Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. На основании литературных источников теоретически обосновать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Содержание

Введение
Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников
1. Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
2. Особенности формирования фонематической стороны речи в онтогенезе
3. Особенности речевого развития детей с дислалией.
Глава II. Определение уровня сформированности фонематических восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Принципы и приемы, используемые при обследовании состояния фонематического восприятия у детей.
2.2. Описание основных методик, применяемых при обследовании фонематического восприятия.
Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия
3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.
3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 88.04 Кб (Скачать)

– формирование фонематического анализа  и синтеза

– формирование фонематических представлений.

Каждое из направлений реализуется  в процессе поэтапной работы.

Автор приводит примеры заданий, используемых в каждом направлении работы, указывает  на условия их предъявления.

 

Таким образом, анализ представленных методик демонстрирует, что все  исследователи в коррекционно-логопедической работе показывают важность развития фонематического восприятия у детей  с ФФН, в том числе и для детей с дислалией.

Представленные коррекционные  методики содержат взаимодополняющие  методы и приемы, которые можно  эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия  организации обучения.

 

3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

 

Подготовительный этап

 

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

 

 

 А) Развитие слухового восприятия, памяти и внимания

 

Работа над восприятием неречевых  звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:

 

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой  и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует  их звучание. Логопед за ширмой выполняет  различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д. )

 

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные  звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)

Описание игры: логопед знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть  глаза и определить, на каком музыкальном  инструменте он играет.

 

Игра «Угадай, кто кричит».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов  животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих  животных. Затем просит послушать  и угадать, кто придёт к ним  в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок  предъявления. Ребёнок угадывает, кто  это.

 

Дифференциация по способу воспроизведения:

 

Игра «Солнце или дождик».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед говорит  детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что  погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать  бубен и в соответствии с его  звуками «гулять» или «прятаться».

 

Игра «Что делала Маша?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: кукла.

Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет её имя, просит представиться  детей. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить  действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы чмокаем губами (почмокать  три раза).

Мы носиком сопим (посопеть три  раза).)

Логопед предлагает детям закрыть  глаза и угадать, что делает кукла. Логопед выполняет действия и  каждый раз спрашивает, что делала Маша.

 

Игра «Льет или капает»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический  тазик, ширма.

Описание игры: логопед говорит  детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (логопед  сильно нажимает воду на грушу с  водой), то капает (логопед капает воду из груши). Логопед за ширмой чередует эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.

 

Дифференциация звучания по темпу:

 

Игра «Угадай, кто идёт».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет, что цапля  ходит важно и медленно, а воробей  прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как  цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.

 

Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: шапочки с изображениями  зайцев и волков по числу детей, барабан.

Описание игры: логопед делит  детей на две группы: зайцы и  волки. Логопед объясняет детям, что когда он будет медленно стучать  в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро – будут прыгать  зайцы. Логопед чередует быстрое  и медленное звучание.

 

 

Дифференциация по ритму:

 

Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: Логопед говорит  детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок  стучится в дверь так: /- /- / (логопед  отстукивает ритм), второй так: /-//, а  волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и  определить, кто стучится.

 

Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: логопед просит детей  определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить  песенки весны. Логопед отстукивает  ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

 

Игра «Капельки»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля –  хлопок в ладоши, тире (черточка) –  пауза.

Описание игры: логопед объясняет  ребенку, что капельки поют свои песни  по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий  ритм. Потом он просит ребенка послушать  ритм и показать картинку, которая  подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

 

Дифференциация по силе звучания:

 

Игра «Тихо - громко!»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Логопед играет на выбранном музыкальном  инструменте то тихо, то громко. Услышав  громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

 

Игра «Иди-беги».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед стучит в  бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок  выполняет движения: под тихий  звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.

 

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: один ребёнок выходит  из комнаты. Другой ребенок прячет в  комнате игрушку. Когда первый ребёнок  возвращается в комнату, логопед  объясняет ему, что другие дети помогут  найти игрушку. Когда он подойдёт близко к спрятанной игрушке, дети будут  громко хлопать в ладоши. Когда  он отойдёт от неё, хлопать будут  тише. 

 

 

 Б)  Развитие речевого слуха

 

Дифференциация голосов  по тембру:

 

Игра «Угадай, чей голос?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

 

Игра «Лягушки».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке  скачут, вытянувши ножки. Увидали  комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными  глазами. Он должен определить, кто  произносит «Ква-ква-ква».

 

Игра «Угадай, кто я».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя  изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.

 

Дифференциация по силе голоса:

 

Игра «В лесу»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его голос  слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет  его: «Миша!». Логопед произносит это  слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или  близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

 

Игра «Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького

Описание игры: логопед объясняет  детям, что к ним в гости  пришли два гнома Большой Бум  и Маленький Бум. Большой Бум  всегда поет свою любимую песенку  громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький  гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки  и определить, кто поет.

 

Игра «Ветер или ветерок?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Оборудование: картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).

Описание игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что  папа-ветер поет громко: «У-У-У», а  сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем  предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед  произносит звук «у» то тихо, то громко.

 

Дифференциация голоса по интонации:

 

Игра «Хорошо»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.

Описание игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и  говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед  просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда  грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку.

 

Игра «Узнай по интонации»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.

Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый –  «ах», грустный – «ох»), ширма.

Описание игры: логопед предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или  здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

 

Игра «Кто сказал?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.

Оборудование: картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и  удивленного человека.

Описание игры: логопед просит ребенка  рассмотреть картинки и показать веселого, грустного, удивленного человека. Затем показывает, как каждый из них произносит по-разному слово  «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах. (печально). Затем логопед  просит ребенка внимательно послушать, кто говорит, и показать картинку с изображением этого человека.

Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией