Специфика и функции государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы изучить специфику государственного управления и определить его функции.

Существует несколько проблемных задач в государственном управлении требующих своего разрешения. Среди них: необходимость создания единой вертикали исполнительной власти, недопустимость передачи государственных функций предпринимателям, строгое соблюдение принципа профессионализма и компетенции государственными служащими, борьба с коррупцией в сфере государственного управления.

Содержание

1.Введение 3

2.Сущность и основные признаки государственного управления 4

3. Специфика государственного управления 6

4. Функции государственной власти 7

5. Объект государственного управления 8

6. Методы и формы управленческой деятельности 11

7. Государственный аппарат и государственное управление 12

7.1 Институциональная подсистема 16

7.2 Нормативно-правовой компонент государственного управления 17

7.3 Управленческие коммуникации 22

7.4 Государственная кадровая политика 23

8. Заключение 26

Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Контр по теории упр-я.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО  «Институт профессиональных инноваций» 
 
 

            Факультет экономики и управления 

        Специальность менеджмент организации 
         
         
         

Контрольная работа 
 

Дисциплина: Теория управления

Тема: Специфика  и функции государственного управления

           

Выполнил:      студент  5- го курса  гр.  М-08-С

                                     Березнева Любовь Олеговна 

                      Проверил:                                                    преподаватель: Петухова Людмила Георгиевна 
                       
                       
                       

                                                      2010 
 
 

Содержание 

1.Введение           3

2.Сущность  и основные признаки  государственного  управления    4

3. Специфика государственного управления  6

4. Функции государственной  власти 7

5. Объект государственного управления 8

6. Методы и формы управленческой деятельности 11

7. Государственный аппарат и государственное управление 12

7.1 Институциональная  подсистема                                                            16

7.2 Нормативно-правовой компонент государственного управления     17

7.3 Управленческие  коммуникации  22

7.4 Государственная кадровая политика   23

8. Заключение 26

Список литературы 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

    Для нашей страны проблема государственного управления в настоящее время  является одной из самых актуальных. В процессе реформирования государства  ставилась задача овладеть наукой управления, создать эффективный управленческий аппарат, совершенствовать систему органов управления, формы и методы их деятельности.

Одним из важных вопросов реформирования государственного управления является оптимизация структуры органов исполнительной власти

    Последние годы характеризуются появлением принципиально  новых концепций решения отдельных  вопросов реализации исполнительной власти.

    С начала реформ был сделан акцент на устранение жестких подходов к организации  управления: отказ от его излишней централизации, от администрирования, приветствовалась самостоятельность субъектов Российской Федерации и инициативность со стороны исполнительных органов местного управления и самоуправления. Затем последовало признание очевидного факта, что резкий отказ от применения административных методов привел к негативным последствиям - по существу, к разрушению государственного управления. В последнее время речь идет о поиске баланса в использовании принципа централизации и децентрализации, а также в сочетании публичного и частных интересов, то есть признания необходимости как в целом государственного управления в ключевых сферах жизнедеятельности (обеспечения обороны и безопасности, в социальной области и т.д.), так и государственного регулирования в отдельных сферах экономики.

    Цель  данной работы изучить специфику  государственного управления и определить его функции.

    Существует  несколько проблемных задач в  государственном управлении  требующих  своего разрешения. Среди них: необходимость  создания единой вертикали исполнительной власти, недопустимость передачи государственных функций предпринимателям, строгое соблюдение принципа профессионализма и компетенции государственными служащими, борьба с коррупцией в сфере государственного управления.

    Решение задач повышения эффективности  государственного управления, действенности  государственных институтов, разработка проблем организации и функционирования исполнительной власти стоят перед  наукой административного права. Перечисленные  задачи определяют содержание настоящей работы. В ней раскрыты понятия, признаки и принципы государственного управления и исполнительной власти, характеризуются подходы к установлению целей и функций исполнительной власти, выявлены проблемы и закономерности происходящей в Российской Федерации административной реформы. 

2. Сущность и основные признаки государственного управления 

    Государственное управление - это целенаправленное организующее - регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Субъектом целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий при государственном управлении выступает государство. Сам же характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами развития государства.

    Управление  в обществе существует на нескольких уровнях. В зависимости от субъекта управления можно выделить государственное  управление, муниципальное управление, менеджмент. На каждом из этих уровней обеспечивается регулирование тем или иным субъектом управления жизнедеятельности разных типов социальных обществ. В государственном управлении субъектом управления выступает государство, а управляемым субъектом - гражданское общество в целом. При муниципальном управлении субъектами управления выступают муниципальные органы власти, избранные из жителей населенных пунктов и административных территорий. В менеджменте субъектом управления являются собственники капитала и нанятые последними менеджеры.

    Субъекты  управления на уровне регионов, городов, муниципальных образований, предприятий, организаций располагают соответствующей  информацией и технологиями, разрабатывают  проекты стратегии развития, управленческие проекты, создают специальные учреждения для реализации этих проектов. Субъектам управления, действующим на государственном, региональном, муниципальном, корпоративном уровне, делегированы широкие полномочия в принятии решений по удовлетворению потребностей населения, в связи с чем они и несут ответственность за принятые решения.

    Стоит отметить, что в рамках любого из вышеназванных уровней управления выделяются различные виды управления: управление финансами, сбытом, производством, персоналом, качеством и т.д.

    На  уровне государственного управления также можно выделить два аспекта. Первый заключается в управлении служащими государственных учреждений; а второй - в управлении процессами предоставления населению различных услуг, его социальной защиты, развития инфраструктуры, организации миграции.

    В государственном управлении выделяются важнейшие функции регламентации  деятельности управляемых субъектов, разработки нормативов регламентации  деятельности и основополагающих направлений. Чтобы реализовать эти функции  связывается профессиональная деятельность граждан в государстве, деятельность профессиональных групп, условия жизни определенных социально - демографических групп населения.

    Объект  государственного управления имеет  свою специфику. Она состоит в  том, что она представляет собой  разнообразную деятельность множества разнородных социальных групп, объединенных на территории одного государственного образования. Поэтому, как уже отмечалось, главное средство государственного управления - система норм и правил, которые объединяют людей, проживающих на одной территории и являющихся гражданами одного государства. Для реализации государственного управления в различных сферах государством создаются социальные государственные органы.

    Регулирование государством осуществляется в основном по направлениям: внутренние экономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение безопасности государства, выработка основных принципов и направлений социальной политики, внешние экономические отношения, поддержание мирового правопорядка.

    Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой, "способ реализации государственной власти, которая  распространяется на все общество и  на другие общества в рамках проводимой государством международной политики" <3>. Все законы и нормы, которые устанавливаются государственной властью, являются общеобязательными и обеспечиваются авторитетом силы государства.

    --------------------------------

    <3> Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 14. 

    3. Специфика государственного управления

    Состоит в объеме и характере охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления находится решение общих дел, согласование действий всех граждан, защиты совместного интереса, удовлетворение потребностей всего общества, а не отдельных граждан и социальных групп.

    Комплекс  методов и средств государственного воздействия составляют правовые, политические, экономические методы и средства: регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д., а также принуждение с помощью правоохранительных органов государства. Государственная власть и управление в источнике имеют правовую и политическую обусловленность, а в реализации - силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения.

    Различают широкое и узкое толкование государственного управления. Узкое толкование государственного управления связано с традицией  советского периода, когда государственная (политическая) власть ассоциировалась  с деятельностью коммунистической партии, а политико-государственные решения, основные направления внутренней и внешней политики утверждались на партийных съездах. Поэтому в это время государственное управление понималось как деятельность государственных органов только исполнительной власти.

    В широком смысле государственное  управление означает непосредственное осуществление государственной  власти:

    1) принятие политико-государственных  решений и их реализация;

    2) контроль за соблюдением в  обществе законности;

    3) правосудие.

    В данном случае субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры. 

    4. Функции государственной власти

    Расширительное  толкование государственного управления как действий государственной власти по исполнению целей государства, включающее три основные государственной власти, является наиболее правильным и полным.

    Для государственного управления, которое  осуществляется органами исполнительной власти, представительными (законодательными) органами и органами местного самоуправления, характерно наличие следующих признаков:

    1) государственное управление выполняет  общезначимые функции;

    2) оно носит нормативно-распорядительное  регулирование;

    3) подзаконный характер деятельности;

    4) использование властных полномочий.

    Государственное управление характеризуется единством  и дифференциацией:

    1) общих и частных задач, целей,  принципов;

    2) органов и институтов управления (включая институты непосредственной  демократии);

    3) внутрисистемных и межсистемных связей;

    4) материальных и иных условий  управления.

    Государственное управление специализированно. Оно  осуществляется особым слоем людей  на профессиональных началах.

    Конкурентным  субъектом государственного управления является соответствующий орган государства, должностное лицо. В пределах своих полномочий, установленных законом или иными правовыми актами, субъекты управления могут использовать различные законные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические.

    5. Объект государственного управления - это общественные отношения (социальные, национальные, иные отношения) или отношения, приобретающие общественное значение.

Информация о работе Специфика и функции государственного управления