Функции государства и государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:12, доклад

Описание работы

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

Содержание

Глава 1.Функции государства. 3
1.1.Классификация функций государства. 4
1.2. Внутренние функции. 6
1.3. Внешние функции. 10
1.4. Правовые формы выполнения функций. 14
Глава 2.Функции государственного управления 15
2.1. Функции государственного управления как
управленческого права 16
2.2. Функции государственного управления как
основные направления деятельности органов
исполнительной власти (содержательный подход) 19

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тверской  государственный  университет

Факультет управления и социологии

Кафедра государственного управления 
 
 

ДОКЛАД

по системе  государственного управления

по теме

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 

Выполнили:

Журавлева Мария

Яковлева  Ирина

студентки  2 курса специальности

государственное и муниципальное управление

21 группы  ДО

Преподаватель:

доцент  кафедры

Гос. управление

к. полит. н.

Исаков

Виктор  Васильевич 
 

Тверь 2010

Содержание: 
 

Глава 1.Функции  государства.          3 

     1.1.Классификация  функций государства.      4 

     1.2. Внутренние функции.         6 

     1.3. Внешние функции.                10 

     1.4. Правовые формы выполнения функций.             14 

Глава 2.Функции  государственного управления             15 

     2.1. Функции государственного управления  как 

     управленческого права                16 

    2.2. Функции  государственного управления как 

    основные направления  деятельности органов

    исполнительной  власти (содержательный подход)          19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1.Функции государства. 

Функции государства - это основные направления его  деятельности, выражающие сущность и  социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.      

Приведенное определение  помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

 
 1. Функция государства не любое,  а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.

 
 2. В функциях предметно выражается  самое глубинное и устойчивое  в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

 
 3. Выполняя свои функции, государство  тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

 
 4. Функции государства - понятие  управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

 
 5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.  
 

Функции государства  различны, порядок их возникновения  и изменения зависит от очередности  задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

 
Каждая функция государства имеет  свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное  воздействие. Объекты и служат критерием  разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.  
 

Функции государства  необходимо отличать от функций его  отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

 
 Все функции конкретных государственных  органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому  деятельность государственных органов  должна протекать в русле основных функций государства.
 

    1. Классификация функций государства.
 

В научных и  практических целях функции государства  могут 
быть классифицированы по самым различным критериям.

 
По времени действия функции делятся  на:

 
- постоянные (осуществляемые государством  на всех этапах его 
существования);

 
- временные (появление которых вызвано специфическими условиями 
общественного развития, а прекращение - их исчезновения). 
 

По сферам политической направленности функции государства  подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.  

По сферам общественной жизни функции государства могут  быть

 разделены  на:

 
-экономические;

 
-политические;

 
-социальные;

 
- осуществляемые в духовной сфере.
 

Высказывается также мнение, что функции государства  следует делить на 
основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление 
весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения 
достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция 
государства, как правило, является объективно необходимой для данного 
государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не 
исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах 
приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в 
первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства 
основными.
 

К числу критериев  также можно отнести принцип  разделения властей и 
попробовать классифицировать функции государства на основе этого 
принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:

 
-законодательные(правотворческие);

 
-управленческие;

 
- правоохранительные (в том числе  судебные);
 

- информационные. 

Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс 
реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным 
основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей 
государственной власти - законодательной (представительной), 
исполнительной, судебной,  но тем не менее весьма часто используемой в 
научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на 
информационную функцию, которая характеризует деятельность средств массовой информации. Эта функция имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - 
целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования ветвей власти всего государства .
 

В Конституции  РФ разделение властей закреплено в  качестве одного из 
основополагающих принципов конституционного строя страны.1 Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование. Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
 

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую 
экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка ,сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.

 
 Рассматривая все эти вопросы, необходимо обязательно учитывать 
следующее обстоятельство:

 
Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является 
условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах 
экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в 
значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и 
культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, 
когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество 
Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать 
внешние и внутренние функции государства просто невозможно.
 

 1.2.Внутренние функции: 

  1. Обеспечение народовластия.

 Содержание  данной функции составляют:

 
1) реализация волеизъявления народа  в форме законодательства 
(правотворчества).

 
2)обеспечение государственного  суверенитета , определение правового 
положения конкретных территорий и управление ими.

 
3) официальное представительство  общества, т.е. будучи носителем 
политической власти, государство представляет собой юридическую 
личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

 
4)защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом путем 
осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного 
изменения или устранения существующего конституционного строя.
 

  1. Экономическая функция.
 

В современных  условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились 
хозяйственные связи, демократическое государство не остается 
наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит 
экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.  
Государство влияет на экономику через налоговую политику, 
кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

 
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской 
деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, 
добросовестной конкуренции экономика развивается на основе 
саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.

Информация о работе Функции государства и государственного управления