Субъекты и объекты организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы всестороннее изучение субъектов и объектов организаторской деятельности.
При написании работы был поставлен ряд задач:
Рассмотреть организационные отношения в системе менеджмента
Проанализировать структуру и компетенцию участников организаторской деятельности

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организационные отношения в системе менеджмента 5
1.1 Понятие субъектов и объектов организаторской деятельности 5
1.2 Типы организационных структур управления 8
1.3 Сравнение структур управления 11
Глава 2. Структура и компетенция участников организационной деятельности 16
2.1 Положения о подразделениях управления и должностные инструкции 16

2.2 Совет директоров как орган управления акционерной компанией 17

Глава 3. Практика управления зарубежной фирмой посредством

взаимодействия субъектов и объектов организаторской деятельности 24

Заключение 33

Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Алимов.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

      Фирма, контролирующая деятельность других компании, обычно называется материнской компанией  или головной фирмой. В зависимости  от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, а также  правового положения и степени подчинения фирмы, находящиеся в сфере влияния головной компании, можно подразделить на следующие виды: филиалы (branch), дочерние компании (subsidiary), ассоциированные компании (associated company - в Англии, affiliated company - в США).

      Филиал не пользуется юридической и хозяйственной самостоятельностью. Он не имеет собственного баланса, устава, действует от имени и по поручению материнской компании, имеет обычно одинаковое с ней наименование. Решение деловых вопросов филиала зависит от головной фирмы. Почти весь акционерный капитал филиала принадлежит материнской компании.

      Дочерние  компании являются юридически самостоятельными. Заключение сделок и вся документация дочерних компаний (в том числе  составление балансов) ведутся отдельно от материнской компании. Они имеют достаточную финансовую базу и имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Дочерние компании проводят раздельно с головной компанией заседания правления и общие собрания акционеров. Материнское общество не несет никакой ответственности по обязательствам своих дочерних компаний. Вместе с тем материнская компания осуществляет строгий контроль деятельности принадлежащих ей дочерних компаний, который обеспечивает владение контрольным пакетом акций. Этот контроль состоит не только в наблюдении и координации хозяйственной деятельности, но и в определении состава Правления, назначении директоров, которые в свою очередь обязаны принимать указания от контролирующей фирмы и отчитываться перед ней.

      Дочерние компании могут владеть акциями других компаний, которые по отношению к головной фирме являются внучатыми. Внучатые компании в свою очередь также могут владеть акциями других фирм и т.д.

      Ассоциированная компания юридически и хозяйственно самостоятельна и не находится под контролем фирмы, владеющей ее акциями.

      Используя систему участия, крупнейшие фирмы  создают сложнейшие многоступенчатые комплексы связанных между собой  компаний.

      Аппарат управления в крупных многоотраслевых  международных компаниях (ТНК) можно разбить на следующие три основных уровня управления: высший уровень (Top management), включающий Совет директоров (Наблюдательный совет), Комитеты, Правление; средний уровень (Middle management), представленный центральными службами; низовой уровень (Lover management) - оперативно-хозяйственные подразделения (производственные отделения, стратегические центры хозяйствования). Существенной особенностью современной структуры управленческого аппарата крупных фирм является отделение стратегических и координационных задач управления от оперативной деятельности. Наметилось четкое разграничение функций между тремя уровнями управления:

      - высший уровень управления ориентирован в первую очередь на разработку стратегических направлений и целей развития, координацию деятельности в глобальном масштабе, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений;

      - средний уровень призван обеспечить эффективность функционирования и развития фирмы путем координации деятельности всех подразделений;

      - низший уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и получению прибыли.

      Средства  и методы для достижения поставленных целей оперативное звено управления разрабатывает и осуществляет самостоятельно, однако лишь в рамках тех связей и взаимозависимостей, которые устанавливаются внутри фирмы и регулируются высшим и средним звеньями управления.

      Высшее  руководство фирмы и его функции (Тор management). Высшее руководство представлено Советом директоров (Наблюдательным Советом) и Правлением. Распределение  функций между Советом директоров и Правлением коротко можно определить следующим образом: Совет директоров осуществляет выработку общей политики. Правление - ее практическую реализацию.

      Совет директоров (Board of directors) избирается на общем собрании акционеров. Число  членов Совета директоров определяется уставом фирмы и в последующем  может изменяться. Во главе Совета директоров стоит председатель. Правление формально избирается Общим собранием акционеров или пайщиков, а фактически назначается Советом директоров и действует под его непосредственным контролем.

      Правление возглавляется президентом и состоит из нескольких членов, назначаемых Советом директоров, которые либо руководят определенными закрепленными за ними участками работы, либо только принимают участие в решении вопросов на заседаниях Правления. Члены Правления получают определенное (обычно высокое) вознаграждение, которое выплачивается в форме заработной платы, а иногда в виде отчислений от прибыли.

      Целевой подход, практикуемый в руководящих  органах ТНК при принятии решений, предъявляет высокие требования к уровню организации деятельности фирмы по их реализации. В этой связи особое значение приобретает усиление роли лица, выступающего в качестве непосредственного организатора работы всего управленческого персонала компании. Такой фигурой в ТНК является Главный администратор (Chief executive officer), который также именуется Главным руководителем. Он сочетает функции исполнителя по отношению к Совету директоров и распорядителя по отношению к подведомственным ему звеньям управления.

      Если  Правление выступает как орган  выработки коллективных решений по вопросам текущего оперативного управления, то Главный администратор несет единоличную ответственность за их реализацию.

      В распределении между Правлением и Главным администратором функций  применительно к различным компаниям  имеется много как общих черт, так и особенностей, определяемых законодательством каждой страны, уставом фирмы, сложившимися традициями и даже описанием должностных инструкций.

