Система управления финансами и её особенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является самостоятельное исследование комплекса взаимосвязанных вопросов, касающихся систем управления финансами и её особенностей на основе полученных в процессе обучения теоретических и практических знаний.

Содержание

Введение
Основная часть:
Понятия управления финансами
Правовое обеспечение системы управления финансами
Система органов управления финансами в РФ
Иллюстративные материалы
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная Финансы.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

      Введение                                                                                                                   3

      Основная часть:                                                                                                      4

  1. Понятия управления финансами                                                                   4
  2. Правовое обеспечение системы управления финансами                          8
  3. Система органов управления финансами в РФ                                         10
  4. Иллюстративные материалы                                                                        18

    Заключение                                                                                                             21

    Список используемой литературы                                                                     22

 

     Введение

     Управление  присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под  управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

     Важной  областью управленческой деятельности является управление финансами. Его  осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

     Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

     Целью работы является самостоятельное исследование комплекса взаимосвязанных вопросов, касающихся систем управления финансами и её особенностей на основе полученных в процессе обучения теоретических и практических знаний.

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить её роль и место в системе экономических отношений;
  • рассмотреть вопросы правового оформления финансовых отношений, роль финансового права в управлении финансами;
  • дать общую характеристику органов управления финансами на федеральном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов;
  • описать динамику основных финансовых и экономических показателей.
 

 

    ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

  1. Понятие управления финансами

     Согласно  определению, управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.[1]

     Система управления финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.

     В качестве объектов управления выступают  разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

     Система управления финансами, являясь сложным  образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как: финансовое планирование, прогнозирование, финансовый контроль, финансовое регулирование, программирование, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов.

     Объектом  финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

     Финансовые  планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

     В ходе планирования любой субъект  хозяйствования всесторонне оценивает  состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

     Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием[2].

     Прогноз - это вероятное представление  о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

     Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

     Финансовое  прогнозирование - это, прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

     Главной целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема ресурсов  и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

     В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие: методы экспертных оценок; метод обработки пространственных и временных совокупностей (методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста; методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек).

     Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

     Финансовый  контроль - есть важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами - органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, - в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.

     Финансовый  контроль осуществляется в различных  видах и формах, с применением  различных методов его осуществления.

     На  виды финансовый контроль делится в зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность: государственный; негосударственный (внутрихозяйственный; аудиторский).

     Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации  ”узких”  мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

     Контроль  как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования[3].

     Финансовое  регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

     Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

     Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства  являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; общие и целевые субсидии; доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций[4].

     Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные  и смешанные формы регулирования.

     Структура финансовой системы представляет собой  совокупность ее элементов и связей между ними.

     Финансовая  система состоит из трех основных элементов:

     1. Совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений.

     2. Совокупность создаваемых в каждом  звене денежных фондов.

     3. Система финансовых органов - финансовый аппарат, или финансовая система с точки зрения управления финансами[5].

 

     2. Правовое обеспечение системы управления финансами

     Функционирование  любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Информация о работе Система управления финансами и её особенность