Структура служб управления персоналом в крупных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Управление персоналом – это комплексная, функциональная стратегия, охватывающая деятельность нескольких служб (или специалистов) организации.

Содержание

1.Структура служб управления персоналом в крупных организациях……...…3
2.Тест………………………………………………………………………...……16
3.Задача……………………………………………………………………………18
4.Список использованной литературы…………………………….……………19
5.Приложения…………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

к.р. Управление персоналом.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

  Во-вторых, руководитель службы УП — это лидер, в подчинении которого на крупном предприятии находится достаточно много сотрудников, а он должен обеспечить их эффективную работу, используя современные методы, и соответствовать набору требований к руководителю.

  В-третьих, он — широко эрудированный специалист в вопросах, определяющих поведение людей.

  Задачи, которые выполняет руководитель службы УП, заключаются в грамотной  постановке задачи и привлечении  специалистов соответствующего профиля для ее решения.

  В-четвертых, он конкретно отвечает за реализацию многочисленных функций, возлагаемых  на службу УП, и является в глазах руководства главным специалистом по всем проблемам персонала.

  В-пятых, кроме широкой специализации, он должен быть квалифицированным социологом, психологом, менеджером, чтобы грамотно распределять, и контролировать работу своих подчиненных, а если надо, то и подстраховывать их.

  В-шестых, его потенциал должен быть достаточно высоким по всем компонентам, особенно нравственным и творческим. Свой профессионализм он должен постоянно повышать с помощью приращения контекстуальных навыков, приобретаемых в процессе познания особенностей родного предприятиям его персонала.

  Необходимы  еще и такие качества, как приверженность подходу «персонал — главное достояние фирмы» и системному подходу». [2, с. 227]

  «В случае понимания руководством предприятия необходимости и эффективности полноценной работы с персоналом как с наиболее перспективным и производительным фактором производства и при наличии возможностей организовать полноценную службу УП, ее структура может быть представлена следующим образом:

  • Бюро планирования социального развития коллектива и развития творчества персонала;
  • Бюро исследования социально-психологического климата, причин конфликтов и урегулирование конфликтов;
  • Бюро мотивации и материального и морального стимулирования;
  • Бюро планирования карьеры и продвижения;
  • Бюро обучения, повышения квалификации и переквалификации персонала;
  • Бюро нормирования труда, оценки результатов и аттестации;
  • Бюро организации труда;
  • Бюро подбора персонала;
  • Бюро охраны и безопасности труда;
  • Бюро учета персонала и контроля трудовой дисциплины». [1, с. 66]

  «Требования к квалификации работников службы: высшее профессиональное (юридическое, социологическое, психологическое, техническое, экономическое, либо специальное - «Управление персоналом») образование, для руководителя дополнительное требование -  стаж работы по организации управления персоналом на инженерно-технических и руководящих должностях не менее 5 лет.

  Работники единой службы управления персоналом, в зависимости от направления деятельности, должны знать:

  • экономику, социологию и психологию труда;
  • законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы,

  касающиеся вопросов труда и социального развития;

  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом;
  • конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;
  • цели, стратегию развития и бизнес-план организации;
  • основы технологии производства;
  • экономику и организацию производства;
  • особенности структуры организации;
  • методику планирования и прогнозирования потребности в персонале;
  • методы анализа количественного и качественного состава работающих;
  • систему стандартов по труду, трудовых и социальных нормативов;
  • порядок разработки и заключения трудовых договоров, коллективных договоров, правил внутреннего трудового поведения и регулирования трудовых споров;
  • методы оценки работников и результатов их труда;
  • формы и системы оплаты труда, его стимулирования; правила и нормы охраны труда;
  • формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;
  • основы производственной педагогики;
  • этику делового общения; основы организации делопроизводства;
  • стандарты и унифицированные формы кадровой документации;
  • методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники». [4, с. 23]

  «Организационная структура единой службы управления персоналом и численность каждого составляющего ее подразделения определяются ее функциями, и зависят от численности работающих и этапов развития организации.

  Наиболее  полная примерная структура единой службы управления персоналом, рассчитанная на крупную организацию (см. Приложение № 3 ([4, с. 25])).

  Основные  задачи отделов единой службы управления персоналом:

  отдел кадрового планирования осуществляет:

  • формирование стратегии и принципов работы с персоналом, реализуемых в повседневной деятельности всеми руководителями структурных подразделений организации;
  • разработку (впоследствии ежегодную корректировку) плана мероприятий по реализации кадровой политики; 
  • обеспечение руководства и исполнителей информацией, необходимой для реализации кадровой политики;
  • анализ кадрового потенциала, его текущую и перспективную оценку;
  • разработку долгосрочных, среднесрочных прогнозов потребности организации в персонале;
  • сбор информации и анализ рынка труда;
  • эффективное распределение и использование занятых на предприятии работников, оптимизацию соотношения внутреннего и внешнего привлечения персонала.

  отдел оценки и адаптации  персонала осуществляет:

    • социально-психологическую диагностику;
    • разработку критериев отбора персонала;
    • разработку штатного расписания, составление должностных инструкций персонала;
    • организацию отбора и оценки персонала;
    • взаимодействие с внешними структурами (службами занятости, учебными заведениями профессионального образования), обеспечивающими организацию необходимыми работниками;
    • поиск и привлечение работников;
    • ознакомление с рабочим местом и условиями труда;
    • разработку системы адаптации молодых специалистов и рабочих на производстве, включая подготовку специальных изданий и другой информации о предприятии, проведение "дней открытых дверей", церемоний поступления на работу;
    • определение принципов, форм и сроков аттестации персонала;
    • проведение аттестации работников; 
    • формирование кадрового резерва.

  отдел развития  и продвижения  персонала осуществляет:

  • разработку системы (сроков, форм, технологий) профессионально-квалификационного развития и обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) персонала;
  • организацию проведения мероприятий по развитию персонала, в т.ч. руководителей;
  • оценку эффективности подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;
  • развитие шефства-наставничества, организацию производственной практики студентов и учащихся;
  • разработку и внедрение системы продвижения по службе.

  отдел кадров осуществляет:

    • подготовку кадровых приказов;
    • оформление трудовых отношений (прием, увольнение, перемещение);
    • ведение личных дел;
    • учет перемещений, поощрений и увольнений;
    • делопроизводство системы управления персоналом.

  отдел мотивации труда осуществляет:

  • разработку систем оплаты труда, видов материального и морального стимулирования работников;
  • определение системы показателей труда;
  • установление системы стимулов, компенсаций, льгот, обеспечение процесса участия работников в распределении прибылей;
  • нормирование и тарификацию этапов трудового процесса.

  отдел трудовых  отношений осуществляет:

    • анализ и регулирование групповых и межличностных отношений, конфликтов;
    • выявление социальной напряженности в коллективе и ее снятие;
    • развитие отношений с представительными органами работников;
    • участие  в подготовке коллективного договора, контроль за ходом его выполнения;
    • правовые услуги персоналу;
    • согласование распорядительных документов по кадрам.

  отдел охраны  труда осуществляет:

  • управление охраной труда;
  • контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • работу по профилактике производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
  • аттестацию рабочих мест по условиям труда;
  • пропаганду вопросов охраны труда;
  • проведение инструктажей, обучение, проверку знаний требований охраны труда работников;
  • планирование мероприятий, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;
  • оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;
  • участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве.

  отдел социального обслуживания осуществляет:

    • организацию общественного питания;
    • управление жилищно-бытовым обслуживанием;
    • развитие культуры и физического воспитания;
    • обеспечение отдыха, медицинского и транспортного обслуживания;
    • обеспечение детскими дошкольными учреждениями;
    • работу с ветеранами труда». [4, с. 24-28]

  «Для эффективной работы служб управления персоналом необходимо методическое, ресурсное, организационное, информационное и правовое обеспечение.

  Методическое  обеспечение содержит все теоретические, методические подходы и практические традиции осуществления персоналом предприятия своей трудовой деятельности, изложенные в соответствующих нормативно-методических документах предприятия.

  Ресурсное обеспечение нацелено на своевременное обеспечение сотрудников предприятия всеми материальными ресурсами, необходимыми для осуществления ими трудовой деятельности.

  Организационное обеспечение предполагает наличие  организационно-технологической структуры  предприятия и взаимосвязей между его должностными лицами и структурными подразделениями.

  Информационное  обеспечение включает оперативную  информацию, нормативно-справочную информацию, технико-экономическую информацию и системы документации». [5, с. 169] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Тест

  Тест 1. Высокая зависимость работника от своей фирмы характерна для кадрового менеджмента:

  1. Японии
  2. США
  3. Западной Европы
  4. России

  Ответ: Япония.

  Тест 2. В каком документе закреплены квалификационные требования, функциональные обязанности, права и ответственность  сотрудника?

  1. Должностная инструкция
  2. Штатное расписание
  3. Модель-эталон сотрудника
  4. Профессиограмма

Информация о работе Структура служб управления персоналом в крупных организациях