Виды и методы прогнозирования в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что для большинства российских предприятий маркетинговое управление становится одним из условий выживания и успешного функционирования. При этом обеспечение эффективности такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе. Это достигается с помощью прогнозирования как плановой, так и практической работы предприятия по всем направлениям его деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие прогнозирования 6
2. Виды прогнозирования 10
3. Классификация методов прогнозирования 16
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Виды и методы прогнозирования в управлении..doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Существует несколько основных разновидностей плановых предположений. Так, они различаются по своей ориентации: это предположения относительно вероятных в будущем параметров внешней среды и относительно возможных будущих результатов собственного функционирования. С этим различием частично совпадает, но в целом отлично от него разделение плановых предположений на прогнозы состояния внешней и внутренней среды организации в целом (а не только ее ожидаемых результатов). Внутриорганизационные прогнозы играют большую роль, поскольку они позволяют «заглянуть в завтрашний день организации, предвосхитить зарождающиеся тенденции «внутренней жизни» и по возможности стимулировать позитивные из них и предотвратить негативные. Внешние плановые предположения подразделяются на три группы:

предположения относительно общего окружения, куда входят прогнозируемые экономические, технологические, политические, социальные и этнические условия;

предположения относительно состояния рынка продуции (спроса, услуг, конкуренции);

предположения относительно состояния рынка факторов производства.

Внутренние плановые предположения касаются, в первую очередь, таких факторов, как объем капиталовложений, привлеченные инвестиции, изменение используемых технологий и средств труда, изменение оргструктуры управления, изменение квалификационных характеристик персонала и административного аппарата и др.

Внешние и внутренние плановые предположения могут быть, в свою очередь, двух основных типов — количеспгвенные и качественные. Примером количественных ггредположений может быть, скажем, ожидаемый объем продаж (в процентах от текущего уровня), а качественных — ожидаемый престиж того или иного вида продукции. Кроме того, существует категория комбинированных — количественно-качественных плановых предположений.

Плановые предположения имеют важное различие по тому, в какой степени они подконтрольны организации. Существует множество неконтролируемых, но хорошо прогнозируемых факторов — таких, например, как динамика роста численности населения, налоговая политика, коммерческие цены и пр. К контролируемым предположениям относятся, например, выход на новые рынки, интенсификация научных исследований. Наряду с ними выделяют также и категорию частично контролируемых плановых предположений, например уровень текучести кадров.

Плановые предположения могут затрагивать ожидаемое будущее состояние'всей организации в целом, и тогда они приобретают вид общих, или сводных (глобальных), прогнозов. Но они могут носить и более локальный характер, затрагивая либо какое-то подразделение организации, либо тот или иной показатель ее деятельности.

По параметру степени определенности, обоснованности плановые предположения подразделяются на детерминистские (относительно гарантированные) и стохастические (вероятностные). В основе детерминистских прогнозов лежит применение стандартных методов научного прогнозирования. Стохастические прогнозы реализуются без должной стандартизации и формализации, а в ряде случаев имеют интуитивную основу.

В практике управления целесообразно различать первичные и вторичные плановые предположения. Первичные предположения (прогнозы), носящие, как правило, достаточно общий (а часто — глобальный) характер, не только могут, но и должны быть затем использованы в качестве исходных посылок для следующего шага прогнозирования. Они поэтому, будучи с одной стороны результатами прогнозирования, одновременно являются и его предпосылками, исходным материалом. В ходе этого процесса начальные прогнозы детализируются и конкретизируются. Далее возможна, а часто необходима дальнейшая конкретизация — разработка еще более детальных («третичных») плановых предположений. Переход от плановых предположений более общего характера к предположениям более локального и конкретного типа, их последовательная смена во времени составляет основное содержание процесса прогнозирования. Одновременно этот процесс приобретает черты иерархической организации, упорядоченности, поскольку плановые предположения различных этапов являются и разными уровнями конкретизации осуществляемых прогнозов.

