Формирование физической готовности к школе мальчиков и девочек

Автор: a**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: средства и методы формирования физической готовности детей к обучению в школе. Цель исследования – изучить приемы формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ………………………………………………………………………… 6
1.1. Характеристика готовности к обучению в школе……………………….. 6
1.2. Особенности физического развития и формирования двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста …………………17
1.3. Приемы развития двигательной активности мальчиков и девочек предшкольного возраста на этапе формирования физической готовности к школе………….....................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 78.34 Кб (Скачать)

           В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.(12,с.165)           Важное значение в физической подготовке дошкольников имеют особенности организации разных видов занятий по физической культуре.

Утренняя  гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного  тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны.

Утренняя  гимнастика должна проводиться ежедневно  до завтрака в течение 10-12 мин. на воздухе  или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). (7,с.38)……………………………………………………….

При составлении  комплексов утренней гимнастики в течение  года важно помнить об их вариативном  содержании и характере. Наряду с  традиционной утренней гимнастикой  в практику дошкольных учреждений могут  быть внедрены разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем рассмотреть разные варианты.

Утренняя  гимнастика игрового характера включает 2~3 подвижные игры или 5-7 игровых  упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения  на полосе препятствий. Детям предлагаются упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений, увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

Оздоровительные пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе - в течение 5-7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения. (7,с.39)………………………………..

Комплекс  упражнений с тренажерами  простейшего типа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровье»).

Комплекс  музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия, танцевальных движений). Для проведения утренней гимнастики подбираются упражнения из числа рекомендованных программой для данного возраста. В содержание утренней гимнастики включаются разные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры, упражнения общеразвивающего воздействия. Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гим-настики может быть достигнута путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного коли-чества повторений, темпа их выпол-нения. Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель. Активизация функциональной деятельности организма детей 5- 7 лет происходит за счет увеличения продолжительности утренней гимнастики (10-12 мин.), длительности непрерывного бега (2-3 мин.), увеличения количества подскоков (30-50 подскоков) и их усложнения. Увеличиваются также темп и количество повторений упражнений общеразвивающего воздействия. Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе), с предметами и без предметов. В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после двух-трех повторений. Во время организации утренней гимнастики необходимо музыкальное сопровождение, которое создает радостный, эмоциональный фон, важно соблюдать требования к одежде, физкультурному оборудованию и месту ее про ведения.

Двигательная  разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Она состоит из 3-4 игровых упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки). В конце разминки рационально провести упражнения на расслабление мышц (1-2 мин.). Продолжительность двигательной разминки составляет не более 10 мин.

Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомления детей. Перед началом физкультминуток открыть фрамуги. (7,с.40)……………

Общеизвестно, что физкультминутки применяются  с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей  снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15-й мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физических упражнений стоя у своих столов или  на свободном месте в группе. Это  упражнения общеразвивающего воздействия: наклоны туловища, движения рук вверх в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивания, подскоки, разные виды ходьбы. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делается глубокий и спокойный выдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Предлагается проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т. д.).

Гимнастика  после дневного сна. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может помочь комплекс гимнастики, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность (в среднем от 7 до 15 мин.). Желательно в течение года использовать разные варианты гимнастики после дневного сна. Предлагаем их рассмотреть.

Гимнастика  игрового характера состоит из 2-3 игровых упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены» . (7,с.41)……………………………..

Разминка  в постели, самомассаж, комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции; лежа в постели, поверх одеяла, они в течение 3-4 мин. выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия: 1 - повороты головы вправо - влево; поглаживание рук, живота, ног, пяток; 2 - разведение и сгибание рук; 3 - подтягивание к себе ног, обхватив колени руками, и выпрямление их; 4 - лежа на спине, одновременный подъем обеих ног и опускание их; 5 - движения ногами, как при езде на велосипеде.

Можно предложить упражнения из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После  этих упражнений по указанию воспитателя  дети встают с постели, быстро выполняют  несколько движений в разном темпе (ходьба на месте, постепенно переходящая  в бег, и т. д.); выбегают из спальни  в групповую комнату, хорошо проветренную (температура 17-19 градусов).

В группе дети выполняют произвольные, танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются.

Упражнения  с тренажерами или на спортивном комплексе (в группе, спальне или  в физкультурных, тренажерных залах).

