Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, она способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игрой на учебную деятельность, интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике.

Содержание

Введение

Глава 1. Методические основы формирования у старших дошкольников геометрических представлений в процессе дидактической игры………………
Научно-теоретические подходы к понятиям «геометрическая фигура», «форма», «дидактическая игра»………………………………………………
История создания системы дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………

Глава 2. Педагогические условия формирования геометрических представлений у старших дошкольников…………………………………………………………

2.1. Особенности восприятия детьми геометрических фигур…………………

2.2. Использование современных дидактических игр в процессе формирования геометрических представлений у детей школьного возраста…………………..

Выводы по 2 главе………………………………………………………………….

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа…………………………………….

3.1. Организация процедуры исследования………………………………………

3.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………

3.3. Анализ результатов……………………………………………………………

Выводы по 3 главе………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Катин курсовик.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

      Он  большой и толстый – определили дети, вследствие показываем карточки означающие величину (большой, маленький) и толщину (толстый, тонкий) геометрических фигур.

      Дети  были радостные от того, что увидели  смешных человечков. Один толстый, а  второй – худой. И, исходя из этого, толстяк означает «толстый», а ходой  человечек – «тонкий».

      Одни  дети говорят:

      - А у нас голубые круги, но  они разные: одни большие, а другие маленькие.

      Другие  дети:

      - У нас  два больших круга,  совсем не одинаковые, один из  них толстый, другой тонкий.

      Затем мы подозвали детей по парам и  попросили разложить свои геометрические фигуры, так, чтобы было видно, что  одни из них большие, другие – маленькие, одни толстые, а другие – тонкие.

      Перед каждой парой детей лежит по одной  геометрической фигуре (или круг, или  треугольник, или квадрат, или прямоугольник). И эта фигура является и большой  и толстой, или и большой и  тонкой, только одна геометрическая фигура определенного вида, которая будет и маленькой и толстой или и маленькой и тонкой.

      В следующий раз игра проводилась  по другому: ребенок видит перед  собой геометрическую фигуру и должен перечислить четыре признака той  или иной фигуры: форму, величину, толщину и цвет:

      - У меня квадрат, большой, толстый,  голубой.

      - У меня круг, красный, маленький,  толстый.

      - У меня треугольник, желтый, тонкий, большой.

      Все дети принимали активное участие  в игре, даже те дети, что неправильно  называли признаки предметов, им помогали другие дети.

      Затем дети играли в эту же игру, но мы положили геометрические фигуры в мешочек  и дети вынимали наугад оттуда, а  затем определяли, что это за фигура.

      - Ну, так какой же является наша  геометрическая фигура?

      - Она является треугольником, голубым  и толстым, - говорят дети.

      Мы  показываем две карточки: на одной  – домик с окошками и дверью, а на другой – только с одним  окном. Дети быстро догадались, какая  из картинок означает «большой», а какая  «маленький». Следовательно, следующая карточка будет со знаком «большой». И получилось: это треугольник, голубой, толстый, большой.

        
 
 

       Для них это было новое, так как  они были удивлены тем, что могут  «прочитать» какой является выбранная  геометрическая фигура. То же самое повторилось и с геометрической фигурой, которая была кругом – желтый, тонкий, маленький: 
 
 

      Интерес к тому, что они могут «читать» и «записывать» про признаки геометрических фигур не угасал довольно долго.

      Наконец пришло время учиться самостоятельно «записывать» признаки тех или иных геометрических фигур, каждый ребенок получил лист бумаги, на котором нарисована таблица, состоящая из двух строк по четыре клетки, в которых дети должны сами рисовать знаки кода.

      Дидактическая игра состояла в том, что дети должны «записывать» и «закодировать» признаки геометрической фигуры, вынутой из мешочка. Каждый по очереди вынимал из мешочка какую-нибудь одну геометрическую фигуру и внимательно рассматривал ее. Сначала дети должны были записать с помощью кода, какую форму имеет та или иная, выбранная им фигура. Дети, каждый за своим столом, давали определение вынутой фигуре и одновременно рисовали нужный кодирующий знак в таблице:

        

        
 

      Но  у детей возникла проблема, она  заключалась в том, что некоторые  дети в своих таблицах нарисовали фигуру во всю клеточку, а другие маленькую. И этим они хотели передать не только форму. Но и величину геометрической фигуры. В следующий раз мы попросили отметить величину геометрической фигуры, какая она (большая или маленькая)? У детей ушло довольно много времени, чтобы нарисовать домик.

      В третьей карточке должен быть отражен  цвет геометрической фигуры. С этим заданием дети справились легко, самостоятельно проверяя друг у друга правильность выполнения задания.

      В четвертой клеточке должна быть закодирована толщина геометрической фигуры. У детей возник повышенный интерес к ней, как при первом с ней знакомстве.

      Закодировав признаки геометрической фигуры, дети пытались читать по таблице, какой является описанная геометрическая фигура. Вместе проверяли правильно ил тот или иной ребенок зачитывал по своей таблице признаки геометрических фигур.

      - Моя геометрическая фигура квадратная, маленькая, тонкая, красная.

      Дети  с интересом сравнивали признаки поднятой вверх геометрической фигуры с тем, что было записано в таблице.

      В последующие дни занимались с  теми детьми, которые не присутствовали при знакомстве детей с Блоками  Дыша. Эта игра очень понравилась  детям. И они в нее играли в  свободное время.

      Таким образом дети очень легко научились  пользоваться кодом. Что позволило ввести знак отрицания «не», который в рисунчатом коде выражается перечеркиванием крест-накрест соответствующего кодирующего рисунка. И выбор осуществлялся следующим образом между двумя признаками. Например: большой-маленький, толстый-тонкий. В этом случае получились следующие знаки:

      

      Не  большой      означает  

        

      Не  маленький    означает

        

      Не  толстый     означает 

        

      Не  тонкий     означает 

      Использовала  знак отрицания в игре «Угадай  какой кубик». За столом сидят несколько  детей. У них на столах лежат коробочки, в которых находятся наборы геометрических фигур и карточки с кодом. В других закрытых коробочках находятся знаки отрицания того или иного значения признака величины. «Мы скажем вам, какая у нас имеется геометрическая фигура, а вы опишете ее, выкладывая перед собой одновременно все карточки с необходимыми знаками. Посмотрите! У меня треугольник». Все дети кладут перед собой знак продиктованной формы. «Он красный».  Дети кладут картинки, означающие признак цвета. «Он толстый». – проверяем, не ошибся ли кто-нибудь. «Он не является маленьким! – Посмотрели на карточку, которую показали мы, здесь нарисован знак «маленький», но он перечеркнут крест-накрест. Это перечеркивание означает отрицание «не» - «не большой». «если треугольник не является маленьким, то каким он может быть», - «Большим». «Правильно и по этому рядом со знаком «не маленький» поместим знак «большой».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Показали детям  карточку со знаком «не большой» и попросили прочитать детей, что он означает.

      - Не маленький, - читают дети.

      - Ну, тогда, что же означает этот  знак?

      - Большой.

      Прикрепляем к таблице обе карточки со знаками. Затем с детьми это закрепили.

      - Квадрат, желтый, толстый, не большой т.е. маленький, - после чего проверяют, действительно ил имеющаяся геометрическая фигура является желтой, толстой, маленьким квадратом.

        
 

      А затем дети занимались по собственной  инициативе. Они выбирали геометрические фигуры и описывали их, например:

      - Это круг, голубой, толстый и не большой, значит маленький.

      Эту игру очень любили дети. Она способствует выработке умений правильно определять свойства геометрических фигур и  пользоваться кодом.

      Для совершенствования знаний по признакам  геометрических фигур использовали А.А. Столера «Давайте поиграем», «Игра с двумя и тремя обручами».

      Цель  игр: Формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация  по двум и по трем свойствам.

    1. «Игра с двумя обручами».

      Прежде  чем начать игру необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые двумя обручами, а именно: внутри красного, но вне оранжевого; внутри оранжевого, но вне красного; сне обоих обручей, а также на пересечении этих обручей. Затем ребенок говорит правило игры. В оранжевый обруч расположить фигуры все зеленые, а в красный обруч положить все те фигуры, которые круглые, а в пересечение положить те фигуры, которые являются и зелеными и круглыми. И в соответствии с этим правилом дети берут из мешочка и кладут туда, куда считают нужным, при этом объясняя свои действия и называя признаки геометрических фигур. После того, как дети разложили все геометрические фигуры из мешочка, они отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей: внутри красного, но вне оранжевого; внутри оранжевого, но вне красного; вне обоих обручей, а какие на пересечении красного и оранжевого обручей. Дети называют фигуры с помощью двух свойств – цвета и формы. Но были затруднения в ответах на вопросы и поэтому нужно помочь детям: проанализировать ситуацию, а для этого нужно вспомнить какие фигуры лежат внутри красного обруча (круглые), а внутри оранжевого обруча лежат все зеленые. (См. рисунок 1).

      В играх с двумя обручами можно  варьировать правила игры. Дети все  были активными.

      

      

        
 

      
  1. «Игра с  тремя обручами» по аналогии как  «Игра с двумя обручами», только в этой игре идет усложнение правил игры. А когда дети освоили эту игру, то  правилами можно также варьировать.

        

        
 

      

    1. «Игра с  одним обручем».

      Цель  игры: Формирование понятия об отрицании  некоторого свойства с помощью частицы «не», классификация по одному свойству.

      Перед началом игры выясняют какие фигуры будут располагать внутри обруча, а какие вне его.

      4. Игра «Танграм».

      «Танграм» одна из несложных игр. Называют ее и «Головоломкой из картона». «Геометрическим конструктором» и др. Игра проста в изготовлении. Квадрат  размером 8х8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

        
 
 
 
 
 
 
 

      Успешность  освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

      Последовательные  этапы освоения игры «Танграм» в  группе детей 5 лет.

      Первый  этап – ознакомление с набором  фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся  новой.

      Цель: упражнять детей в сравнении  треугольников по размеру, составлении  из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

      Материал: У детей наборы фигур к игре «Танграм», у воспитателя – фланелеграф  и набор фигур к нему.

Информация о работе Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры