Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение использования фольклора как средства в воспитании детей раннего возраста.
Объект исследования – процесс воспитания детей 2-3 лет.
Предмет исследования – особенности использовании фольклора в воспитании детей раннего возраста.
Гипотеза исследования – если в процессе воспитания детей раннего возраста использовать фольклор, то эффективность воспитания будет выше, так как фольклор позитивно влияет на личностное развитие детей.
Задачи исследования:
- рассмотреть фольклор как средство воспитания;
- изучить возрастные особенности развития личности детей в возрасте 2-3 лет;
- выявить приемы ознакомления детей раннего возраста с фольклором;
- экспериментальным путем выявить роль фольклора в воспитании детей раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………………4
1.1. Понятие «фольклор» и культурные корни…………………..4
1.2. Фольклор как дидактическое и воспитательное средство..5
1.3. Особенности воспитательной деятельности в раннем детстве ……………………………………………………………………11
Глава 2. Педагогические условия использования фольклора как средства воспитания детей раннего возраста…………………..14
2.1. Условия реализации воспитательного процесса детей раннего возраста с включением фольклора в МБДОУ ……………14
2.2. Примеры практического использования фольклора в воспитательном процессе детей раннего возраста………………….17
Заключение…………………………………………………….…….27
Список литературы………………………………………….……..29
Приложение………………………………………………………....30

Работа содержит 1 файл

Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

Для того чтобы малышам  было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием  картинок, игрушек, иллюстраций, а также  игр.

Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, я использую и «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти коса до пояса .... » предложила Полине Ф. показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей возникает образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом. Подобные «живые картинки» позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешки.

В раннем возрасте очень  важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора  помогают увеличить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Вызывают интерес у  детей народные произведения, в которых  имеются звукоподражания голосам  животных и описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.

Нами разработан перспективный план по развитию речи, включающий фольклорные произведения. Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, я всегда учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

На первом этапе  обучения использовали такой прием  как объяснение, сопровождения определенными  действиями. В силу своей подражательности дети копировали движения, разговор, интонации  обращения и ответа.

При последующих  повторениях, показывая действия уточки, соответствующие тексту потешки, старались передать текст по-другому, с помощью других интонаций, включая в игру новые подгруппы детей.

Например, показывая  на фланелегрефе эту же потешку, предлагаем малышам самостоятельно подвигать  фигурки, передавая движения персонажей.

Использования игровых моментов помогают ребенку  осознать содержание произведения. Например, разучивая потешку «Курочка –  рябушечка», мы внесли большую игрушку-курицу. Ответы курицы в соответствии с тектом потешки, произносит воспитатель. При первом же прочтении детям стало понятно вопросно - ответная форма произведения. Отвечая на вопросы, они называли курочку хорошей, доброй как мама.

На предложение  поиграть многие из малышей вызвались  быть курочками, цыплятками, которые  пожелали расспрашивать «курочку», где она была, куда пошла и т.д. Дети, подражая голосу воспитателя, предавали и своему голосу интонацию вопроса. Так у них формируется первоначальные навыки интонационной выразительности. Исполнение той или иной роли в игре вселяло в детей уверенность, сближало их друг с другом, помогало преодолеть нерешительность, робость в общении. Для поддержания интереса к уже знакомой потешке способствуют разнообразные приемы. Например, после очередного занятия появляются новые книги: книга, выполненная в форме плоскостного изображения курочки. Рассматривая ее, дети повторяют содержания потешки. Увидев игрушку курочку – ведерко, переносят в игру. Начинается обыгрывание потешки (подобно проведенному раннее заданию). После неоднократного повторения таких игр появились варианты использования знакомых произведений, например, дети, надевают на голову шапочки курочек, берут ведерки в руки, отыскивают для себя партнера и начинают по-своему обыгрывать потешку.

На фольклорно-игровых  занятиях стараюсь использовать прием действенного соучастия детей,   привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию,  эти занятия я провожу в «Русской избе»,  где создана специальная среда,  попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта,  познакомиться с традиционными народными промыслами,  ремеслами,  костюмами.

Неизменный интерес на играх-занятиях вызывает у детей  знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока ... », «кусок пирога .. », «белый платочек на шею ... ». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку, существовал даже обычай: прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.

Уж, ты, котенька - коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать.

Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки – потешки «Ладушки», «Сорока», «Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. С маленькими детьми работаю следующим образом: беру руки ребенка в свои, хлопаю ими в ладоши, в такт, развожу в стороны, поднимаю на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.

