Система управления финансами и её особенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является самостоятельное исследование комплекса взаимосвязанных вопросов, касающихся систем управления финансами и её особенностей на основе полученных в процессе обучения теоретических и практических знаний.

Содержание

Введение
Основная часть:
Понятия управления финансами
Правовое обеспечение системы управления финансами
Система органов управления финансами в РФ
Иллюстративные материалы
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная Финансы.doc

— 505.50 Кб (Скачать)
n="justify">     В системе нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения, центральное место занимают законы. Закон имеет высшую юридическую силу среди прочих нормативных актов, которые по этой причине называются подзаконными актами (т. е. актами, принимаемыми в развитие и во исполнение закона и занимающими в системе нормативных актов позицию под законами).

     Законы, содержащие нормы финансового права, по юридической силе будут уступать только конституции, а также международным договорам, которые имеют преимущественную юридическую силу по отношению к законам (ст. 15 Конституции РФ). Среди законов сначала перечисляются федеральные конституционные законы, а затем – федеральные законы[6].

     В списке нормативных правовых актов  такие «непрофильные» законы, если их немного, могут быть размещены вместе с актами финансового законодательства. Если же обнаружено большое количество «непрофильных» актов, то можно выделить два подуровня среди законодательных актов (см. пример 1).

Пример 1

1. Законы

1.1. Акты финансового  законодательства

1.1.1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ

1.1.2. Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

1.2. Иные законодательные  акты

1.2.1. Федеральный  закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ  «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»

1.2.2. Федеральный  закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[7]

     Подзаконные акты ранжируются обычно по принявшим их государственным органам (в рамках одного и того же вида акты могут располагаться по хронологическому принципу).

     Среди подзаконных актов наибольшей юридической  силой обладают нормативные указы Президента РФ. В настоящее время указы Президента РФ для регулирования финансовых отношений принимаются, если это непосредственно предусмотрено федеральным законом.

     Распоряжения Президента РФ, как правило, не носят нормативного характера (они являются актами индивидуально-правового регулирования) и учитываются в разделе «Иные правовые акты». Правительство РФ может также принимать финансово-правовые нормы в развитие законов и в соответствии с ними. Формой правительственного нормотворчества являются постановления. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации (они также учитываются в библиографическом списке в разделе «Иные правовые акты»).

     Административная  реформа упорядочила деятельность федеральных органов исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию финансовых отношений. Нормотворчество отнесено теперь к полномочиям федеральных министерств. Федеральные агентства и службы таких полномочий лишаются. В отдельных случаях Президент РФ может своим Указом наделить иные федеральные органы исполнительной власти (кроме министерств) правом принимать нормативный правовой акт, регулирующий финансовые отношения. Так, указом Президента РФ нормотворческими полномочиями была наделена Федеральная таможенная служба.

     Важное  место среди подзаконных актов, являющихся источниками финансового права, занимают нормативные акты Центрального банка РФ. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, он издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

     Описанную структуру источников права, регулирующих финансовые отношения, можно представить в следующем виде.

1. Конституция  Российской Федерации

2. Международные договоры Российской Федерации

3. Законы

3.1. Федеральные  конституционные законы

3.2. Кодексы

3.3. Федеральные  законы

4. Подзаконные  акты

4.1. Указы  Президента РФ

4.2. Постановления  Правительства РФ

4.3. Нормативные  правовые акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения) федеральных органов исполнительной власти, наделенных нормотворческой компетенцией в сфере публичных финансов (Министерства финансов РФ, Федеральной таможенной службы)

4.4. Нормативные  правовые акты Центрального банка РФ (указания, положения и инструкции)[8]

 

     3. Система органов управления финансами в РФ

     В России главными властными структурами  по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

     На  общегосударственном уровне аппарат  управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения[9].

     Высшие  органы государственной  власти управления финансами в РФ. 

     Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и  о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

     Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

     Президент РФ подписывает и обнародует федеральные  законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами. 

     Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

     Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная  палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации[10]

     Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

     Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

     Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом. 

     ФЗ  «О федеральном бюджете на 1999 год»: ст.92 "Установить верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2000г.: по долговым обязательствам РФ – 648,3 млрд. руб.; по целевым долговым обязательствам РФ – 30 млрд. долговых рублей".

     Операции  с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

     Право на осуществление государственных  внешних заимствований находится  в компетенции Правительства РФ. К примеру, Минфин разрабатывает проекты программ внешних заимствований и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов.

     Предельный  размер государственных внешних  заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном бюджете[11].

     ФЗ  «О федеральном бюджете на 1999 год»: ст.103 "Установить предельный размер государственных внешних заимствований РФ на 1999 год в сумме 9,5 млрд. долларов США"[12].

     Министерство  финансов Российской Федерации.

     Основные  положения и сущность  функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:

     -  разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

     -  составление проекта и исполнение государственного бюджета;

     -  осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;

     -  обеспечение устойчивости государственных финансов осуществление мер по развитию рынка.

     Деятельность  Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О  Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства РФ.

     Согласно  положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

     Минфин  проводит в своей компетенции  комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование  средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти  и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     Министерство финансов имеет право:

     -ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;

     -взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;

     -выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;

     - предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;

     - осуществлять лицензионную деятельность.

     В соответствии с положением  Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.

     Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения:

     1) Департамент бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.

     2) Департамент отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.

Информация о работе Система управления финансами и её особенность