      Главный администратор, назначаемый Советом  директоров, несет всю полноту  ответственности за текущее управление деятельностью фирмы и обязан постоянно информировать его о положении дел в фирме и важнейших факторах, влияющих на ее активность. В современных условиях значительно расширился круг вопросов, по которым Главный администратор может принимать самостоятельные решения, более четко стала определяться его личная ответственность за конкретные вопросы оперативного управления.

      Совершенствование на современном этапе деятельности оперативного звена управления не исчерпывается  только изменением функций Главного администратора. Оно дополняется формированием иерархии распорядителей более низкого ранга, которые конкретизируют оперативное руководство в соответствии с принципом специализации отдельных функций. Речь идет о вице-президентах, входящих в состав Правления и наделенных правами и обязанностями. Ими могут быть вице-президенты, возглавляющие либо производственные подразделения-отделения или группы отделений, либо функциональные службы.

      В крупных американских компаниях  обычно насчитывается 15-20 вице-президентов, причем в зависимости от полномочий и возложенной на них ответственности они именуются ведущими, старшими, распорядителями, просто вице-президентами и т.д. Функции между ними четко разграничены. Обычно ведущие вице-президенты осуществляют руководство группами, объединяющими производственные отделения, ведают вопросами финансов, руководят центральными службами. С усилением дифференциации полномочий особо выделяется функция, связанная с осуществлением международных операций.

      Характерным является предоставление вице-президентам большой самостоятельности в решении всех вопросов, относящихся к компетенции руководимых ими подразделений при полной личной ответственности за порученное дело. Тем самым Главный администратор разгружается от значительного объема текущей оперативной работы и сосредоточивает свое основное внимание на вопросах координации и контроля за деятельностью подчиненных ему звеньев. Однако дифференциация полномочий между вице-президентами, наделенными оперативной самостоятельностью, не ведет к их автономности. Напротив, она предполагает систематическую координацию их действий, исходя из единой программы, определяемой политикой фирмы. Иначе говоря, усиливается функция согласования действий отдельных руководителей, в чем особую роль играет Главный администратор.

      Увеличение  объема управленческой деятельности в  связи с ростом масштабов и  усложнением производства обусловило появление у главного оперативного руководителя фирмы двух-четырех  помощников, ответственных за определенные виды работ. Это привело к созданию нового органа коллективного управления текущими операциями, который именуется в зависимости от того, кто им руководит группой президента или группой высшего руководителя. Этот орган состоит из 4-5 членов, отвечающих за различные области деятельности фирмы (маркетинг, финансы, руководство, научные исследования) и наделенных всеми полномочиями главного оперативного руководителя в закрепленной за ним сфере. Основная функция такого органа заключается в координации управления оперативной деятельностью на высшем уровне. Эта цель достигается путем поддержания тесного повседневного контакта между членами группы, которые, помимо обязанностей, связанных с работой в данном звене управления, курируют различные производственные подразделения. Все решения в группе принимаются на коллегиальной основе. В то же время каждый ее член может принимать самостоятельные решения по любому вопросу текущего оперативного управления.

      Усиление  централизации в управлении крупными промышленными фирмами требует  постоянного совершенствования механизма оперативного управления, что в современных условиях составляет одно из важнейших направлений теории и практики менеджмента.

 

Заключение

 

      По  итогам проделанного исследования необходимо отметить следующее:

      Организаторская деятельность — это создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационной системы. Объекты и субъекты организаторской деятельности определяются по их отношениям к управленческим воздействиям. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Субъект организационной деятельности выполняет в рамках требуемых функций процедуры: принимает решение, утверждает, организует выполнение. Объект организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры: подготовку решения и согласование решения или все операции, относящиеся к данным процедурам.

      Субъектами  организаторской деятельности на уровне страны в РФ являются Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ, Председатель Правительства РФ, федеральные министры и т.д. Содержание ряда статей Конституции РФ регулирует основные права и обязанности первых лиц государства — субъектов организаторской деятельности РФ. К субъектам организаторской деятельности компании относятся директор (генеральный директор, президент, ректор и др.), главный инженер (технический директор), заместитель директора по производству, заместитель директора по экономическим вопросам, заместитель директора по маркетингу, заместитель директора по капитальному строительству, начальник отдела кадров, начальник отдела технического контроля и др.; коллективные органы компании (отдел по совершенствованию управления, отдел кадров и др.), внешние органы (пожарная служба города, МЧС и др.).

      Организаторская деятельность основных субъектов хозяйственных  и общественных организаций включает общие и конкретные (специфические) виды деятельности. Общие виды деятельности изложены в виде положений об отделах  и службах и должностных инструкций.

 

Литература

 
  1. Курс лекций по менеджменту: Учебное пособие./ Кокорев В.П. Барнаул, 1997. (Алтайский государственный университет)
  2. Менеджмент на промышленном предприятии/ Кошкин Л.И., Хачатуров А.Е., Булатов И.С. Эколайн, 2000.
  3. Менеджмент: Учебник/ Орлов А.И. М.: Знание, 1999.
  4. Основы экономики и управления производством: Конспект лекций/ Ребрин Ю.И. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 145 с. 
    Основы менеджмента: Конспект лекций./ Гольдштейн Г.Я.Таганрог: ТРТУ, 1997. 150 с. Второе издание (электронное, исправленное и дополненное).
  5. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие/ Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.
  6. Организационная структура предприятий/ Коноков Д.Г., Рожков К.Л. (Серия "Бизнес-Тезаурус", 1999)
  7. Производственный менеджмент. Учебник для вузов/ Под ред. проф. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Информация о работе Субъекты и объекты организаций