Фольклор и его значение в воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:44, реферат

Описание работы

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………………………3

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм…………………………5

Песенная лирика……………………………………………………………………………….9

Русский героический эпос…………………………………………………………………..10

Сказка как фольклорный жанр…………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………………………16

Используемая литература…………………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

реферат русский.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Московский  Педагогический Государственный  Университет

Реферат по истории педагогики

 

«Фольклор и его значение

в воспитании детей» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки III курса

ФНК 305 группы

Нестеровой  Алины 
 
 

Москва 2004 

       Содержание 

Вступление………………………………………………………………………………………3

Особенности понимания детьми малых фольклорных  форм…………………………5

Песенная  лирика……………………………………………………………………………….9

Русский героический эпос…………………………………………………………………..10

Сказка  как фольклорный жанр…………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………………………16

Используемая  литература…………………………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Вступление 

      Слово  «фольклор»  в  буквальном  переводе  с  английского  означает  народная  мудрость.  Фольклор - это  создаваемая  народом  и  бытующая  в  народных  массах  поэзия, в  которой он  отражает  свою  трудовую  деятельность, общественный  и  бытовой уклад, знание  жизни, природы, культы  и  верования.  В  фольклоре  воплощены  воззрения, идеалы  и  стремления  народа, его  поэтическая  фантазия, богатейший  мир  мыслей, чувств, переживаний, протест против  эксплуатации  и  гнета, мечты  о  справедливости  и  счастье. Это  устное, словесное  художественное  творчество, которое  возникло  в  процессе  формирования  человеческой  речи.  М. Горький говорил: «… Начало искусства  слова – в фольклоре».

      В  доклассовом  обществе  фольклор  тесно  связан  с  другими  видами  деятельности  человека, отражая  зачатки  его  знаний  и  религиозно-мифологических представлений. В  процессе  развития  общества  возникли  различные  виды  и  формы  устного  словесного  творчества.  Некоторые  жанры  и  виды  фольклора  прожили  длительную  жизнь.  Их  своеобразие  прослеживается  только  на  основании  косвенных  показаний: на  текстах  позднейшего  времени, сохранивших  архаические  черты  содержания  и  поэтической  структуры, и  на  этнографических  сведениях  о  народах, находящихся  на  доклассовых  ступенях  исторического  развития.  Только  от  18 века  и  позже  известны  подлинные  тексты  народной  поэзии. Очень  немного  записей  сохранилось  в  17 веке. Вопрос  о  происхождении  многих  произведений  народной  поэзии  значительно  сложнее, чем  произведений  литературных. Неизвестны  не  только  имя  и  биография  автора – создателя  того  или  иного  текста, но  и  неизвестна социальная  среда, в  какой  сложилась  сказка, былина, песня, время  и  место  их  сложения. Об  идейном  замысле  автора  можно  судить  только  по  сохранившемуся  тексту, притом нередко  записанному  много  лет спустя.

      Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». В таких исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах и т. д. В портретных характеристиках героев, в отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.

      Образы  народных  героев  выражают  лучшие  черты  русского  национального  характера; в содержании  фольклорных  произведений  отражаются  наиболее  типичные  обстоятельства  народной  жизни. Вместе  с  тем  народное  поэтическое  творчество  дореволюционного  не  могло  не  отразить  историческую  ограниченность  и  противоречия  крестьянской  идеологии. Живя  в  устной  передаче, тексты  народной  поэзии  могли  значительно  измениться. Однако, достигнув  полной  идейной  и  художественной  завершенности, произведения  нередко  сохранялись  долгое  время  почти  без  изменений  как  поэтическое  наследие  прошлого, как  культурное  богатство  непреходящей  ценности.

       На  хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные.

       Детский фольклор формируется под  воздействием множества факторов. Среди них - влияние  различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого  другого.

       Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

       Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога,  опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. 

Особенности понимания детьми малых фольклорных  форм. 

       Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками  впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

       Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

       Отгадывание и придумывание загадок также  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

       Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

       Загадка – одна из малых форм устного  народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

       Колыбельные песни, по мнению народа – спутник  детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

       Грамматическое  разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

       Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

       Актуальной  задачей речевого развития в старшем  дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

       Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

       Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

       Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

       Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки  являются богатейшим материалом для  развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию  поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

       Созданный народом язык изобилует образными  разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

       Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства  и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

       Систематическая работа по развитию у детей навыков  речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

       Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

       В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Информация о работе Фольклор и его значение в воспитании детей