Стиль руководства и лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

Лидерство как явление впервые стало изучаться в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Эти исследования показали, что группа зачастую оказывает значительное управляющее воздействие на её членов, а становление и развитие группы проходит через человека, через которого выражаются интересы данной группы и на которого ориентируются другие её члены. Таких людей в любых формах организаций принято называть лидерами.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. (материалы сайта ru.wikipedia.org).
На основе данного определения, можно сделать следующий вывод: лидерство - специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности. Различают:
- формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
- неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Содержание

1. Введение
2. Важные качества лидера (руководителя)
3. Стили руководства и лидерства
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат ТУ.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

         2. Угроза наказания или внешний контроль не являются единственными средствами, стимулирующими достижение поставленных организацией целей. Люди наделены способностью к самоуправлению и самоконтролю при достижении целей, которыми они привержены.

         3. Приверженность целям является функцией вознаграждения, ассоциирующегося с достижением этих целей.

         4. Нормальный человек, поставленный  в соответствующие условия, не  только берет на себя ответственность,  но и стремится к ней.

         На  основе этой теории выделено 3 стиля руководства:

         1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.

         Авторитарный  стиль управления имеет разновидности:

          - диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций),

          - автократический (менеджер имеет  в своем распоряжении обширный  аппарат власти),

          - бюрократический (авторитет менеджера  покоится на формальных иерархических  положениях системы),

          - патриархальный (менеджер имеет  авторитет "главы семьи", сотрудники  неограниченно ему доверяют),

          - благосклонный (менеджер использует  свои неповторимые личные качества  и пользуется высоким авторитетом,  сотрудники поэтому следят за  его решениями).

         2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

         Демократический стиль тоже имеет варианты:

          - коммуникационный стиль (менеджер  затрудняется в принятии решения  и информирует сотрудников, последние  задают вопросы, высказывают свое  мнение, однако, в конце концов, должны  следовать указаниям менеджера),

          - консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно),

          - совместное решение (менеджер  выдвигает проблему, указывает ограничения,  сотрудники сами принимают решение,  менеджер сохраняет право вето).

         3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.

         Стоит подчеркнуть, что нет абсолютно  эффективного или неэффективного стиля, так как их применение должно быть обусловлено конкретной ситуацией. 
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение

          Современный менеджер должен уметь грамотно применять  те или иные стили руководства. При  этом необходимо учесть предрасположенность  коллектива к стилю управления руководителя; лидер должен полностью овладеть конкретным стилем, чтобы с максимальной эффективностью использовать его возможности. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами. Десять основных ошибок в управлении персоналом па предприятии можно сформулировать следующим образом: стремление все делать самому; склонность давать возможность делам идти своим чередом; предубежденность против определенных работников; застывшие, схематичные или доктринерские установки; излишняя восприимчивость к иному, в том числе критическому, мнению; самоудовлетворенность или заносчивость; невосприимчивость к предложениям сотрудников; очевидное неуважение личности сотрудника, например допустимость критики при других; явное недоверие к сотрудникам; недостаточная последовательность в действиях.

          И наоборот, опыт преуспевающих предприятий  показал, что руководители этих предприятий  в значительно большей степени: ценят знание дела; относятся к  людям как к равным; вознаграждают справедливо; обнаруживают ошибки объективно; надежны и лояльны; выслушивают мнения, отличающиеся от своих; ценят прогресс; имеют авторитет знатоков дела; лишены предвзятости; переносят критику; способны к изменению, чем начальники малоуспешных предприятий.

          Стиль руководства и лидерства имеет  для менеджера определяющее значение. Каждый руководитель должен уметь правильно и успешно применять выбранный стиль, что позволит ему максимально использовать возможности сотрудников предприятия. Поэтому в последние годы многие фирмы придают немаловажное значение исследованию этого вопроса.

    Список  используемой литературы: 

      1. Ицхак Адизес. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
      2. Стивен Р. Кови. Лидерство, основанное на принципах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.
      3. Крылов А.А. Психология: учебник (2 е издание). – Из-во «Проспект», 2005
      4. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. - СПб: Питер, 2001
      5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1997.
      6. Травин В.В. Стили руководства и управления. - www.elitarium.ru

Информация о работе Стиль руководства и лидерства