Факторы народного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

Содержание

Факторы народного воспитания. Природа......................................................3
Игра.....................................................................................................................6
Слово..................................................................................................................8
Труд. Общение. Традиции. Искусство.............................................................9
Религия.............................................................................................................16
Пример-идеал..................................................................................................22
Список используемых источников.................................................................24

Работа содержит 1 файл

Контрольная по этнопед-ке и этнопсихологии.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Тольяттинский Государственный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Этнопедагогика и этнопсихология

На тему:

«Факторы  народного воспитания» 

                                                          

                                               
 
 
 

                                                                      Выполнил студент группы ПЕДбз-201:

                                                                      Елманова Светлана Алексеевна                

                                                                      Проверил: Еник О.А.

                                                                      
 
 
 
 
 

Тольятти 2010

Содержание

  1. Факторы народного воспитания. Природа......................................................3
  2. Игра.....................................................................................................................6
  3. Слово..................................................................................................................8
  4. Труд. Общение. Традиции. Искусство.............................................................9
  5. Религия.............................................................................................................16
  6. Пример-идеал..................................................................................................22
  7. Список используемых источников.................................................................24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Природа

      Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

      Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики - с естественностью народного воспитания.

      С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение  о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Вспомним «Декларацию  прав человека»: «Человек рождается свободным». Эта свобода удивительным образом поддерживается и реализуется в системе народного педагога-новатора Бориса Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».

      Природа - это и двор отцовского дома, и  Вселенная, и мировое космическое  пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.

      Весь  традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно  разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает  огромное влияние на формирование личности и человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле.

      Настоящий поэт, музыкант, художник, педагог формируется прежде всего и более всего под влиянием природы.

      Патриотизм - это прежде всего любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное. Да, настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.е. задушевно, свято хранимо.

      Очаровательны в народном творчестве очеловеченные  образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в  девичьем наряде, родник - «журавлиный  глаз...».

      Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.

      Народным  педагогом создана «солнечная тропа», пролегающая по лучшим, самым красивым местам Родины. В его системе воспитания - и поэзия, и нравственность, и физическое и духовное здоровье.

      Привязанность к родным местам - стержневое свойство здорового патриотизма. Это особенно остро чувствуется в Друскининкайском музее леса. Народ, любящий родную природу, слагающий песни о ней, о Родине, так или иначе обретает свободу и независимость.

      Школьной  педагогике можно было бы многому  поучиться у педагогики народной, в том числе и в приучении  детей к духовному общению  с природой. Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим традициям. Без своего - чужого не поймешь. Без собственного фундамента здания цивилизации не построить.

      Многое  из опыта общения человека с природой духовно обогащает народную педагогику. Этот опыт всегда национален, но он никогда  не выпадает из русла общечеловеческих тенденций.

      Итак, природа как фактор народного  воспитания имеет гораздо большее  значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе.

      Природа как макрокосм - великая, огромная Вселенная, природа человека как микрокосм - малая вселенная - и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. В традиционной педагогике слова «хороший», «естественный» и «природосообразный» и, наоборот, «плохой» «злой», «неестественный» или «противоестественный» считаются синонимами. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнесообразна, и в этом ее сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитиния» (А.М.Кушнир), всей человеческой жизни.  
 
 
 
 
 
 

Игра 

      Из  явлений, прямо и непосредственно  связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической и т.п. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

      Игра - удивительно разнообразная и  богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей  приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

      В играх наиболее полно проявляются  такие особенности народного  воспитания, народной педагогики, как  естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели - стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.

      Игры  настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека.

      Итак, игры - не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения - бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненым опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть! »

      Воспитательное  значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

      Возраст играющих. Для детей (малышей) следует  брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.  
 
 
 
 
 
 
 
 

      Слово

      Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении  с матерью ребенок усваивает  язык, который называется материнским. Материнское слово - божественно.

      В народной педагогике родное слово стоит  на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, поговорки, приговорки, моленья, назидания, басни, притчи. И особенно - сказки...

      Духовность  связана прежде всего со словом, языком, речью. Сила слова невероятна в человеческой жизни. Поэтому и  говорят о слове: можно им убить, можно и воскресить. Покаяние, раскаяние, исповедь, проповедь, заклинание, клятва, благословение, завещание - это слова, но в них высшие проявления человеческого духа. Покаяние - это уровень самосознания, духовности, совестливости, нравственности. Покаяние - это потрясение, катарсис.

      Многообразны  в народной педагогике словесные  формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны: увещевание, уговор, разъяснение, приказ, просьба, поручение, поверье, приучение, наставление, назидание, пожелание, совет, намек, одобрение, благодарность, осуждение, упрек, укор, зарок, запрет, благопожелание, завет, заповедь, проповедь, исповедь....

      Безгранична сила доброжелательного слова в  народной педагогике, но более всего - родного слова, родной речи, родного  языка.

      В народной педагогике процесс овладения языком естественный, стихийный, спонтанный.  
 
 
 

      Труд. Общение. Традиции. Искусство

Информация о работе Факторы народного воспитания