Специфика и функции государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы изучить специфику государственного управления и определить его функции.

Существует несколько проблемных задач в государственном управлении требующих своего разрешения. Среди них: необходимость создания единой вертикали исполнительной власти, недопустимость передачи государственных функций предпринимателям, строгое соблюдение принципа профессионализма и компетенции государственными служащими, борьба с коррупцией в сфере государственного управления.

Содержание

1.Введение 3

2.Сущность и основные признаки государственного управления 4

3. Специфика государственного управления 6

4. Функции государственной власти 7

5. Объект государственного управления 8

6. Методы и формы управленческой деятельности 11

7. Государственный аппарат и государственное управление 12

7.1 Институциональная подсистема 16

7.2 Нормативно-правовой компонент государственного управления 17

7.3 Управленческие коммуникации 22

7.4 Государственная кадровая политика 23

8. Заключение 26

Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Контр по теории упр-я.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

    Для государственных органов и организаций  существуют три вида целей: цели-задания, цели-ориентации, цели самосохранения. Цели-задания - это собственно управленческие цели, то есть цели управления социальной системой. Цели-задания ставятся вышестоящим субъектом управления и, как правило, закрепляются нормативно. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива, призванного осуществлять поставленные цели-задания. Цели-ориентации управляющей организации в любой сфере воздействия должны соответствовать социальным целям-задачам, сводиться к поиску правильного ответа на вопрос о конечном результате функционирования коллектива, его должностных лиц и работников. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность.

7.3 Управленческие коммуникации - это целостная совокупность информационных связей. Взаимодействие между субъектами управленческой деятельности по вертикали, горизонтали и с внешней общественной средой.

    Можно выделить виды коммуникаций как социальной технологии:

    1) по месту возникновения: внешние  и внутренние;

    2) по способу возникновения: формальные, внеформальные и неформальные;

    3) по направленности:

    а) горизонтальные: по месту - внутри подразделения  и между подразделениями; по составу  участников - между руководителями и между сотрудниками;

    б) вертикальные: по направленности - восходящие и нисходящие; по составу - руководитель - подчиненный, руководитель - коллектив, руководители различного уровня.

    Коммуникативные сети подразделяются на централизованные и децентрализованные. То есть в  первом случае вся коммуникация замыкается на руководителе, а во втором она распределяется между всеми членами организации.

7.4 Государственная кадровая политика - общенациональная стратегия формирования, развития, востребованности и рационального использования профессионального потенциала общества.

    Профессиональная  культура управления характеризует  поведение и отношение людей  одной из малых социальных групп. Она может быть изучена на основе трех ее уровней:

    1) на общенациональном уровне государственной  службы;

    2) на уровне государственного учреждения с его стилем работы;

    3) на уровне личности государственного  служащего.

    Необходимо  также осветить вопрос ответственности  в государственном управлении.

    Социальная  ответственность - объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований. В структуре социальной ответственности можно выделить несколько видов: материальную, моральную, нравственную, политическую, юридическую. В зависимости от субъекта ответственных действий выделяют индивидуальную, коллективную, групповую ответственность.

    Ответственность в государственном управлении приобретает  особый характер, поскольку многие управленческие решения и действия порождают глубокие социальные последствия, предопределяют судьбы миллионов людей.

    Ответственность - объективное явление, проявляется в конкретных действиях, она может быть оценена, видима. Содержание ответственности раскрывается в действиях по восстановлению нарушенных необходимых связей, норм, отношений. Содержание ответственности имеет свою меру. Мера ответственности связана с пониманием, установлением социальных последствий допущенного отклонения от законных норм, отношений.

    Ответственность имеет несколько видов и уровней.

    Политическая  ответственность наступает за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений. Она возникает тогда, когда у политического лидера. Должностного лица наступает осознание его долга, оценка поведения. Политическая ответственность характеризуется либо положительно, либо негативно. В Конституции РФ предусмотрен механизм политической ответственности высших должностных лиц. Так, к примеру, ст. 93 Конституции РФ говорит о возможности отстранить от должности Президента РФ; согласно ст. 98 Конституции РФ по представлению Генерального прокурора возможно лишение неприкосновенности депутатов Государственной Думы; ст. 109 предусматривает возможность роспуска Государственной Думы; ст. 111, 117 Конституции РФ дают возможность отправить в отставку Правительство РФ.

    Нравственная  ответственность в государственном  управлении не зафиксирована нормативно. Нравственная ответственность - это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали.

    Юридическая ответственность в государственном  управлении наступает за нарушение  конкретных норм правовых актов, применяется  в определенных процессуальных формах уполномоченными органами и (или) должностными лицами государственной власти и местного самоуправления. Признаками юридической ответственности являются:

    1) юридическая ответственность распространяется  как на субъект государственно-административного управления, так и на объект;

    2) наступает только в том случае, если объект управления допустил  неправомерные действия, поступки, решения, повлекшие нарушение  закона;

    3) предполагает определение состава  правонарушения, наличие вины;

    4) основана на зависимости меры ответственности от причинно-следственных связей содеянного проступка или преступления;

    5) связана с применением санкций.

    Существуют  виды юридической ответственности: материальная, гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная. В рамках изучения государственного управления нас будут интересовать только три последние.

    Дисциплинарная  ответственность связана с нарушением норм труда, трудового распорядка и  исполнения государственной должности. Дисциплинарные взыскания накладываются, как правило, вышестоящим руководителем в порядке подчиненности, имеют определенный срок действия, могут сниматься.

    Административная  ответственность - один из видов юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения. Совершившие его несут административную ответственность перед государством в лице полномочного административного органа либо компетентного лица, имеющего соответствующие полномочия по применению мер административного наказания. Административная ответственность проявляется как характер взаимоотношений между гражданами и государственными органами, должностными лицами в процессе осуществления правовых норм административного законодательства. При применении административной ответственности обычно отсутствуют отношения служебного подчинения между административным органом, применяющим меры административного наказания, и лицом, нарушившим правовую норму. Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц органов исполнительной власти, местного самоуправления и судьями.

    В системе исполнительной власти имеют  место и уголовные деяния (действие и бездействие). 

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Современная реформа системы государственного управления - это один из шагов в развитии очередного этапа Российского государства. Она представляет собой непрерывно развивающийся длительный процесс видоизменения органов государственной власти, и в первую очередь органов исполнительной власти, института государственной службы, приведение их в адекватное состояние с происходящими процессами в обществе и политике.

    Основным  параметром успешно проводимой реформы  государственного управления, определяющим его сущность, являются грамотно поставленные цели и задачи, определение функций  государства, государственного управления, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, государственных служащих и т.д.

    На  начальной стадии этого процесса наблюдалась децентрализация государственной  власти с передачей значительного числа полномочий на уровень субъектов РФ (1993 - 2000 гг.), затем - централизация государственной власти, усиление роли Президента, выстраивание так называемой вертикали власти при помощи создания федеральных округов, реализация функций государства происходила в значительной мере с помощью федеральных органов исполнительной власти (2000 - март 2004 г.), и, наконец, новый этап - резкое уменьшение реализуемых федеральными органами исполнительной власти функций государства, их передача на уровень субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления и саморегулируемым организациям или вообще ликвидация отдельных функций федеральных органов исполнительной власти за их избыточностью (март 2004 - по настоящее время).

    Для осуществления этого процесса надлежащим образом необходима совместная деятельность не только непосредственных субъектов  исполнительной власти (Президента Российской Федерации и его Администрации, Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти и т.д.) во взаимодействии с законодательной и судебной властью с привлечением научных учреждений и общественных организаций. Такая деятельность требует, на наш взгляд, создания постоянно действующего органа государственной власти в составе исполнительной власти, находящегося в подчинении Президента РФ или Правительства РФ (наверное, предпочтительнее последний вариант). Главной целью деятельности этого органа будет реализация государственной политики по реформированию системы исполнительной власти в Российской Федерации. Среди главных задач такого органа следует выделить осуществление постоянного мониторинга всей системы исполнительной власти, включая федеральный уровень, уровень субъектов РФ и их взаимодействие с муниципальными исполнительными органами при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, переданных субъектом РФ; систематизацию целей и функций органов исполнительной власти, а также их классификацию; объективный анализ результатов работы органов исполнительной власти всех уровней, включая разработку критериев ее оценки; формулирование предложений по совершенствованию их деятельности (организационно-правовые аспекты); приведение их деятельности в соответствие с общими процессами, происходящими в политике государства и в обществе. 
 
 
 

Список  литературы 

    1. Атаманчук Г.В. Государственное  управление (организационно-функциональные  вопросы). М.: Экономика, 2000.

    2. Волков Ю.Г. Социология: Элементарный  курс: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2001.

    3. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

    4. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный  менеджмент. М.: Инфра-М, 2002.

    5. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина  Л.Н. Муниципальное управление: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007.

    6. Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. В.Н. Иванова. М.: Экономика, 2000.

    7. Попов С.Г. Социальный менеджмент. М.: Ось-89, 2000.

    8. Социальная политика / Л.И. Берестова,  Э.Г. Богатырева, Б.С. Бреев и  др. М.: Экзамен, 2003.

    9. Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валового. М.: Интел-Синтез, 2000.

    10. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология  управления: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007.

    11. Чиркин В.Е. Система государственного  и муниципального управления: Учебник.  М.: Юристъ, 2005. 

Информация о работе Специфика и функции государственного управления