Одним из главных приемов  наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляем и в продуктивной деятельности. Привлекаем детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, малыши коллективно лепили цыплят, а курочку – маму вылепила воспитатель. Курочка созвала и напоила цыплят. Дети, сразу подхватывая игру, вспоминают хорошо знакомую потешку. Например, на занятии по конструированию дети строили разнообразные домики – теремки, затем по предложению воспитателя каждый ребенок выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: «Кто постучался в твой теремок?», «Как он попросился жить в домике?», «Что он стал делать?» Дети самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки. При этом интонацией своего голоса они пытались передавать характер того или иного персонажа: за уточку поют тонким голосам, за матрешку – обыкновенным, за медведем грубым. В соответствии со своим представлении придумывают для персонажей те или иные движения: матрешка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед. С игрушками, к изготовлению которых привлекают малышей (например, оладушки, поясок для котика, баранки, калачи для потешки « Ай, качи, качи») даже самые малоактивные дети действуют с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения со стороны воспитателя. Неоднократное использование произведение народного творчества в играх, значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально – выразительной.

С целью закрепления  навыков используем дидактические игры, например «Узнай потешку». В игре по предложенной картинке надо вспомнить произведения народного творчества. С помощью подобных игр дети упражняются в чтении потешек, закрепляют навыки интонационной выразительности, учатся управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей. Широко используем словесные игры по мотивам народного творчества, например, «Про сороку». На роль сороки выбирается самый активный ребенок. Читая потешку, воспитатель предлагает детям отобразить ее содержания в действиях. В результате рассказывание потешки превращается в увлекательную игру.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их на материале  детского фольклора и разнообразным  выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

Если текст  позволяет, я делю детей на 2 подгруппы (девочек и мальчиков), когда одни дети выполняют движения, а другие смотрят, а потом наоборот. Например, говорю: «на мальчиков порастушки», или «на девочек порастушки». Часто как ритмический аккомпанемент использую деревянные ложки. Например, одни дети показывают, как скачут лошадки, а другие стучат ложками, изображая цокот. Для этого надо одну ложку положить на ладонь, и щечкой о щечку ударять. Получается глухой звук, который может быть то громче, если лошадка близко, то тише, если лошадка ускакала далеко. Еще учу детей, проговаривая потешку, ритмично и в такт стучать ложками. Например, возьмем такую прибаутку.

Как у наших  у ребят

Застучали ложки  в лад.

Тук, тук, тук, тук-ай-мо-ли

Всем нам  нравятся они.

Детям нравятся игры с ложками, а для взрослых это важный момент, развивающий у  малышей чувство ритма. Очень  важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание.   С этой цепью, обыгрывая малые формы фольклора, использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты (металлофон, бубен, барабан, ложки).

Для малоподвижных  детей, использую потешки, которые  побуждают их двигаться (Митя К., Владик С., Саша Д).

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку  не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску  упадет.

Встань малыш, еще разок,

Сделай маленький  шажок

Большие ноги шли  по дороге,

Маленькие ножки  бежали по дорожке.

Обращая внимание детей на природные явления, я  стараюсь, через заклички, познакомить  их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и  туга!

Не давай  дождя.

Давай нам солнышка - колоколнышка!

Заклички очень  веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.

Приговорка, построенная  по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

Уродись, бобы

Велики круты,

В поле густы,

На столе  вкусны.

Матушка репка

Уродись крепка

Ни густа, ни редка

До великого хвоста.

Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:

Сосна, сосна

Отчего ты красна?

Оттого я  красна,

Что под солнышком росла!

В потешках и  песенках оживают явления природы (Ночь пришла, темноту привела, «Солнышко-ведрышко»  «обогрело телят, ягнят и еще  маленьких ребят», «на небе появилась радуга-дуга»), действуют животные (кисонька- мурысынька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи).

Описание их не только, но и образно: курочка - рябушечка  идет на реку за водичкой - цыпляток поить; сорока-белобока кашу варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горелку лижет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.

Простота мелодичность звучания потешек помогают детям  запомнить их.

Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос  действий, ситуаций полюбившихся потешек  в игры и в повседневную деятельность.

Во время  игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняли  содержание колыбельных песенок (Полина С., Катя Н., Олег С.). Во время кормления  куклы приговаривала «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму» (Миша К, Кирилл 3). Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

Хорошо известны детям потешки, я использовала в  играх - забавах, в утренней гимнастике и подвижных играх, на занятиях по ИЗО деятельности. Это всегда помогало детям проявить речевую и двигательную активность. (конспекты игр и занятий прилагаются).

В первые годы жизни  ребенок почти все время находится  в окружении самых близких  людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме; в беседах, в папках - передвижках объясняю им ценность русского фольклора для воспитания детей; знакомлю с потешками, колыбельными песенками, ведь многие родители не помнят их содержания (материал для работы с родителями прилагается.)

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит  от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Я считаю, что народно поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.

Информация о работе Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста