Система управления как особый элемент организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — исследование систем управления организацией и исследование алгоритма проектирования в системе управления.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть:
система и законы построения систем управления;
основные типы структур организации и подсистемы;
систему управления организацией;
общий алгоритм процесса проектирования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА…………………………………………….4

1.1. Система. Законы построения систем управления…………………………………..4
1.2. Основные типы структур организации……………………………………………...8

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…….……………………………………..12

2.1. Общая характеристика организации как системы управления………………......12
2.2. Ресурсы, зависимость от внешней среды, структура управления………………..15
2.3 Подходы к процессу управления в организации…………………………………...18

3. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНОЙ АЛГОРИТМ……………………………………………………..………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОв

Работа содержит 1 файл

kursovaya (1).doc

— 229.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Теория организации»

 

на тему:

 

«СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ. АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЛИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА…………………………………………….4

 

1.1. Система. Законы построения систем управления…………………………………..4

1.2. Основные типы структур организации……………………………………………...8

 

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…….……………………………………..12

 

2.1. Общая  характеристика организации  как системы управления………………......12

2.2. Ресурсы, зависимость от внешней среды, структура управления………………..15

2.3 Подходы к процессу управления  в организации…………………………………...18

 

3. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНОЙ АЛГОРИТМ……………………………………………………..………………………………22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………........…………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Система управления является важнейшей характеристикой организации. Эта система предполагает наличие и функционирование руководителей и объектов управления, каналов для передачи командной информации и информации состояния (обратной связи), целенаправленную переработку этой информации, деятельность по подготовке и принятию управленческих решений.

В качестве организации могут выступать  предприятия, учреждения, а также  объединение нескольких организации. Организации, как правило, имеют  правовой статус юридического лица. Любая  организация предполагает определенное расположение ее на территории и в рамках отведенного для нее там места, конкретную структуру – составные части и их взаимодействие (иерархию, взаимосвязь), а также разделение между этими частями предусмотренных для них обязанностей – функций.

Цель курсовой работы — исследование систем управления организацией и исследование алгоритма проектирования в системе управления.

Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие  задачи:

рассмотреть:

  • система и законы построения систем управления;
  • основные типы структур организации и подсистемы;
  • систему управления организацией;
  • общий алгоритм процесса проектирования

Объектом исследования является организация, предметом исследования является система  управления организацией.

Именно в грамотном внедрении  новой организационной структуры  заключается успех мероприятия. Конечно, любую самую передовую идею способна загубить ее плохая реализация. Существует ряд принципов, опираясь на которые можно эффективно и качественно провести процесс организационных преобразований. Все компании, проводившие ту или иную реорганизацию деятельности, сталкивались с несколькими типичными проблемами.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

1. Организация как сложная система

 

1.1. Система.  Законы построения систем управления

Под системой, в  самом широком смысле слова, принято  понимать замкнутое объективное  единство связанных друг с другом элементов, упорядоченных по определенному  закону или принципу. Основой упорядочения системы является, как правило, цель ее функционирования.

Теорией систем занимается один из разделов кибернетики – системология или  системотехника. Последнее наименование употребляют в тех случаях, когда  технические аспекты, связанные с проектированием систем, выступают на первый план. Понятие системы противопоставляется бессистемности или хаосу.

Любая система размещается и  функционирует в некоторой вполне определенной внешней среде. Взаимодействие системы с внешней средой осуществляется через вход и выход системы. Под входом при этом понимается точка или область воздействия на систему извне; под выходом – точка или область воздействия системы вовне.

Для описания состояний системы  весьма удобен метод пространства состояний или, в другой терминологии,– метод фазового пространства. Параметры состояния при этом носят название фазовых координат системы.

Для управления реальными процессами приходится создавать системы управления, в которых информация циркулирует  весьма сложным образом, в пределах совокупности контуров, определяющих структуру данной системы.

Путь прохождения информации в  системе при решении определенной задачи, включающей элементы одного или  нескольких контуров, называется цепью  прохождения (циркуляции) информации в системе.

На входы системы поступают  те или иные значения входных параметров, изменяя значения которых можно  изменять текущее состояние системы. Его можно проследить, наблюдая за состоянием выходных параметров на выходах  системы. Так, если в качестве примера системы взять предприятие, то входами могут служить укомплектованность и обученность персонала, состав и качество оборудования, сырья, топлива, фонд зарплаты. Выходами системы, характеризующими текущее состояние предприятия, будут количество и качество продукции, расходы денежных и материальных ценностей и др.

В зависимости от степени взаимного  влияния системы и внешней  среды системы делятся на открытые и закрытые (замкнутые).

В открытых системах внутренние процессы существенно зависят от условий среды и сами оказывают на ее элементы значительное влияние. В связи с этим функционирование таких систем определяется как внешней, так и внутренней информацией. Примером может служить автоматизированная система управления предприятием.

В закрытых (замкнутых) системах внутренние процессы слабо связаны с внешней средой. Вследствие этого функционирование закрытых систем определяется главным образом внутренней информацией, т. е. той, что вырабатывается внутри самой системы. Примером такой системы могут служить любые автономные автоматические устройства, в которых управление осуществляется на основании сигналов, поступающих от элементов, входящих в ту же систему. Замкнутость системы означает строгое ограничение ее состава и сферы деятельности определенными рамками, позволяющими учитывать изменение состояний. Если система не замкнута, ее состояние нельзя строго учесть.

В зависимости от характера связи  между элементами системы и событиями, происходящими в ней, различают  детерминированные и вероятностные (стохастические) системы.

В детерминированной системе связи  между элементами и событиями  носят однозначный, предопределенный характер. Примером такой системы  может служить передача командной  информации.

В вероятностной (стохастической) системе, в отличие от детерминированной, связи между элементами и событиями носят неоднозначный характер: одни и те же изменения элементов системы в каждом отдельном случае могут привести к различным событиям. Однако и здесь нет места хаосу – связи между элементами и событиями существуют в форме вероятностных закономерностей.

Современное производственное предприятие  относится к сложным динамическим системам. Под сложной системой в  отличие от простой понимается такая  система, которая не может рассматриваться  как сумма составляющих ее частей (свойство эмерджентности). При анализе сложной системы наряду с рассмотрением поэлементно, необходимо ее изучение также в целом, во всей совокупности связей.

Динамический характер системы  определяется тем, что она находится  в состоянии непрерывного изменения, в динамике. Этим она отличается от статической системы. Поскольку, однако, систем, находящихся в статике, практически не существует, динамическими системами, в отличие от статических, обычно называют такие, переход которых в новое состояние не может совершаться одномоментно, а требует некоторого времени и осуществляется в результате определенного процесса. Примером динамической системы может служить любая система управления.

Сложные системы характеризуются  следующими наиболее важными признаками:

  • наличием единой цели функционирования;
  • наличием нескольких уровней управления, иерархически связанных;
  • наличием подсистем, каждая из которых имеет цель функционирования, подчиненную общей цели функционирования всей системы и управляемых единой системой управления;
  • наличием большого числа связей между подсистемами, внутри каждой подсистемы и необходимостью разветвленной сети связи управления;
  • комплексным составом системы – наличием людей, машин и природной среды;
  • устойчивостью к воздействию внешних и внутренних возмущающих факторов и наличием элементов самоорганизации.
  • Сложная система всегда состоит из подсистем.

Подсистемы можно выделять, если каждая из них имеет:

  • цель функционирования, подчиненную общей цели функционирования всей системы;
  • комплекс элементов, составляющих систему;
  • свою систему управления, входящую в общую систему управления.

В этом смысле термины «система», «подсистема», «элемент» носят относительный  характер. Определенная система может  представлять собой подсистему в  системе более высокого уровня. И наоборот, эта же система может включать в себя системы более низкого уровня.

Деление системы на подсистемы может  быть различным в зависимости  от принципа, принятого за основу.

Большинство сложных систем функционирует  в условиях действия большого числа случайных факторов. Поэтому предсказать поведение сложной системы можно только вероятностно, т. е. определить вероятность наступления ожидаемого состояния системы, получить законы распределения или некоторые числовые характеристики случайных величин, отражающих поведение сложной системы.

При построении систем управления любой  степени сложности необходимо учитывать  следующие основные принципы (или  законы) кибернетики.

Закон необходимого разнообразия. Сущность этого закона заключается в том, что разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает достаточным разнообразием. Закон необходимого разнообразия обосновывает необходимость многовариантного планирования, выработку оптимальных решений. Управление, которое основывается на рассмотрении единственного варианта плана, не может быть признано научным.

Закон отличия целого от частного (закон эмерджентности). Этот закон заключается в наличии у системы целостных свойств, т. е. таких свойств системы, которые не присущи составляющим ее элементам. Чем больше система и чем больше различие в масштабах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Эмерджентность является одной из форм проявления диалектического принципа перехода количественных изменений в качественные.

Закон внешнего дополнения. В сложных системах прогноз состояния среды и выработка управляющих воздействий формальными методами могут быть осуществлены лишь приближенно. Вследствие этого всегда необходим содержательный контроль работы формализованной схемы управления и корректировка ее с помощью дополнительных (внешних) неформально принимаемых решений. Такие корректировки можно рассматривать как результат функционирования черного ящика, встроенного между выходом формализованной подсистемы управления и входом управляемой подсистемы.

Закон обратной связи требует построения системы с использованием замкнутых контуров. Для экономики это означает необходимость сосредоточения плана и учета в одних руках.

Закон антиэнтропийности сводится к тому, что управление системой всегда направлено на уменьшение неопределенности в знаниях о построении и поведении управляемой системы за счет усиления информационной осведомленности при принятии решения. Управление всегда связано (при заданной степени системной сложности) с ограничением степеней свободы системы, необходимым для определения целенаправленного поведения системы.

 

 

Информация о работе Система управления как особый элемент организации