Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)




Таблица 1

Уровни готовности будущих  педагогов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями  ОДА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Астраханский государственный университет»

 

 

На правах рукописи

 

 

ЕРМОЛИНА НАТАЛЬЯ  ВЛАДИМИРОВНА

 

Формирование  готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

13.00.08 – Теория и методика  профессионального образования

 

диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

Научный руководитель

                                                                             Доцент, кандидат педагогических наук

Е.А. Мясоедова

 

 

 

Астрахань - 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Сегодня педагогическая наука и практика, занимается вопросами  координации усилий всех институтов воспитания в интересах развития личности каждого ребенка, но проблема детской “нестандартности”, адаптации  ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в новых социально-экономических условиях, его адресная поддержка остается все еще недостаточно рассмотренной и разработанной.

Развитие адаптационных  возможностей ребенка с нарушениями  опорно-двигательного аппарата к жизни в социуме напрямую связано с созданием комфортных условий другими членами семьи. И решающее значение в процессе реабилитации и адаптации ребенка имеет готовность специалиста по физической культуре к актуализации огромных потенциальных возможностей семьи.

Проблема взаимоотношений  семьи и других социальных институтов привлекала внимание философов, педагогов  с глубокой древности. Она анализировалась  в трудах Аристотеля, Демокрита, Платона, Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др. Вопросы взаимодействия членов семьи между собой и другими институтами воспитания отражены в трудах Ю.П. Азарова, Т.В. Воликовой, Н.Г. Волкова, Т.П. Гавриловой, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, И.В. Ковалева, В.А. Маишевой и др. «Воспитание родителей» является предметом изучения зарубежных ученых А. Адлера, Г. Гордона, Р. Дрейкурса, Х. Джиннота, Р. Нойберта, В. Спока, С. Таскинена, М. Финна, Т. Харриса, С.Л. Шлоссмана и др.

Вместе с тем проведенные  исследования по выявлению уровня готовности выпускников вузов к осуществлению профессиональной деятельности (О.А. Абдуллина, В.М. Аганисьян, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что общение будущих специалистов с родителями детей затруднено. Это обусловлено тем, что существующая система подготовки не позволяет в полном объеме овладеть профессионально-педагогическим мастерством, отвечающим социальным запросам общества. Профессиональное образование не формирует необходимых знаний, умений специалиста по работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, ограничиваясь ориентированием студентов на решение задач физического воспитания. Более того, анализ литературы показал, что подготовка студентов к профессиональной работе с семьями детей с нарушениями ОДА не получила до настоящего времени систематического освещения, что порождает противоречие между потребностями практики и уровнем знаний об особенностях формирования готовности студента к общению с семьей ребенка данной категории. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных способов формирования готовности специалистов по физической культуре к данному виду деятельности.

Анализ методологических подходов к определению готовность, представлен в работах И.Л. Колесникова, Л.В. Нечаева, в трудах В.Г. Ананьева, Ю.М. Васильева, М.Я. Виленского, К.М. Дурай-Новаковой, М.И. Дьяченко, В.С. Ильина, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова и др. Формы и методы формирования готовности освещены в работах А.М Арсеньева, Н.М. Борытко, В.С. Ильина, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, А.М. Трещева и др.

Системный анализ научных  источников по физической культуре (В.И. Бальсевича, М.Я. Виленского, В.М. Выдрина, Н.Н., Дмитриева В.С.; Жиленковой В.П., Зволинской, Л.И.; Калинина Ю.В.; Филимоновой С.И., Шапковой Л.В.) и педагогической практики показал, что неэффективно используются в работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА такие действенные средства как физическая культура и спорт, позволяющие адаптировать ребенка к жизни в социуме. Таким образом, проблема формирования готовности специалиста по физической культуре имеет общие научно-педагогические предпосылки.

Среди причин снижающих  эффективность использования физической культуры можно выделить неготовность специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА вследствие недооценивания ее значимости и отсутствия системы профессиональной подготовки к данному виду деятельности; недостаточность теоретических разработок и методической литературы по данной проблеме.

Так, анализ действующих  государственных образовательных  стандартов утвержденных министерством  образования в 2000 г. по направлению  подготовки 521900 Физическая культура и  по специальностям 032101 «Физическая  культура и спорт», 050720 «Физическая культура», 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» показал что, требования к такой подготовке в них не заложены.

Ни в одном из 142 требований к профессиональной подготовке выпускников по специальности 050720 «Физическая культура» и 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», определяющих «профессиональное лицо» будущего специалиста по физической культуре, нет требований к знаниям и умениям работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Более того, подготовка студентов  к профессиональной работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата не получила до настоящего времени систематического освещения, что порождает противоречие между потребностями практики и уровнем знаний об особенностях формирования готовности студента к общению с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА.

Таким образом, в образовательной  практике вуза возникли противоречия между:

  • широкими возможностями физической культуры по реабилитации ребенка с нарушениями ОДА и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов, способствующих совершенствованию в данном направлении.
  • ориентацией современных концептуальных установок на реабилитацию детей-инвалидов средствами физической культуры на основе комплексного подхода, обеспечивающего участие всех социальных институтов и традиционными подходами к профессиональной подготовке специалистов по ФК.
  • ростом потребности в профессиональных специалистах по ФК, ориентированных на работу с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семьями и недостатками в профессиональной подготовке студентов вузов к работе с данной категорией семей;

Вскрытые противоречия позволяют констатировать, что формирование готовности специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, все еще не является предметом специального исследования.

Недостаточная теоретическая  и практическая разработанность  процесса подготовки будущего специалиста по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, обусловили выбор темы, и предопределило объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель исследования: разработать теоретические основы формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА.

Объект исследования - подготовка будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Предмет исследования – формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования содержит систему предположений о том, что формирование готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, будет более эффективной, по сравнению с массовой практикой, если:

  • уточнено сущностное значение дефиниций «физическая реабилитация», «семья, воспитывающая ребенка с нарушениями ОДА», «готовность», «готовность специалиста к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА»;
  • сконструирована и научно обоснована модель готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, определены ее структурные составляющие;
  • разработана система критериев и показателей оценки сформированности готовности будущего специалиста по ФК к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА
  • структура и содержание спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата», будут направлены на формирование готовности к данному виду деятельности.

В соответствии со степенью разработанности данной проблемы в  педагогической науке и целью  исследования, для проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Дать характеристику  семьи как среды для реабилитации  ребенка с нарушениями ОДА.

2. Описать систему  работы специалиста по физической  культуре с семьей ребенка  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата

3. Разработать модель  формирования готовности будущего  специалиста ФК к работе с  семьей ребенка с нарушениями  ОДА.

4. Определить структуру  и критерии готовности специалистов  по ФК к работе с семьей  ребенка с нарушениями ОДА 

5. Опытно-экспериментальным путем апробировать модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Методологическую  основу исследования составляют основные положения: концепция личностно-ориентированного подхода в обучении (И.А. Колесникова, Ф.К. Савина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин); системный подход к рассмотрению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер); концепция гуманизации образования и гуманной педагогики (Е.В. Бондаревская, В.Г. Воронцова, И.А. Колесникова, А. Маслоу, Т.С. Назарова, К. Роджерс); концепция подготовки педагогов в ВУЗе (К.А. Абульхановой-Славская, О.А.. Абдуллиной, И С. Батракова, Г.А. Бордовский, Е.С. Заир-Бек, В.В. Лаптева, В.А. Сластенина, Р.М. Шерайзиной и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы используется комплекс исследовательских  методов, представленный следующими группами:

Методы теоретического исследования: теоретический анализ источников  по физической культуре, социологии и психологии, педагогики, изучение и анализ теоретических исследований в области дефектологии, моделирование.

Методы эмпирического  исследования (синтез эмпирического  материала, изучение результатов деятельности, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, сравнительный анализ полученных данных – качественный и количественный)

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

- установлена специфика и характерные особенности структурно-содержательных компонентов готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА;

- определены критерии и уровни готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА;

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в развитие теории педагогического образования, который выражается в разработке теоретических оснований и модели формирования готовности будущего специалиста по физической культуре в контексте работы с семьей ребенка с нарушениями ОДА; дополнении и конкретизации понятия «работа с семьей ребенка с нарушениями ОДА». Полученные результаты могут служить теоретической базой для решения задач формирования профессионально-педагогического мастерства на этапе вузовской подготовки.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования для совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями. Разработанные в процессе исследования диагностические методики, программа спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата»,  рекомендации по проведению аудиторных занятий и практики, ориентированные на формирование готовности будущих специалистов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, могут быть использованы в профессиональной подготовке, повышении квалификации специалистов по ФК в вузах и  учреждениях дополнительного профессионального образования.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара