Функции государства и государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:12, доклад

Описание работы

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

Содержание

Глава 1.Функции государства. 3
1.1.Классификация функций государства. 4
1.2. Внутренние функции. 6
1.3. Внешние функции. 10
1.4. Правовые формы выполнения функций. 14
Глава 2.Функции государственного управления 15
2.1. Функции государственного управления как
управленческого права 16
2.2. Функции государственного управления как
основные направления деятельности органов
исполнительной власти (содержательный подход) 19

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

В самом общем  виде функции государства и его  органов — это основные направления  деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом. Размышляя о функциях управления и отмечая специфику каждой общей функции, ее структурную обособленность, Д. Н. Бахрах подчеркивает, что их связывает организационное единство субъекта управления. Он различает три группы функций по их содержанию: 

1)   функции   ориентирования  системы:   прогнозирование,  планирование, нормативное регулирование, методическое руководство; 

2)   функции обеспечения системы: кадровая, материально-технического  обеспечения,   финансирования,  организационно-структурного обеспечения,  информационного обеспечения; 

3)  функции  оперативного управления системой: непосредственного регулирования деятельности, учета, контроля, оценки (всей работы,  отдельных работников,  выполнения конкретных заданий и т. д.)14. 
 

Подчеркивая возможность  такого подхода к изучению функций  государственного управления, следует указать и на спорные моменты. Например, едва ли стоит относить информационное обеспечение к группе функций обеспечения системы, так как функции ориентирования системы также могут включать и информационное обеспечение. Функции материально-технического обеспечения и финансирования рассматриваются Д. Н. Бахрахом лишь в обеспечивающей системе, хотя они присущи и оперативному управлению. Представляют интерес суждения и других авторов о видах функций управления вообще и государственного управления в частности, об их разграничении с функциями конкретных органов управления15. 

Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед  государством и государственным  управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает в себя конкретное направление организационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления16. 

Основные функции  государственного управления — это  всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления. 

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие17. 

1. Информационное  обеспечение деятельности государственных  органов, 

т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой  для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления18. Под информацией в данном случае понимается совокупность сведений о системе управления, происходящих в ней изменениях, формах соприкосновения управленческой системы с внешним миром, внутриорганизационных и внешних управленческих связях. Эффективное публичное управление основано на сборе, анализе, оценке, передаче и использовании информации в целях поддержания управленческого процесса, осуществления функций управления и решения социально важных задач. Точность информации, логичность и оперативность информационных процессов — это важные условия оптимального информационного обеспечения системы управления. 

2.  Прогнозирование  и моделирование развития системы  государственного управления,  государственных органов,  стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение изменений в развитии и результатах каких-либо событий или  процессов  в   системе  государственной  деятельности,   в государственных  органах  на  основе  полученных данных,  профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа. Прогнозирование — это необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него  невозможно  определить  последствия социальных  процессов,  будущее  состояние общества  в  целом,  мобильность и эффективность деятельности государственных органов. Прогнозирование,  как  и  информационное  обеспечение,  является  важным условием эффективного выполнения многих функций государства и государственного управления, в частности планирования. Моделирование — это создание системы управления, предназначенной  для  спланированного  управления,  решения  задач  и достижения поставленных целей. Моделирование в управлении — аналог эксперимента в естествознании. 

3.  Планирование  — это определение направлений,  пропорций, темпов, количественных  и качественных показателей развития  тех или иных процессов в  системе государственного управления  и,  в  частности,  реализации  государственных  функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.); кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры. Иногда при разработке программы утверждаются и Положения об администрации такой программы. Особое значение имеет планирование в кадровой сфере. Например, Правительство РФ утвердило Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. 

Процесс планирования реализуется в несколько этапов (число их может быть различным): 1) оценка достигнутых результатов  системы управления, реального ее состояния с точки зрения всех составляющих ее элементов и качества их функционирования; 2) установление потенциальных возможностей управленческой системы; 3) определение новой цели и формулировка новых задач управления; 4) предложения по внесению изменений в систему управления, включая применяемые способы и управленческие средства; 5) установление форм и методов контроля за выполнением планируемых мероприятий или задач. 

4.  Организация  — это формирование системы  государственного управления на  основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования  органов государственного управления. 

5.  Распорядительство,   т.   е.   оперативное  регулирование  управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей,  обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство в узком смысле — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами). 

6.  Руководство  — это установление правил  и нормативов деятельности  и  отдельных действий  государственных  органов (государственных служащих,  должностных лиц),  управляемых объектов;  общее  руководство —  это определение  содержания государственной деятельности (например, управленческой). 

7.  Координация19 — это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Координация — это формирование  "ансамбля"  управленческой деятельности автономных административных  центров   и  обеспечение  гармоничного  его функционирования. Если,  например,  существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями (в настоящее время координационными органами являются преимущественно государственные комитеты Российской Федерации, некоторые федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, реализующие функции межотраслевой координации и контрольно-надзорные функции). Правительство РФ также создает специальные координационные органы: например, Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции (утв. постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г.) создана для координации действий заинтересованных органов исполнительной власти по обеспечению государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, разработке решений в области контроля за полным и регулярным поступлением в федеральный бюджет доходов, в том числе акцизных сборов, охраны прав потребителей и здоровья населения страны. Данная комиссия является важным государственным органом, имеющим собственные задачи, права, состав; ее решения обязательны для всех федеральных органов исполнительной власти, представленных в этой комиссии, а также для организаций, действующих в сфере производства и оборота этилового спирта из всех видов сырья и алкогольной продукции. 

 В июле 1997 г. образована Межведомственная  комиссия по социально-экономическим  проблемам угледобывающих регионов20, целью которой также является координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реструктуризации угольной промышленности России; 16 октября 1997 г. постановлением Правительства РФ утверждено Положение о Межведомственной комиссии по времени и эталонным часто там, которая является координационным органом в области создания и использования государственных систем и средств единого времени и эталонных частот. Функция координации часто используется вместе с функцией контроля и надзора. 

Использование координационных механизмов создает условия для успешного достижения целей и решения задач государственного управления всеми участниками управленческих отношений, вовлеченными в общий управленческий процесс. Функции координации в той или иной мере свойственны каждому органу государственного управления, ибо руководители этих органов и их структурных подразделений постоянно осуществляют согласование внутренней и внешней деятельности подчиненных им субъектов. 

8. Контроль —  это установление соответствия  или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления. Контроль — это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений). 

9. Регулирование  — использование методов и  способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права с целью обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан. 

Результаты "постоянной" реорганизации системы государственного управления и системы органов  исполнительной власти в России в  течение последних нескольких лет дают основания говорить об имеющем место перераспределении государственно-управленческих функций: происходит сокращение объектов непосредственного государственного управления и усиливается тенденция государственного регулирования. 

 Значение  государственного регулирования в последние годы заметно возросло как в теории21, так и в законодательстве. Под этим термином понимается регламентация государством в законодательных и иных нормативных правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти. Полный перечень направлений реализации функции государственного регулирования достаточно велик; укажем лишь некоторые из них: определение правил поведения и действия в конкретной сфере посредством нормативного правового акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и т. д.); установление механизма контроля требуемых действий -т. е. осуществление контрольной и координационной деятельности, реализация надведомственных полномочий; формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т. д. 

Органы исполнительной власти, осуществляющие функцию государственного регулирования в соответствующей  сфере, могут заключать между  собой соглашения о взаимодействии в целях повышения эффективности государственного регулирования. Например, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Министерство здравоохранения РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России и МВД РФ являются органами государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии; они могут заключать соглашения о взаимодействии в целях повышения эффективности государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и исключения дублирования их функций22. 

Государственное регулирование в сфере управления экономическими процессами, т. е. публично-правовое обеспечение рыночной экономики, предполагает, по мнению Б. Б. Хангельдыева, поддержание баланса между гражданско-правовым и административно-правовым методами регулирования экономических отношений и отношений собственности, сочетание частноправовых действий частных (коммерческих) организаций и властно-организационных мер со стороны государственных органов, которые призваны обеспечивать защиту прав товаропроизводителей, рынок в целом от монополизации и завышения цен, препятствующих свободной конкуренции на рынках товаров и услуг. 

Информация о работе Функции государства и государственного управления