Дети  занимаются небольшими подгруппами  по 7-10 человек. Например: одна подгруппа  лазает по канату, подвесной и наклонной  веревочной лестнице, передвигается  по рукоходу и другому нестандартному оборудованию произвольным способом; выполняет висы на перекладине, канате; упоры стоя, лежа на перекладине и др. Воспитатель обязательно следит за качеством выполнения движений и страхует детей.

Тем временем другая подгруппа произвольно выполняет  различные упражнения с тренажерами  и на велотренажерах· (диск «Здоровье», «Бегушая дорожка», детский эспандер, «Велосипед» и др.). Через 5-6 мин. подгруппы меняются местами. Этот вид гимнастики достаточно сложен, так как он рассчитан на большую самостоятельность детей и на их достаточный двигательный опыт.

В любой  комплекс гимнастики после сна необходимо включать разные .виды ходьбы, бега, прыжков, коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Например: ходьба на носках, руки за головой; ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе, локти отведены назад и  др. (7,с.41)……………………………………………….

Пробежки  по массажным дорожкам могут осуществляться воспитателем группы ежедневно или 2-3 раза в неделю в сочетании с  контрастными воздушными ваннами по мере пробуждения детей после  дневного сна. «Беговую массажную дорожку» можно обозначить в разных местах группы (спальня, игровая комната, раздевалка, коридор), насыщая ее разными физкультурными пособиями (ребристая доска, резиновые  коврики с шипами, пластмассовые  коврики с шероховатой поверхностью и т. д.). Этот инвентарь располагается  таким образом, чтобы дети всей группы или небольшой подгруппы могли  свободно заниматься, перебегая от одного пособия к другому. Введение в двигательный режим непрерывного бега в среднем темпе способствует развитию выносливости, координации  движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Дети  занимаются в одних трусиках, босиком. После проведения разных вариантов  гимнастики после дневного сна про водится водная закаливающая процедура (обливание ног, обтирание всего тела влажной варежкой с после-дующим растиранием сухим полотенцем и т. д.). При обливании ног желательно использовать воду контрастной температуры (вначале, - 36 градусов, затем снижать до 18-19 градусов, и так чередовать далее). Для ослабленных детей температура воды меняется следующим образом: 36, 28, 36 градусов и т. д. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек), при этом учитывается уровень физической подготовленности ребенка.

Как показало наше исследование, дети старшего дошкольного  возраста способны пробегать в среднем  темпе (2,4-2,7 м/сек) без остановок значительное расстояние - от 950 м до 1600 м - за промежуток времени от 5 до 11 мин. (7,с.42)…………………………………………………………………

Методика  оздоровительного бега должна соответствовать  функциональным возможностям организма  ребенка. Поэтому оздоровительные  пробежки целесообразно проводить  не менее двух раз в неделю в  дни, когда нет физкультурных  занятий во время утренней прогулки. Советуем проводить их в теплое время  года в самом начале прогулки, а  в холодное время - в конце ее. При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Так, детям 5-6 лет с высоким  и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать два  круга (в среднем 500 метров), малоподвижным  детям - один круг. Дети 6-7 лет с высоким  и средним уровнями двигательной активности пробегают в среднем 3-4 круга, а малоподвижные дети - 2 круга. Оздоровительный бег заканчивается  постепенным замедлением темпа  и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, после этого предлагаются упражнения стоя на расслабление мышц (2-3 мин.).

Во время бега воспитателю необходимо помнить:

- при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;

- все дистанции для бега должны быть размечены (длина полукруга и одного круга);

- бег должен доставлять детям «мышечную радость» и удовольствие;

-нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, определенный темп;

- после оздоровительного бега не забывать об использовании упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания;

- в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, но при этом учитывать одежду детей и длину дистанций, которая значительно со-кращается (от 250 до 500 м).

Использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также  последующими играми в бассейне. Данный оздоровительно-профилактический комплекс осуществляется один раз в неделю после дневного сна, общей длительностью 35 мин., с небольшой подгруппой детей (не более 10 человек) под руководством взрослых. Общее время в сауне  может составлять 5-8 мин. (по назначению врача). Игровая произвольная двигательная деятельность (длительность 10-15 мин.) детей  в бассейне сопровождается музыкой  и проводится под руководством инструктора  по физической культуре.

Информация о работе Формирование физической готовности к школе мальчиков и девочек