Формирование гуманизма у учащихся средне профессиональных учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию гуманизма, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.
Объект исследования – является процесс формирования ценностей современных учеников.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме гуманизма в образовательной среде,
- провести экспериментальное исследование уровня сформированности гуманистической позиции подростков

Содержание

Введение
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гуманизма в образовательной среде
1.1 Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества
1.2 Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма
2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию уровня гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений
2.1 Выявление уровня сфорсированности гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений
2.2 Содержание работы по повышению уровня гуманистических качеств среди учащихся средне специальных учебных заведений
2.3 Оценка эффективности работы повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников
Список используемой литературы:
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

Формирование гуманизма у учащихся СПО (Черемисин)03.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     Занятия по программе тренинга проводились  один раз в неделю, длительность занятия составляла 2-3 часа. В каждом занятии было одно психогимнастическое упражнение, одно-два задания для работы в группах или в парах, домашнее задание, обсуждение предыдущего домашнего задания. В программе тренинга упражнения строились по остроте проблематики от более простых к более сложным.

     Тренинг включал в себя комплекс психогимнастических упражнений, они выполнялись в самом начале занятий, в качестве «разминки», они были направлены на развитие группового взаимодействия, для развития обратной связи между участниками группы. В программе тренинга были использованы игровые приемы, работа в парах, работа в группах и микрогруппах, домашние задания. Каждый из подростков вел свой собственный дневник на занятиях и дома. Их обсуждение происходило на последующих занятиях.

     У подростков появились навыки взаимодействия в группе, они стала более терпимы к своим родителям, а родители к ним. Появились положительные сдвиги в их семейных отношениях. Некоторые впервые за долгое время смогли доверительно и дружески общаться со своими родителями и сверстниками. Так же можно отметить их более терпимое отношение к недостаткам других, и положительное устремление на собственное будущее.

 

   2.3 Оценка эффективности работы повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников

 
 

     III этап Оценка эффективности проведенной работы по повышению уровня ценностного отношения к своей семье. (Контрольный эксперимент).

     Цель  контрольного эксперимента - исследование отношения учащихся к семье после занятий по программе «Тренинга Гуманистическое отношение к жизни» с группой студентов ПР-23 (25 человек)..

     Задачи  контрольного эксперимента:

     - изучить взаимоотношения подросков и родителей в семье после занятий по программе «Тренинга Гуманистическое отношение к жизни»;

     - выявить отношения учащегося к миру после занятий по программе Тренинга Гуманистическое отношение к жизни»;

     - проанализировать результаты исследования.

     Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить  задачи, нами было проведено повторное  анкетирование студентов. Был использован опросник М.Рокича, как на первом этапе исследования. Результаты опроса в группе ПР-23 были следующими: любовь – 2,5, счастливая семейная жизнь – 3,6, счастье других – 5,5, терпимость - 6,5, широта взглядов – 5,3, чуткость – 4,6. эти цифры показывают нам, что ценности, выбранные нами в качестве основных, стали иметь более важное значение для подростков, которые поучаствовали в тренинге. Особенно сильно изменились позиции значимости у чуткости, счастье других.

     Вывод: Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что после  посещения группой учащихся средне специального учебного заведения занятий тренинга по программе Тренинга «Гуманистическое отношение к жизни» отношение подростков к семье изменилось в позитивную сторону, такие черты как толерантность стали более выраженными, и подростки стали положительно направленными к собственному будущему.

     Проведенный среди подростков тренинг расширил возможности понимания студентов своих родителей, помог выработать новые навыки взаимодействия учащихся со своими родителями. Раскрыл перед подростками понятия толерантности и гуманности.

 

   Список  используемой литературы:

 
  1. Азаров  Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви  и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993 .- С.12-27.
  2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005
  3. Бабайцева В.К. Личностно- ориентированный тренинг.- М., 1997
  4. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А., Основы современного гуманизма , М., 2002
  5. Григорович Л.А. Педагогика и психология .- М: Гардарики, 2001 .- 480с.
  6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002 .- 728с.
  7. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб: Питер, 2001 .- 472с.
  8. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание .- М: Академия, 1999 .- С.5-21.
  9. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994
  10. Крайг Г. Психология развития .- СПб: Питер, 2000 .- 988с.
  11. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,2005. — 150с,
  12. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики .- М: Академия, 2006 .- 208с.
  13. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002 .- 288с.
  14. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга.- М, 1999
  15. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов Д, 1996.
  16. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология .- М.: Педагогика, 1993 .- 442с.
  17. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб.: Питер, 2007.- 304 с
  18. Райнпрехт X. Воспитание без огорчений .- М.: Просвещение, 1996 .- 270с.
  19. Рэнд А. Концепция эгоизма. СПб., 1995.
  20. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: «Генезис», 1999.
  21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  22. Хухлаева О.В. Психология подростка .- М: Академия, 2004 .- 160с
  23. Шакурова М.В.,Методика и технология работы социального педагога, М., 2001
  24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  25. Я провожу тренинг. Методические рекомендации./Под. ред. Камалдинова Д. и др.– Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001.

 

   Приложение 1

 

     МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич) 

     Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить  их по порядку значимости для Вас  как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

     Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

     Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

 

     Бланк тестируемого

     _______________

     Список  А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота  и эмоциональная насыщенность жизни);  
–жизненная  мудрость (зрелость суждений и здравый  смысл, достигаемые жизненным опытом);  
– здоровье (физическое и психическое);  
– интересная работа;  
– красота природы и искусства (переживание  прекрасного в природе и в  искусстве);  
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);  
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  
– наличие хороших и верных друзей;  
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);  
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  
– развлечения (приятное, необременительное  времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  
– свобода (самостоятельность, независимость  в суждениях и поступках);  
– счастливая семейная жизнь;  
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);  
– творчество (возможность творческой деятельности);  
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).  
 

     Список  Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок  в делах;  
– воспитанность (хорошие манеры);  
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);  
– жизнерадостность (чувство юмора);  
– исполнительность (дисциплинированность);  
– независимость (способность действовать  самостоятельно, решительно);  
– непримиримость к недостаткам в  себе и других;  
– образованность (широта знаний, высокая  общая культура);  
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);  
– рационализм (умение здраво и логично  мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;  
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  
– терпимость (к взглядам и мнениям  других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  
– широта взглядов (умение понять чужую  точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  
– честность (правдивость, искренность);  
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);  
– чуткость (заботливость).  

Информация о работе Формирование гуманизма у учащихся средне профессиональных учебных заведений