Физкультурно - оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 03:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: рассмотреть физическую культуру в системе воспитания детей дошкольного возраста, выявить методические особенности занятий физической культурой и раскрыть содержание физкультурно-оздоровительных занятий с детьми детей дошкольного возраста.
Для решения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
раскрыть содержание, форму и методику физкультурно-оздоровительных занятий и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
проанализировать, изучить и раскрыть правильные подходы по воспитанию детей дошкольного возраста и как правильно и безошибочно выполнить возложенную на преподавателя работу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Утренняя гимнастика
1.2 Основные движения физкультурно-оздоровительных занятий
1.3 Общеразвивающие упражнения
1.4 Подвижные игры
1.5 Упражнения спортивного характера
РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Структура занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста
2.2 Подбор физических упражнений и организация занятий с детьми раннего возраста
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Содержание, форма и методика физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста.rtf

— 260.74 Кб (Скачать)

ТЕМА: ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Утренняя гимнастика

1.2 Основные движения физкультурно-оздоровительных занятий

1.3 Общеразвивающие упражнения

1.4 Подвижные игры

1.5 Упражнения спортивного характера

РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Структура занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста

2.2 Подбор физических упражнений и организация занятий с детьми раннего возраста

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Введение

 

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными -- задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье -- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственноеразвитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Для успешного физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений.

Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко ирудируются, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме этого, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.

Целью работы: рассмотреть физическую культуру в системе воспитания детей дошкольного возраста, выявить методические особенности занятий физической культурой и раскрыть содержание физкультурно-оздоровительных занятий с детьми детей дошкольного возраста.

Для решения данной цели мной были поставлены следующие задачи:

раскрыть содержание, форму и методику физкультурно-оздоровительных занятий и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.

проанализировать, изучить и раскрыть правильные подходы по воспитанию детей дошкольного возраста и как правильно и безошибочно выполнить возложенную на преподавателя работу.

Предмет работы: особенности физического воспитания детей дошкольного возраста а также их содержание.

Объект работы: специфические особенности работы преподавателей (тренеров) с детьми дошкольного возраста в различных учреждениях, а также правильные подобранные методики, которые способствуют правильному развитию и воспитанию детей, а также подготовки их здоровья в целом.

 

 

Раздел I Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

оздоровительный физкультурный занятие упражнение

На данном этапе развития, ребенку необходимо выполнять некие физкультурно- оздоровительные занятия. Мне бы хотелось рассказать, о тех занятиях которые положительно способствуют на организм ребенка. Начнем с утреней гимнастики так как в процессе физического воспитания дошкольников используются разнообразные организационные формы физической культуры. Каждый день ребенок должен делать утреннюю гимнастику. Специально подобранные упражнения благотворно влияют на все физиологические процессы организма.

 

1.1 Утренняя гимнастика

 

Утренняя гимнастика является хорошим средством в профилактике нарушений осанки: ежедневное выполнение общеразвивающих упражнений укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

Для детей подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии (сложные движения детям даются с трудом, вызывая у них отрицательные реакции). Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких групп мышц (пальцев, кистей рук) нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями дляразвитии больших мышечных групп.

Утреннюю гимнастику следует разнообразить упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.

Комплексы утренней гимнастики для детей трех -- пяти лет состоят из 4--6 упражнений, для детей шести-семи лет--из 6--8 упражнений. Младшие дошкольники повторяют их 4--6 раз (прыжки -- 8--12 раз), а старшие-- 8--10 раз (прыжки 18--24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех-четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища),-- 6 раз [7].

Утреннюю гимнастику начинают с кратковременной энергичной ходьбы. Во время ходьбы следят, чтобы ребенок держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный мах руками. Ходьбу целесообразно сопровождать счетом -- «раз, два, три, четыре» или ударами в бубен (барабан). Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении.

Подбирая упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины), затем с большей нагрузкой (для укрепления мышц ног и туловища -- сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и последними -- для мышц ног (приседания или прыжки).

Заканчивают гимнастику кратковременным бегом в среднем темпе, который сменяется медленной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание с движением рук (например, поднять руки через стороны вверх и медленно опустить их вниз). Эти упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние.

Во время выполнения упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.

 

1.2 Основные движения физкультурно-оздоровительных занятий

 

Для младших дошкольников характерны образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений для них имеет первостепенное значение. С приобретением двигательного опыта слово играет все большую роль [3]. Для детей шести-семи лет ведущее место занимают объяснения и указания.

В возрасте 5--6 лет у детей имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности [7].

Ребенок усваивает основные движения быстро и правильно только в том случае, если периодически упражняется в их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся результаты действий детей (перепрыгнул, попал в цель и т. д.) и словесные замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, неправильно).

Упражнения в основных движениях подбираются с учетом анатомо-физиологических особенностей детей двух -- семи лет. Не следует предлагать дошкольникам упражнения со значительной мышечной нагрузкой, во время которых ребенок прикладывает максимальные усилия н задерживает дыхание, а также длительные висы, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или перенесение тяжелых предметов и т. д.

Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Это может привести к травмам связок и мышц голеностопа, к уплощению свода стопы ребенка.

Не желательны также асимметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со скакалкой только на одной ноге. Они односторонне влияют на развитие мышц рук, ног, туловища и не способствуют гармоничному развитию организма ребенка.

Рассмотрим особенности выполнения основных движений.

Ходьба. Ежедневное упражнение ребенка в ходьбе рано формирует прочный навык в этом движении. Ходьба -- составная часть каждого занятия по физической культуре. Главное требование к обучению правильной ходьбы детей этой возрастной группы -- научить выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног.

На втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку -- малышам она не под силу. Умение ходить хорошо закрепляют игровые подражательные упражнения, например «Пройди, как мышка», «Пройди, как солдат» и т. д [3].

Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требуют затраты усилия для сохранения равновесия.

Детям рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления, с переступанием через предметы, которые стоят на полу.

Дошкольникам всех возрастных групп рекомендуется ходьба с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове, а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, в стороны, за головой). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике. Детям также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба на носках и пятках, внутренней и внешней сторонах стоп, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, как косолапый мишка, лошадка, цапля, лисичка и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия [7].

Информация о работе Физкультурно - оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста