Формирование ценностных ориентаций у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. Проблема ценностных ориентаций личности в реформируемом современном обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении последних десятилетий. Это объясняется тем, что необходимой предпосылкой в решении жизненных проблем является наличие определенных моральных качеств, свидетельствующих об отношении личности к обществу (коллективизм, патриотизм) труду и его результатам (трудолюбие, дисциплинированность, бережливость), к себе и другим людям (честность, доброта, принципиальность и другие). Нравственные качества личности взаимосвязаны и образуют систему. Целостное выражение они находят в характере личности.

Содержание

Введение 3
1. Проблема исследования ценностных ориентаций 5
1.1 Понятие «ценности», общепринятые ценности современного
общества 5
1.2 Характеристика ценностных ориентаций школьников 9
Выводы по первой главе 14
2. Формирование ценностных ориентаций в процессе воспитания школьников 15
2.1. Условия формирования ценностных ориентации школьников 15
2.2. Формы и методы формирования ценностных ориентаций
школьников 20
Выводы по второй главе 27
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Тема: Формирование ценностных ориентации у школьников

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

  1. Проблема исследования ценностных ориентаций                                          5
    1. Понятие «ценности», общепринятые ценности современного

общества                                                                                                              5               

1.2 Характеристика ценностных ориентаций школьников                            9

Выводы по первой главе                                                                                         14

  1. Формирование ценностных ориентаций в процессе воспитания      школьников                                                                                                                15
    1. Условия формирования ценностных ориентации школьников             15
    2. Формы и методы формирования ценностных ориентаций

школьников                                                                                                         20

Выводы по второй главе                                                                                           27

Заключение                                                                                                                  27

Список использованной литературы                                                                       29                                                               

 

Введение

 

Актуальность  проблемы исследования. Проблема ценностных ориентаций личности в реформируемом современном обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении последних десятилетий. Это объясняется тем, что необходимой предпосылкой в решении жизненных проблем является наличие определенных моральных качеств, свидетельствующих об отношении личности к обществу (коллективизм, патриотизм) труду и его результатам (трудолюбие, дисциплинированность, бережливость), к себе и другим людям (честность, доброта, принципиальность и другие). Нравственные качества личности взаимосвязаны и образуют систему. Целостное выражение они находят в характере личности. Сущность личности образуют ее социальные качества. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание подрастающего поколения, т.к. именно современные школьники представляют собой ближайшее будущее нашего общества, являясь его интеллектуальным, политическим, экономическим и культурным потенциалом.

Проблеме ценностных ориентаций уделено большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии: Алексеевой В.Г., Божович Е.Д., Божович Л.И., Бондаревской Е.В., Бубновой С.С., Когана М.С., Кирьяковой А.В;, Леонтьева Д:А., Непомнящей Н.И., Петраковой Т.Н., Сафоновой В.В., Собкина B.C., Фельдштейна Д.И., Шакурова Р.Х., Щербакова Р.Н., Шубенковой Е.И. и др.; в области социологии и философии - Архангельского Л.М., Здравомыслова Л.Г., Константиновского Д.Л., Чавчавадзе Н.З., Ядова В.А. и многих других.

Между тем, наряду с очевидными достижениями в теории изучения ценностных ориентации личности, остается не изученной сфера формирования ценностных ориентации у школьников.

Важным является и  то обстоятельство, что формирование ценностных ориентации личности не является результатом проведенного в образовательном учреждении разового «мероприятия», а должно присутствовать как долговременная задача учебных предметов. С другой стороны, неготовность педагогов к долговременному, педагогически целенаправленному формированию ценностных ориентации личности в учебно-воспитательном процессе, приводит к дальнейшему развитию негативных процессов. Этим обусловливается возрастающее значение проблемы формирования ценностных ориентации школьников в науке.

Актуальность и значимость проблемы, недостаточная ее разработанность в педагогической науке и практике обусловили выбор темы исследования - «Формирование ценностных ориентаций у школьников».

Цель курсовой работы: раскрыть сущность и особенности формирования ценностных ориентаций у школьников.

Задачи исследования:

-  раскрыть понятие  ценностей  и систему ценностей современного общества;

- дать характеристику ценностных ориентаций школьников;

- изучить условия формирования ценностных ориентации школьников;

- раскрыть формы и  методы формирования ценностных ориентаций школьников.

Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентации школьников.

Предмет исследования: педагогические условия и средства формирования ценностных ориентации школьников.

Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы.

 

 

 

1. Проблема исследования ценностных ориентаций.

 

1.1 Понятие «ценности», общепринятые ценности современного общества

 

Человек живет среди  других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.

Ценностями являются не только драгоценности, т.е. вещи, имеющие  высокую цену, а если драгоценности, то с акцентом на первую часть этого слова: ценности - это то, что дорого для человека. То, что имеет для него значение [4, c. 34].

Ценности - это значимые для человека объекты (материальные или идеальные) [1, c. 392].

Так что в широком  смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества).

В ценности чего-то или  кого-то для человека отражается его  отношение к чему-то или кому-то.

Ценность - это не природное свойство чего-то - внешнего предмета, события или явления; в ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; а именно, отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека [2, c. 63].

В своем поведении, в  принятии решений, в суждениях человек  исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие  для индивида ценности определяют его «систему координат» - систему ценностных ориентаций. А ценностные ориентации, как показывают данные современной философской антропологии и психологии, представляют собой одну из важнейших потребностей человека [17, c. 32].

Ценность чего-то для  человека определяется тем, отвечает ли это что-то (предмет, событие, явление) его потребностям, интересам и т.д. Как различны потребности и интересы, так различен «вес» разных ценностей, их значимость в жизни человека [18, c. 101].

Деятельность человека можно условно разделить на два  вида. С одной стороны, это активность по выживанию в узком и широком смыслах слова (добывание пищи, устроение жилища, вынужденная работа за плату, обеспечение бытовых каждодневных нужд). С другой - свободная реализация себя, обретение и утверждение смысла за пределами вынужденной работы (игра, творчество, религия). Таковы различия не в предмете деятельности, а в отношении к ней [18, c. 103].

Ценности различаются  по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т.д.

Ценности различаются по знаку - на положительные и отрицательные: наслаждение - страдание, польза - вред, слава - позор, власть - подвластность, безопасность - опасность, красота - безобразие, истина - ложь, добро - зло, счастье - несчастье и т.д.

Одни ценности принято  относить к практическим, другие - к духовным.

Ценности также принято  разделять на высшие и низменные. Речь не идет, конечно, о том, что  положительные ценности - возвышенны, а отрицательные - низменны.

Положительность и отрицательность  определяется тем, отвечают ли ценности потребностям и интересам человека или нет. Для деления же ценностей на высшие и низшие необходим иной критерий. Различение возвышенного и низменного, духовного и плотского при кажущейся очевидности этих слов в обычной речи отнюдь не однозначно.

Один из возможных  подходов к такому делению мы находим  у Аристотеля - в его учении о благах. Благом, говорит Аристотель, называют то, к чему все стремятся. Но к одним вещам люди стремятся ради них самих, к другим - как к средствам для первых. Продолжая рассуждение Аристотеля, можно указать на то, что нечто привлекает и интересует людей как представителей какой-то профессии или какого-то сообщества, или как проживающих в определенной местности, или как имеющих некое хобби и т.д. Что-то интересно детям, что-то взрослым, что-то - мужчинам, что-то - женщинам. Однако должно быть что-то, что ценно для человека как такового независимо от половых, возрастных, профессиональных, социальных, религиозных, культурных и прочих различий. Не потому, что это что-то интересно возможно наибольшему числу людей, а потому, что это что-то не зависит от частных ситуаций и индивидуального стечения обстоятельств. То, что ценно для человека как такового вообще и отвечает его назначению, Аристотель называл высшим благом.

Исходя из того, что разумность является специфическим свойством человека, отличающим его от растений и животных, Аристотель считал, что высшее благо для человека заключается в разумной деятельности души. Все остальное имеет смысл и ценность в отношении к этому высшему благу. Высшее благо - безусловно, т.е. абсолютно и универсально. Это утверждение можно смягчить в духе нашего времени: в рамках определенной системы ценностей высшая ценность мыслится как бы безусловной, т.е. абсолютной (не зависящей от преходящих обстоятельств) и универсальной (должной быть принятой каждой личностью). В современной аксиологии и этике высшее благо называют идеалом.

Методологически близкий  к аристотелевскому подходу, но содержательно  существенно отличающийся от него подход к пониманию ценностей предлагается в том направлении современной философской антропологии, которое развивается в русле психоаналитической философии. Рассмотрим его на примере учения Э. Фромма. Фромм исходит не из предполагаемого предназначения человека, а из характера его существования. В отличие от животного, которое не обладает разумом, является частью природы и живет в гармонии с ней, - человек, будучи частью природы, эмансипирован от нее и стоит вне ее, он наделен разумом, понимает свое бессилие, границы своего существования, свою смертность.

Но человек - духовное существо, а значит способен выходить за рамки самого себя, определять себя в ином, т.е. трансцендироватъся (от лат. transcendes - выходящий за пределы) [12, c. 127].

Вопрос различения высших и низших ценностей - это вопрос духовного содержания жизни человека. Социальные критерии здесь неприменимы. Социологизаторский подход к иерархии ценностей заключается в том, что высшими являются ценности, ориентирующие человека на благо социального целого - группы, сообщества, общества в целом. Отсюда вытекает точка зрения на мораль как инструмент подчинения личных интересов общественным, которые считаются более важными, чем личные. Возможные последствия такого мировоззрения были продемонстрированы в XX в., трагедией народов, оказавшихся под властью тоталитарных режимов.

1. Терминальные ценности:

- жизнь человека как высшая ценность, самоценность;

- свобода в современном, либеральном значении этого термина как «свободы для:» реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида;

- нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами;

- общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь;

- семья, личное счастье, продолжение рода;

- работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка;

- благополучие - доходы, комфорт своей жизни, здоровье.

2. Инструментальные ценности:

- инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться;

- традиционность - уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств;

- независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям;

- самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе.

- авторитетность - способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы.

- законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими.

- вольность как архаичная «свобода от ограничений волеизъявлению индивида, тяготеющая к вседозволенности».

Таким образом, ценность - значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ. Это характеристика предмета, обозначающее признание его значимости. Ценности - то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении.

Информация о работе Формирование ценностных ориентаций у школьников