Философские основы дидактической системы К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается его вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д. Ушинского выходило за пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского общественно-педагогического самосознания. Проницательными были слова соратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точно определившего место К.Д.Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов – наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».

Содержание

Введение
1. Философские основы дидактической системы К.Д. Ушинского
2. Сущность учебного процесса, его психолого-педагогические закономерности. Единство обучения, воспитания и развития личности ребенка
3. О содержании обучения и его теориях
4. Вклад русского педагога в проблему дидактических принципов
5. Классно-урочная система обучения в дальнейшей разработке Ушинского. Структура и типология уроков
6. Роль Ушинского в теоретическом обосновании процесса обучения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Дидактика Ушинского.docx

— 41.09 Кб (Скачать)

     Дидактика в основном сохраняет разработанную  К. Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее.  

     6. Роль Ушинского  в теоретическом  обосновании процесса  обучения 

     Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом  развития личности. В свое время  великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине. В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

     Одним из возрождающихся является антропологический  подход, который впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его  понимании он означал системное  использование данных всех наук о  человеке как предмете воспитания и  их учет при построении и осуществлении  педагогического процесса. К.Д.Ушинский к обширному кругу антропологических  наук отнес анатомию, физиологию и  патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю  как жилище человека, человека как  жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" - это положение К.Д.Ушинского  было и остается неизменной истиной  для современной педагогики. И  науки об образовании, и новые  формы образовательной практики общества остро нуждаются в своем  человековедческом основании.

     К.Д. Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

     Как отмечали современники Ушинского, "его  труды произвели совершенный  переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки.

     Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить  закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

     Ушинский  как методист разрабатывал вопросы  содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской  педагогической литературе.

     Как педагог-психолог разрабатывал психологические  основы обучения, изложил систему  психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).

     Ушинский  выступал и как школовед. Им выдвинута  программа преобразования русской  школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

     И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой  педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа  и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет  воспитания".

     Ушинского называют великим учителем русских  народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного  учителя.

     Деятельность  Ушинского всецело отвечала назревшим  потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

     После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском  юридическом лицее, плодотворно  занимался педагогической деятельностью  в Гатчинском сиротском институте  и Смольном институте благородных  девиц, редактировал "Журнал министерства просвещения".

     Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины  народной мысли, видеть народ счастливым.

     Исходя  из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.

     Ушинский  понял необходимость всестороннего  изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы).

     Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый  уровень.

     К.Д. Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.  

 

     ЗАКлючение 

     Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия.

     Но  было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных.

     Недаром же на памятнике его есть такая  надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела об их ходят вслед за ними".

     И говорят о нем люди разных поколений, разных эпох...

     И. П. Деркачев, симферопольский учитель:

     «Этот воспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских детей - многие труженики народного образования долго и с любовью будут вспоминать его плодотворное дело».

     Д. Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:

     «Если весь славянский мир гордится И. А. Коменским, Швейцария - Песталоцци, Германия - Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил Константин Дмитриевич Ушинский».

     Н. Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог:

     «И до настоящего времени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет со времени Ушинского, сочинения его не утратили своего значения».

     Как мудрый советчик, он всегда рядом с  тем, кто учит, и со всеми, кто учится.

     Пусть же неумолчно звучит для нас и  сегодня его добрый, искренний, чистый голос...

     «Человек рожден для труда... Сознательный и свободный труд один способен составить счастье человека... Наслаждения являются лишь сопровождающими явлениями... Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека... Труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека...

     Но  труд потому и труд, что он труден, а потому и дорога к счастью трудна...»

     Велико  значение К. Д. Ушинского в развитии школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды  «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и  многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли  в золотой фонд русской и мировой  педагогической литературы.

     Творчество  Ушинского всецело отвечало назревшим  потребностям преобразования системы  просвещения, было подчинено решению  главнейших социально-педагогических задач эпохи.

     Педагогические  идеи К. Д. Ушинского нашли широкое  воплощение в практике школы и  получили творческое развитие в педагогике. Они стали достоянием миллионов  советских людей, достоянием новой  социалистической культуры. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и во второй половине XX столетия действенно и современно. Оно не только «наследие», но один из действующих факторов совершенствования  дела воспитания. Знакомство с творчеством  К. Д. Ушинского, писала Н. К. Крупская, «знакомство  с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность  ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность  сознательно отнестись и к  различным течениям в современной педагогике».

     «Сделать  как можно более пользы моему  отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,—  и к ней-то я должен направлять все свои способности». В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.

 

     Список  используемой литературы 

1. Вопросы  истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо  А.А., Сосин И.Я., М., 1999.

2. Дидактика  К. Д. Ушинского / Данилов М.  А., Мн., 1996. История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой, М., 2005.

3. История  педагогики (История образования  и педагогической мысли)/Учеб. Пособие.  – М., Гардарики, 2003.

4. Литвинов  Л.Н. "История дошкольной педагогики", М., "Просвещение", 1989.

5. Основы  и система дидактики К. Д. Ушинского Струминский В. Я.

6. Педагогическое  учение К. Д. Ушинского /Лордкипанидзе  Д. О., С.-П., 2005.

7. Радугин  А.А."Психология и педагогика", М., "Центр", 1999.

8. Сычев-Михайлов  М.В. Из истории русской школы  и педагогики XVIII. – M. 2000.

9. Ушинский  К.Д. /Избранные педагогические сочинения  в двух томах / Под ред. А.И.Пискунова,  Г.С. Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. – М. «Педагогика», 2004

10. Хрипкова  А.Г., Мудрость воспитания, М., "Педагогика", 2003.

Информация о работе Философские основы дидактической системы К.Д. Ушинского