Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:50, дипломная работа
Для решения поставленной цели и сформулированной гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:
Определить специфику активных методов обучения.
Проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения математике в теории и практике школьного образования.
Определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения.
Опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения математике в школе.
Введение 3
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 6
§ 1.1. Специфика активных методов обучения. 6
§ 1.2. Классификация методов активного обучения. 16
§ 1.3. Применение активных методов обучения в преподавании математики 28
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ» 38
§ 2.1. Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы. 38
§ 2.2. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. 40
§ 2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы. 51
§ 2.4. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Следует отметить, что динамика внутренних мотивов в экспериментальной (8 «А» класс) группе возросла на 19 %, в то время как в контрольной (8 «В» класс) группе наблюдается незначительный спад – минус 1 %. Внешние положительные мотивы в экспериментальной (8 «А» класс) группе уменьшились на 5 %, а в контрольной (8 «В» класс) группе наоборот на столько же увеличились. Однако отрицательные мотивы в экспериментальной (8 «А» класс) группе уменьшились на 14 %, в то время как в контрольной (8 «В» класс) группе по этому показателю не произошло никаких изменений.
3. Диагностика продуктивности мышления.
Уровень развития мыслительных операций
Экспериментальная группа 8 «А» класс
В
экспериментальной (8 «А» класс) группе
положительная динамика наблюдается
среди учащихся с высокой степенью
развития мыслительных операций – 7%. Отрицательная
динамика наблюдается по низкому уровню
– минус 5 %.
Контрольная группа 8 «В» класс
В контрольной (8 «В» класс) группе есть незначительная положительная динамика по всем показателям в пределах 1-3 %.
Уровень развития пространственного мышления
Экспериментальная группа 8 «А» класс
В экспериментальной (8 «А» класс) группе положительная динамика наблюдается среди учащихся с высокой степенью развития пространственного мышления – 4%, со средним уровнем – 1 %. Отрицательная динамика наблюдается по низкому уровню – минус 5 %.
Контрольная группа 8 «В» класс
В контрольной (8 «В» класс) группе положительная динамика наблюдается среди учащихся с высокой степенью развития пространственного мышления – 1%, со средним уровнем – 4 %. Отрицательная динамика наблюдается по низкому уровню – минус 5 %.
4.
Диагностика развития
познавательной
Экспериментальная группа 8 «А» класс
В
экспериментальной (8 «А» класс) группе
наблюдается положительная
Контрольная группа 8 «В» класс
В контрольной группе (8 «В» класс) есть незначительная положительная динамика по некоторым показателям в пределах от минус 2% до плюс 4 %.
Таким
образом, в ходе контрольного этапа
опытно-экспериментальной
Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения математике, являются активные методы обучения.
Технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность; она направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. В ходе теоретического исследования проблемы применения активных методов обучения математике в школе было установлено, что активные методы обучения способствуют развитию мышления, познавательной активности, познавательной самостоятельности и мотивации учащихся.
Известно, что в процессе изучения математики школьники часто сталкиваются с различными трудностями. Однако в обучении, построенном с применением активных методов, эти трудности часто становятся своеобразным стимулом для изучения.
Методы
активного обучения обеспечивают направленную
активизацию психических
Ценность применения активных методов обучения математике заключается в том, что учащиеся самостоятельно добывают новые знания, учатся их применять исходя из уже имеющегося опыта, учитель лишь подводит их правильному решению. Активное обучение на уроке математики способствует формированию своей точки зрения, своей позиции, своего математического и не только миропонимания.
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Однако, важно помнить, что как бы ни хороши были активные методы обучения, их нельзя гипертрофировать и считать универсальными методами. Выделив познавательную задачу урока, учитель должен решить, целесообразно ли давать ее активным методом обучения. К сожалению, на частое применение активных методов в процессе обучения поставленных учебных проблем требуется гораздо больше учебного времени, чем на изучение этого же вопроса методом сообщения учителем готового решения (доказательства, результата). Поэтому учитель не может использовать активные методы на каждом уроке. К тому же длительное использование только одного (даже весьма эффективного метода) противопоказано в обучении.
Данные выводы, полученные в ходе теоретического исследования проблемы применения активных методов обучения математике, были подтверждены в ходе опытно-экспериментальной работы. В ходе формирующего эксперимента мы применяли модельные методы обучения как на вводных, так и на заключительных уроках по темам. Кроме того, мы использовали уроки – дидактические игры с ярко выраженными межрпредметными связями. Следует отметить, что приемы активных методов обучения использовались нами постоянно в ходе традиционных уроков. Также одно из центральных мест в нашей работе занимала исследовательская деятельность учащихся.
В
ходе контрольного этапа опытно-
Таким
образом, исследование подтвердило, что
в педагогическом процессе следует максимально
использовать активные методы обучения
и они могут быть включены в реальные педагогический
процесс.
Информация о работе Активные методы обучения математике в школе