Цикл дидактических игр и упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 02:01, реферат

Описание работы

Здесь есть разработка дидактических игр и упражнений для развития коммуникативных умений детей с глубоким нарушением интеллекта

Работа содержит 1 файл

Цикл дидактических игр и упражнений.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

Цикл  дидактических игр  и упражнений, способствующих  развитию коммуникативных  умений детей с  глубоким нарушением  интеллекта дошкольного  этапа обучения.

Автор: Кузнецова  Н.И.,

воспитатель ТОГУСО-ДИ «Мишутка» 

Пояснительная записка. 

Продуктивным  средством развития умственно-отсталого ребёнка, коррекция его познавательной, эмоционально-волевой и мотивационных сфер являются дидактические игры и упражнения.

Особая  их роль в формировании коммуникативных  умений, так как в силу недоразвития всей познавательной деятельности детей с глубоким нарушением интеллекта коммуникативные возможности у них ограничены. В общении наблюдается пониженная активность и инициативность. Коммуникативные нарушения проявляются не только в недоразвитии речи, но и в несформированности невербальных средств общения (мимики, жестов, контактного взгляда), неумение соединять несколько знаков в процессе общения.

Предлагается  примерный цикл дидактических игр  и упражнений на активизацию вербальных и невербальных средств общения  у детей с глубоким нарушением интеллекта, находящихся на дошкольном этапе обучения.

Работа  ведётся по нескольким этапам:

  • развитие речи;
  • накопление, уточнение и активизация невербальных средств коммуникации;
  • развитие умения соединять вербальные и невербальные средства при общении.

Цикл  дидактических игр и упражнений подобран с учётом следующих принципов:

  • принцип последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип постепенности;
  • принцип повторяемости.

Целью данного цикла дидактических  игр и упражнений является развитие у детей с глубоким нарушением интеллекта умений и навыков по формированию элементарных средств коммуникации в процессе социального взаимодействия.

Вышеуказанная цель достигается в ходе решения следующих задач игровой деятельности:

  • создание позитивного отношения к собственному телу и развитие способности управления;
  • развитие средств невербальной коммуникации: мимики, жестикуляции, пантомимики;
  • развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
  • развитие умения определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выраженных движений и речи;
  • воспитание доверительного  отношения друг к другу;
  • коррекция недостатков высших психических функций.
 

Правила дидактических игр  и упражнений.

  • Включение игр и упражнений в педагогический процесс ежедневно;
  • соблюдение дидактических принципов;
  • продумывать содержание инструкции и способ её передачи;
  • на протяжении игры соблюдение оговорённых правил;
  • прогнозировать возможные реакции детей на условие и результат;
  • постоянно поддерживать эмоциональный интерес к игре.
 

Формы организации детей.

  • Применение дидактических игр и упражнений на занятиях;
  • проведение игры в парах, микрогруппах;
  • проведение игры со всей группой;
  • применение игр и упражнений в самостоятельной деятельности.
 

Целенаправленная  организация коммуникативной деятельности детей с глубоким нарушением интеллекта приводит к определённым положительным результатам, которые выражаются в потребности и умении общаться со взрослыми и сверстниками в любых жизненных ситуациях.

 

Дидактические игры и упражнения для активизации вербальных и невербальных средств коммуникации. 

1. Игра «Это  я, говорите на меня». 

    Средства коммуникации. Жесты: кивок согласия/несогласия, указательный жест, жест раздумья, сосредоточенности. Вербальные средства: слова «да», «нет», имена товарищей, для владеющих речью – построение предложений типа: «Это …(имя)». Понимание вопросительного слова «Кто?».

Цель.

Коммуникативные умения. Умение выражать согласие/несогласие, раздумье, сосредоточенность.

Преодоление пассивности; развитие подражания, умения соблюдать очерёдность.

Коррекция произвольного  внимания.

Содержание. Водящий поворачивается к детям спиной. По указанию педагога один ребёнок дотрагивается до его спины. Водящий поворачивается, дети сжимают руки в кулак, поднимают большой палец и, осуществляя движения в руках вверх-вниз, хором говорят: «Это я, это я, говорите на меня!» Педагог спрашивает: «Кто тебя задел?» - выделяя голосом слово кто. Если водящий отгадывает верно, то на его место становится другой ребёнок (которого отгадали), в случае ошибки игра повторяется. 
 

2. Игра «Где  колокольчик?» 

Средства  коммуникации. Жесты: кивок согласия/несогласия, указательный жест. Вербальные средства: слова «да», «нет», имена товарищей, для владеющих речью - построение предложений типа «Кто держит колокольчик?».Понимание вопросительного слова «кто?».

Цель.

Коммуникативные умения. Умение выражать согласие/несогласие, для владеющих речью – умение задавать вопрос.

Преодоление пассивности.

Коррекция слухового  восприятия.

Наглядное обеспечение: колокольчик.

Содержание. Дети, стоя к водящему лицом, передают за спиной колокольчик. Педагог спрашивает «Кто держит колокольчик?» (говорящих детей стимулирует повторению вопроса). Если водящий по звуку колокольчика отгадывает верно, то на его место становится другой ребёнок (которого отгадали), в случае ошибки игра повторяется. 

3.Игра «Я» 

Средства  коммуникации. Жесты: согласия/несогласия, указательный жест. Мимика. Вербальные средства: «я», «не я», «нет».Понимание вопросов, заключённых в словах стихотворения.

Цель.

Коммуникативные умения. Умение выражать согласие/несогласие, анализировать информацию.

Преодоление пассивности, развитие подражания, регуляции поведения.

Коррекция произвольного  внимания.

  Содержание. Педагог читает стихотворение, останавливаясь там, где ребёнок должен ответить «я» и указать на себя.

Речевой материал:

Кто умеет чисто  мыться?

Кто водички  не боится?

Кто съедает  кашку?

Кто гладит кошку  Машку?

и т.д. 
 

4. Игра «Чего  не стало?» 

Средства  коммуникации. Жесты. Вербальные средства: слова «да», «нет», «подумай», «иди», имена товарищей; для владеющих речью – «Отгадай, чего не стало?».

Цель.

Коммуникативные умения. Умение давать задания, задавать вопрос (для владеющих речью), выражать согласие/несогласие, выражать побуждение («иди», «подумай»).

Развитие подражания, умения узнавать предметы.

Коррекция произвольного  внимания.

Содержание. Перед ребёнком выставляется несколько игрушек, ребёнок запоминает последовательность, затем выходит из комнаты. Игрушки убираются. Затем ребёнка зовут в комнату, и он восстанавливает первоначальную последовательность. 
 

Дидактические упражнения для активизации  невербальных средств  коммуникации. 

1. «Приветствие» 

Средства  коммуникации. Жесты, движения.

Цель.

Коммуникативные умения. Умение определять эмоциональное состояние друг друга.

Развитие  мелкой моторики рук.

Коррекция образного мышления.

Содержание. Дети здороваются с помощью жестов разными способами. 

2. «Театр  зверей» 

Средства  коммуникации. Движения, жесты.

Цель.Коммуникативные умения. Умение подражать.

Развитие умения преодолевать пассивность.

Коррекция образного мышления.

Наглядное обеспечение. Шапочки или маски животных.

Содержание. С помощью игры дети перевоплощаются в животных, изображая их с помощью пластики, жестов. 

3. «Два  барана» 

Средства  коммуникации. Движения, жесты, мимика.

 Цель.

Коммуникативные умения. Снятие агрессивного поведения.

Развитие  повышенного мышечного тонуса.

Коррекция образного мышления.

Содержание. «Бодание лбом». 

4. «Определи  эмоции» 

Средство  коммуникации. Мимика.

Цель.

Коммуникативные умения. Умение определять эмоциональное состояние, подражать.

Коррекция зрительного восприятия.

Наглядное обеспечение.

Карточки-схемы, изображающие разные эмоции лица человека.

Содержание. По схемам дети определяют выражение лица человека. 

Информационные источники. 

1. А.А. Катаева,  Е.А. Стребелева «Дидактические  игры и упражнения в обучении  умственно отсталых дошкольников»,  М., «Просвещение», 1991;

2. «Воспитание  и обучение детей с нарушениями  развития», ж.. №4 2010;

3. Г.А. Шешерина, Е.И. Агаркова, И.В. Кожевникова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта нового поколения», Тамбов, ТОГОАУДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011;

4. ds82.ru/doshkolnik/4249. html;

5. detiznaut.ru./blog/view/id46/ 
 
 

Информация о работе Цикл дидактических игр и упражнений