систем управления;
основные типы структур организации и подсистемы;
систему управления организацией;
общий алгоритм процесса проектирования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА…………………………………………….4

1.1. Система. Законы построения систем управления…………………………………..4
1.2. Основные типы структур организации……………………………………………...8

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…….……………………………………..12

2.1. Общая характеристика организации как системы управления………………......12
2.2. Ресурсы, зависимость от внешней среды, структура управления………………..15
2.3 Подходы к процессу управления в организации…………………………………...18

3. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНОЙ АЛГОРИТМ……………………………………………………..………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОв

Работа содержит 1 файл

kursovaya (1).doc

— 229.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОБЩИЙ АЛГОРИТМ  ПРОЦЕЕСА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Общий алгоритм разработки (или совершенствования) новой системы управления заключается  в выполнении перечисленных далее  шагов:

  • диагностика существующей системы управления;
  • проектирование новой системы управления;
  • верификация и предварительное согласование проекта;
  • детальная проработка нового проекта;
  • внедрение новой системы управления.

Краткие описания каждого из этапов работы приведены в таблице 1.

Осуществление организационных преобразований — это, пожалуй, наиболее критичная стадия всего процесса, потому что именно в грамотном внедрении новой организационной структуры заключается успех мероприятия. Конечно, любую самую передовую идею способна загубить ее плохая реализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Этапы проектирования новой системы управления компанией

Этап

Перечень основных действий

Документальный результат

Диагностика существующей системы управления

Проведение  диагностики организационной структуры  и бизнес-процессов. Выявление проблем, стоящих перед компанией. Выработка рекомендаций по устранению проблем

Отчет о диагностике системы управления

Проектирование  новой системы управления

Разработка  решений по реализации рекомендаций. Формирование новой организационно-функциональной модели компании

Организационно-функциональная модель компании

Верификация и предварительное согласование проекта

Экспертиза  организационно-функциональной модели на соответствие заявленным требованиям. Обоснование выбора альтернативного  варианта системы управления. Согласование с заказчиком

Утвержденный  проект системы управления

Детальная проработка проекта

Разработка  детального плана реализации проекта  Разработка пакета организационно-нормативных  документов: положения о системе  управления; положения о подразделениях; регламентов; должностных инструкций

План  реализации проекта Пакет организационно-нормативных  документов (положения, регламенты, инструкции)

Внедрение новой системы управления

Реализация  мероприятий согласно плану внедрения  новой системы управления

Организационно-распорядительные документы


 

 

Существует ряд принципов, опираясь на которые можно эффективно и  качественно провести процесс организационных  преобразований.

Воля руководства к проведению изменений. Как показывает практика, для успешной реализации организационных изменений в компании необходимо деятельное участие высших должностных лиц. Без их прямой заинтересованности в результатах дело не сдвинется с места.

Внешняя и внутренняя PR-кампания. Большинство людей изменения воспринимают негативно, во всяком случае, вначале, это известный психологический факт. Поэтому необходимо провести большую разъяснительную работу среди персонала, чтобы показать положительные моменты организационных изменений, а также пресечь в корне зарождающиеся слухи. Кроме того, если организационные изменения касаются подразделений, которые имеют контакты с контрагентами компании, необходимо оповестить о соответствующих изменениях и их.

Обучение персонала. Если организационные изменения связаны с изменением функций или порядка взаимодействия сотрудников (а как правило, так и происходит), необходимо заранее провести обучение персонала работе в новых условиях. Нужно обновить или создать заново соответствующие должностные инструкции и регламенты работы, провести тренинги по работе в новых условиях, при необходимости — провести профессиональную подготовку.

Последовательность в реализации изменений. Бывает, что проекты совершенствования организационной структуры организации не доводятся до конца по каким-либо причинам: нехватка ресурсов, недовольство персонала, принятие «половинчатых» решений и т. п. Однако по сути такая ситуация означает провал проекта, поскольку результат так и не будет достигнут. Пропасть нельзя перепрыгнуть на 99%.

Организация проекта  внедрения новой системы управления. Внедрение новой системы управления выполняется согласно заранее разработанному плану внедрения, который содержит в себе:

  • состав работ и их взаимосвязь;
  • сроки выполнения проекта в целом и сроки выполнения промежуточных работ;
  • перечень ответственных за выполнение работ в проекте;
  • ресурсы, необходимые для выполнения всех работ.
  • План организационных преобразований обычно состоит из трех блоков:
  • корпоративные мероприятия;
  • организационные мероприятия;
  • кадровые мероприятия.

Корпоративные мероприятия связаны с проведением изменений в структуре капитала и собственности: проведение советов директоров и общих собраний акционеров, внесение изменения в устав общества и т. д.

Организационные мероприятия — это подготовка компании к осуществлению хозяйственной деятельности в новых условиях: покупка/продажа/аренда объектов основных средств, подготовка инфраструктуры и рабочих мест, заключение/расторжение договоров с контрагентами, разработка/изменение организационно-нормативной документации и т. д.

Кадровые мероприятия — это подбор/увольнение/перевод персонала, своевременное уведомление об изменении существенных условий труда, заключение новых трудовых контрактов, организация обучения и/или профессиональной переподготовки и т. д.

Существует несколько типичных проблем с которыми сталкивались все компании, проводившие ту или иную реорганизацию деятельности.

1. Отрицательное восприятие перемен персоналом: сотрудники не любят оптимальные процессы, поскольку они усиливают их эксплуатацию. Причем даже если это не так, действует инстинктивное правило человеческой психики — на всякий случай опасаться всего неизвестного.

Решение: проведение PR-кампании среди персонала; пересмотр системы мотивации персонала; проведение обучения персонала

2. Период организационной неразберихи: отсутствие информации о том, кто, что и как должен делать и за что отвечать. Далеко не все люди в такой ситуации способны взять на себя ответственность и принимать решения. Последствия такой ситуации очевидны — работа просто застопоривается.

Решение: своевременная подготовка регламентирующих документов и ознакомление с ними персонала; проведение обучающих тренингов для персонала

3. Наличие «священных коров» в организации, трогать которых опасно. В некоторых организациях есть должности — синекуры, на которые принимают, что называется, «своих» людей. Например, на должность могут пристроить сына или племянника крупного заказчика компании (как ответную любезность за поступление заказов). Но с точки зрения выполнения прямых должностных обязанностей пользы от человека может не быть вообще.

Решение: принципиальность в проведении внедрения; полная поддержка внедрения со стороны топ-менеджмента

4. Отсутствие или неподготовленность технической и/или информационной базы для работы в новых условиях. В управляющей компании одного крупного холдинга приняли решение внедрить систему электронного документооборота. Внедрили ее чисто административными методами: издали приказ, что с такого-то числа все документы будут приниматься только через эту систему. Одна беда — система была еще «сырая», и в результате пару месяцев в работе компании была полная неразбериха в плане документооборота. 
Решение: своевременная подготовка технической и информационной базы

5. Борьба среди высшего менеджмента за полномочия и сферы влияния. При этом «перетягивание одеяла» на себя вызывает перекос в системе управления компании в целом. Кроме того, менеджеры вынуждены тратить свои усилия не на свои прямые обязанности, а на политические интриги. 
Решение: принципиальная позиция высшего руководства, проведение командообразования.

Излишние затраты возникают  в несбалансированно выстроенных  системах управления из-за:

  • дублирования функций в структуре управления;
  • неправильного разграничения сфер ответственности высшего менеджмента;
  • несбалансированного сорсинга;
  • несоответствия типа организационной структуры и характера деятельности компании, а также уровня ее развития.

Для совершенствования организационной  структуры необходимо применять  следующие оптимизационные приемы:

  • устранение явных ошибок в организационной структуре: дублирование функций в различных подразделениях, несоблюдение нормы управляемости, наличие несвойственных функций в функциональных блоках и т. п.;
  • построение так называемого баланса сорсинга организации. Проще говоря, это выстраивание оптимального соотношения между функциями, выполняемыми собственными подразделениями, и работами и услугами, закупаемыми на стороне;
  • централизация либо децентрализация функций управления в каждом из направлений деятельности компании;
  • изменение типа организационной структуры в соответствии с потребностями бизнеса.

Для успеха внедрения новой системы  управления необходимо руководствоваться  следующими принципами:

  • воля руководства к проведению изменений;
  • внешняя и внутренняя PR-кампания;
  • обучение персонала;
  • последовательность в реализации изменений.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация — это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди, и управление.

Любая организация реализует три процесса: получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт во внешнюю среду. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. Ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит менеджменту.

      Во внутриорганизационной  жизни управление призвано создавать и управлять функциональными процессами, протекающими в организации.

Ключевую позицию в управлении организацией занимают менеджеры. Они выполняют три роли: осуществляют принятые решения; собирают и распространяют информацию о внутренней и внешней среде; формируют отношения внутри и вне организации, мотивируют людей, координируют их усилия и выступают в качестве представителей организации.

Система управления может быть рассмотрена  как совокупность нескольких подсистем. Структурно-функциональная подсистема: на ней держится организация и управление ею. Информационно-поведенческая подсистема отражает управленческую идеологию и систему ценностей, разделяемых в организации, интересы и поведенческие нормы управленцев, а также характер и глубину информирования и информационного обеспечения в системе управления.

Подсистема саморазвития системы  управления осуществляет разработку, введение и постоянное поддержание на должном уровне стимуляторов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию. Для этого данная подсистема призвана проводить на ресурсной основе этого анализа, а также анализа опыта других организаций выявление тенденций в развитии управления и реализовывать новые идеи и подходы в управлении.                                    

 Развитие управления является  более глубоким процессом, чем  совершенствование управления, и  осуществляется в соответствии  с определенной логикой. Первым шагом в логической схеме развития управления является возникновение новых задач, которые призвано решать управление. Второй шаг предполагает выработку в системе управления реакций на новые задачи. Третьим шагом является перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления. Четвертый шаг предполагает перестройку структуры и элементов системы управления. И наконец, на пятом, завершающем этапе осуществляется закрепление в управлении новых качеств и свойств.

Организационное проектирование как процесс - это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.

Предметом организационного проектирования на предприятии, в учреждении является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

Целью организационного проектирования является разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы. Проектирование рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта; алгоритма его функционирования; предвидения последствий, к которым приведет появление объекта; определение мер по реализации проекта.

Информация о работе Система управления как особый элемент организации