Существуют и иные классификации плановых предположений, а следовательно, и типов прогнозов. В частности, это плановые предположения как результат индивидуальных усилий руководителя и как результат совместной деятельности какой-либо группы в составе организации (например, группы советников, экспертов по прогнозированию). Различают также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные плановые предположения; при этом используется критерий временной перспективы прогнозирования.

Можно видеть, что общая картина всей системы плановых предположений достаточно сложна, включает в себя разные (причем — по многим признакам) типы прогнозов, что свидетельствует о комплексности и многоаспектности функции прогнозирования в целом. Она пронизывает все сферы управления и его структурные подразделения, включена во все его этапы и задачи. Вместе с тем необходимо отметить, что в теории управления сложилась еще одна — наиболее общая классификация типов процессов прогнозирования. Она основывается на содержательном критерии — характере решаемых в процессе прогнозирования задач, сфере его применения.

В нее входит пять типов прогнозирования:

экономическое прогнозирование используется для предсказания общего состояния экономики или состояния конкретной организации;

технологическое прогнозирование направлено на возможное предсказание того, разработку каких новых технологий можно ожидать в будущем; когда это может произойти; какие экономические последствия это повлечет за собой;

прогнозирование сбыта имеет широкую сферу действия, связано со всем спектром проблем, возникающих в связи с реализацией продукции организации, и часто рассматривается как главный и основополагающий тип прогнозирования для деятельности любой организации;

прогнозирование развития конкуренции направлено на предсказание возможных изменений стратегии и тактики конкурентов;

социальное прогнозирование направлено на предсказание изменений в социальных установках людей и состояния общества в целом.

Все основные типы прогнозирования тесно взаимосвязаны между собой, поскольку эффективный прогноз в какой-либо из указанных сфер обязательно требует учета информации во всех иных сферах.

Сложность и важность функции прогнозирования привели к тому, что в настоящее время во многих организациях существуют специализированные подразделения, деятельность которых целиком посвящена этой задаче. Более того, и в широком — социальном контексте прогнозирование сегодня — это специализированная область (со своими подразделами, методами, организациями), достигшая высокого уровня развития. В ней разработаны специализированные методы прогнозирования, которые используются в управленческом прогнозировании.

Эти методы включают три основные группы: «неформальные», количественные и качественные методы прогнозирования. Наиболее развиты методы двух последних групп. Основными количественными методами прогнозирования, очень широко применяющимися в практике управления, являются методы «анализа временных рядов» (метод проецирования тренда) и каузального (причинно-следственного) моделирования. Метод анализа временных рядов (АВР) основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Иначе говоря, выявляются тенденции прошлого и, далее, они как бы продлеваются на будущее. Каузальное моделирование (КМ) - способ прогноза посредством анализа статистических зависимостей между прогнозируемым фактором и другими переменными. Качественные методы более многочисленны, но менее точны (метод «жюри», метод «совокупного мнения сбытовиков», метод «ожидания потребителя», метод экспертных оценок, а также семейство дедуктивных методов).

В заключение отметим, что одним из наиболее эффективных способов реализации прогностической функции, к которому организации все чаще прибегают в последнее время, является так называемое многовариативное -полисценарное прогнозирование. Его роль особенно возросла в связи с развитием компьютерной техники. Принцип полисценарного прогнозирования состоит в следующем. Параллельно создается несколько альтернативных систем плановых предположений. Внутри каждой из них отдельные плановые предположения должны быть обязательно согласованы как по содержанию, так и по хронологии развертывания. Это так называемые сценарии (scripts). Причем они, как правило, базируются на категории контролируемых плановых предположений. Тот или иной сценарий принимается затем как основной в зависимости от того, как будут развертываться внешние события, образующие категорию неконтролируемых плановых предположений. Наконец, результаты развертывания сценариев сопоставляются и определяется наиболее приемлемый из них.

Как правило, выделяется три основных типа сценариев:

оптимистический - основан на предположении, что экономические и социальные перспективы будут благоприятны;

реалистический - базируется на предположении, что экономические и социальные перспективы останутся на прежнем уровне;

пессимистический - строится на предположении, что экономические и социальные перспективы будут неблагоприятны.

Тем самым поливариативный, или «сценарный» (скрипто-вый), подход к прогнозированию рассматривается как средство, позволяющее частично решить основную задачу прогнозирования — задачу оптимального сочетания «жесткости» прогнозов и их необходимой гибкости, изменяемости под влиянием принципиально непредсказуемых ситуационных факторов внешней среды.

Итак, функция прогнозирования является комплексной, сложной и высокозначимой для управленческой деятельности, для деятельности организаций в целом. Поэтому, безусловно, она требует от руководителя мобилизации всех его интеллектуальных ресурсов, всех его психологических возможностей. Вместе с тем необходимо вновь обратить внимание на закономерность, отмеченную в предыдущей главе. Так же как и функция целеполагания, функция прогнозирования имеет прямой аналог в структуре психики человека, в системе его психических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация методов прогнозирования

3.1. Метод технологического прогнозирования

Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское (иногда его еще называют поисковым) и нормативное.

В основе изыскательского прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации.

Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому прогнозированию. Или иначе можно сказать, что потребности и цели должны соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.

Примером изыскательского прогнозирования может служить прогнозирование в области электроники, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий, начиная от квантовой электродинамики и кончая мгновенно осуществляемой всемирной связью. Нормативное прогнозирование ориентировано на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то есть от потребностей и целей к средствам их реализации.

Примером нормативного прогнозирования может служить прогнозирование в области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий от понимания проблемы космоса как среды, которая должна служить на благо человеку, до конкретных средств её решения - условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом энергии и т.д.

В рамках технологического прогнозирования решаются такие задачи, как разработка прогнозов в области экономической, коммерческой деятельности, социальной и политической.

Одной из главных проблем точности и эффективности прогнозов является максимально полезное сочетание методов изыскательского и нормативного прогнозирования. Это является следствием различия используемых методов. Так для изыскательского прогнозирования, характерно использование таких методов, как:

экстраполяция;

моделирование;

метод исторической аналогии;

написание сценариев;

другие методы, базирующихся на анализе точных эмпирических данных.

При использовании методов изыскательского прогнозирования предпочтение отдается количественной информации. Использование качественной (неколичественной) информации в изыскательском прогнозировании также возможно.

Примером тому, является использование интуитивных методов, того же метода сценариев или метода экспертных кривых, позволяющих определять наметившиеся тенденции изменения ситуации, базируясь не только на эмпирических данных, но и на опыте высококвалифицированных специалистов - экспертов.

Основными же методами, использующимися при нормативном прогнозировании являются, в первую очередь, методы Паттерн, Делфи, Глушкова, Поспелова и др. К новым видам прогнозирования относят прогнозирование с использованием обратной связи, интуитивные методы, «обходные» и др. Но основные идеи, используемые при разработке прогнозов, достаточно полно представлены именно в изыскательском и нормативном прогнозировании.

Также следует отметить, что очень важным моментом (как для процесса сбора, так и для процессов анализа и обработки данных) определения того является ли информация количественной или неколичественной (качественной).

Количественная информация, если она достаточно надежна, обладает тем преимуществом, что позволяет использовать точные математические методы и модели и определять тенденции развития ситуации с определенной точностью, с указанием доверительных интервалов, возможных погрешностях при расчетах и т.д. Но даже более существенным является то обстоятельство, что круг проблем, для которых удается разработать адекватные математические модели, оказывается значительно уже того множества ситуаций, в которых необходимо принимать реальные решения.

Информация о работе Виды и методы прогнозирования в управлении