Социально-психологические методы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Понятие и классификация методов менеджмента…………….7
1.2. Социально-психологические аспекты управления персоналом
1.2.1. Социологические методы управления
1.2.2. Социологические методы исследования
1.2.3. Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………….23
1.3. Психологические методы управления персоналом ………………..31
1.3.1. Психологическое планирование…………………………………...31
Глава 2. Способы психологического воздействия на персонал……….32
Глава 3. Общая характеристика БОУ «СКОШ №12» …………………34
3.1. Методы управления персоналом в БОУ «СКОШ №12»……………39
3.2. Мероприятия и рекомендации по адаптации методов управления персоналом в существующей ситуации БОУ «СКОШ №12»………….43
Заключение………………………………………………………………..45
Список используемой литературы……………………………………….48
Приложения………………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

Теория управления.docx

— 76.80 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

Глава 1. Понятие и классификация методов менеджмента…………….7

1.2. Социально-психологические аспекты управления персоналом

1.2.1. Социологические методы управления

1.2.2. Социологические методы исследования

1.2.3. Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………….23

1.3. Психологические методы управления персоналом ………………..31

1.3.1. Психологическое планирование…………………………………...31 

Глава 2. Способы психологического воздействия на персонал……….32

Глава 3. Общая характеристика  БОУ «СКОШ №12» …………………34

3.1. Методы управления персоналом в БОУ «СКОШ №12»……………39

3.2. Мероприятия и рекомендации по адаптации методов управления персоналом в существующей ситуации БОУ «СКОШ №12»………….43 

Заключение………………………………………………………………..45 

Список используемой литературы……………………………………….48 

Приложения………………………………………………………………..49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в  качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня потребитель рассматривается  в двух аспектах:

внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность  связана с теми выгодами, которые  он получает в процессе приобретения и потребления продукции;

внутренний  потребитель - это персонал организации, который также ищет выгоды от потребления "продукции", но в качестве продукции  выступает процесс и результат  труда. В соответствии с тем, как  организован его труд и каков  уровень достижения цели, зависит  степень удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя).

Проблемы  первого направления рассматриваются  в маркетинге. Наша задача - рассмотреть  роль социально-психологических методов  управления в решении проблемы удовлетворенности  персонала (внутреннего потребителя). Напомним, что в соответствии с  теорией Портера-Лоулера, именно результативный труд (достижение поставленной цели) приводит к удовлетворенности трудом.

Цель  социально-психологических методов  управления - познание и использование  законов психической деятельности людей для оптимизации психологических  явлений и процессов в интересах  общества и личности. В этом состоит  единство, тесная связь и взаимообусловленность  социальных и психологических методов  управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между  группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и  межличностными отношениями в группе.

Цель  социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.

(менеджер) и его команда. Управление - это  работа группы людей, прикладывающих  максимум усилий для достижения  целей организации. Именно управляющий  должен обладать знаниями и  принимать решения по таким  вопросам: какие действия необходимо предпринять, чтобы сформировать эффективную команду; что способствует формированию квалифицированной команды; как организовать работу команды или даже нескольких команд, если это касается большой по масштабу организации.

В данной курсовой работе будут рассмотрены  метод управления персоналом на примере  Бюджетного образовательного учреждения Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12» (далее по тексту БОУ «СКОШ №12»)

Структура работы: введение, три главы которые  состоят из 6 параграфов и заключение.

     Целью мое курсовой работы является раскрытие  сущности каждой группы методов управления персоналом, изучение их значимости и  влияние на работников. Менеджеру  необходимо знать и успешно применять  их на практике для полной реализации поставленных перед ним целей  организации.

Для достижения заданной цели необходимо решить ряд  задач:

1. Определить  личностные характеристики успешного  управляющего персоналом;

2. Рассмотреть  административные методы управления  персоналом;

3. Проанализировать  экономические методы управления;

4. Охарактеризовать  социально - психологическим методам  управления персоналом; 
 

Глава 1. Понятие и классификация методов менеджмента

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей [5 с 12-15].

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического  управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени  и других ресурсов на постановку и  реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются  по отношению к трудовым коллективам  в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует  интерпретировать как способы управленческого  воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента  как целенаправленного воздействия  на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют  задачу выбора тех из них, которые  будут более эффективны при решении  конкретных управленческих задач. Тенденция  к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации  по определенным критериям.

Характеризуя  методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную  форму.

Направленность  методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания (комбинации). Следует  отметить, что в экономической  литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия  и классификации методов управления.

Одни  авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной  формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие  на управляемую систему. Другие характеризуют  их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии Направленность методов  управления всегда одна и та же - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом  сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная  форма. В связи с этим можно  выделить следующие методы управления:

административные;

экономические;

социально-психологические.

Административные  методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории  как методы кнута. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника. Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения.

Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Управленческое воздействие экономических и социально-психологических методов носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.

Рассмотрим  более подробно каждый метод в  отдельности.

1. Административные  методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то, чем  должен заниматься работник управления, и представлено положениями о  структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности  и ответственность подразделений  и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное  расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет  оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать  решения о моральном и материальном стимулировании его работников [2 с 21-24].

Организационное нормирование предусматривает большое  количество нормативов, включающее:

- качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты организации и др.);

- технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.);

- эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта);

- трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования);

- финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка);

- нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет);

- материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.);

- организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, порядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования в организации автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях в информационно-вычислительном центре организации.

Информация о работе Социально-психологические методы управления персоналом