Формирование исследовательских компетентностей педагогов в современной библиотечной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:36, реферат

Описание работы

В Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» Президент РФ третьей из шести инициатив определил выстроенную систему развития учительского потенциала. «Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности». «Современный учитель сам должен быть творческим человеком, уметь и любить проектировать, исследовать, работать в команде, вести дискуссию, владеть технологией организации проектной, исследовательской, творческой деятельности учеников»

Работа содержит 1 файл

Формирование исследовательских компетентностей педагогов в современной библиотечной среде_с иллюстрациями.doc

— 1,023.50 Кб (Скачать)


Формирование исследовательских компетентностей педагогов

в современной библиотечной среде

 

 

 

 

 

 

 

В Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» Президент РФ третьей из шести инициатив  определил выстроенную систему развития учительского потенциала. «Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности». «Современный учитель сам должен быть творческим человеком, уметь и любить проектировать, исследовать, работать в команде, вести дискуссию, владеть технологией организации проектной, исследовательской, творческой деятельности учеников»

Какова же роль школьного библиотекаря в свете поставленных президентом задач?

Я считаю, что в условиях современного библиотечно-информационного центра (ресурсного) библиотекарь должен выступать в роли андрагога.

Библиотекарь сам является компетентным человеком в области информационной культуры и может помочь формированию подобных компетентностей у педагогов. Для учителей он – методист в плане работы с информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве примера профессионального подхода к формированию исследовательских компетентностей педагогов приведу результаты работы городской базовой площадки «Методика учебных исследований школьников, в том числе с использованием ИКТ».

В 2008-2009 году наш лицей участвовал в конкурсе общеобразовательных учреждений на присвоение статуса «городская базовая площадка». Основанием для участия в конкурсе стали высокие результаты, лидирующая позиция лицея в городском сообществе по направлению «Методика учебных исследований школьников, в том числе с использованием ИКТ», соответствующая ресурсная база, в том числе библиотечно-информационный центр. Приказом отдела образования г. Лесосибирска МОУ «Лицей» был присвоен статус Городская базовая площадка по направлению «Методика учебных исследований школьников, в том числе с использованием ИКТ».

Данное направление работы базовой площадки оказалось своевременным и актуальным для педагогов-руководителей проектно-исследовательскими работами школьников по причине  недостаточной сформированности собственных исследовательских  компетенций.

Городская базовая  площадка была предназначена для создания образовательных норм, совершенствующих традиционную практику образования; предполагала наличие у реализаторов проекта опыта работы в выбранном направлении, а также опыта инновационной деятельности.

Нужно отметить, что с момента подачи конкурсных материалов и до представления результатов работы площадки, роль библиотекаря заключалась не в пассивном исполнении информационного сопровождения, а в активной работе  в составе инициативной группы, реализующей этот проект.

Работа базовой площадки длилась с сентября 2009 г. по март 2010 г. Поставленная цель – формирование исследовательских компетентностей педагогов –  решалась через разнообразные формы деятельности: семинары, тренинги, мастер-классы, мастерские.

Использовались технологии: ИКТ, проектная, технология стажировок и мастерских.

Виды деятельности, в которых участвовала я (в рамках реализации данного проекта): 

      формирование проектной группы,

      разработка модели проекта,

      разработка плана-графика действий по реализации проекта,

      подбор методических материалов, формирование пакета документов,

      выбор форм проведения занятий и разработка тематического плана,

      проведение семинаров, практикумов, мастер-классов,

      индивидуальное консультирование участников площадки,

      распространение пакета методических материалов,

      оценка и представление результатов проекта городскому сообществу.

 

Все занятия организовывались на основе деятельностного подхода, поэтому способствовали формированию у участников исследовательских компетентностей и достижению определенных результатов.

Базовая площадка была выстроена таким образом: ее участники формировали ключевые компетентности по ходу работы над своим исследованием.

Естественно, что  при любом исследовании, будь то профессиональное педагогическое или учебное ученическое, огромный пласт составляет этап работы с информацией.

Формированию информационной компетентности были посвящены особые семинары. Я провела два учебных семинара «Работа с информацией». С педагогами-участниками мы проработали следующие этапы работы с информацией:

      формулировка запроса,

      выработка алгоритма поиска,

      качественная оценка информации (выработка частных критериев оценки и отбора информации в соответствии с целями и задачами исследовательской работы),

      обработка и интерпретация (приемы свертывания и развертывания информации, их выбор в соответствии с целями и задачами исследовательской работы),

      работа с отобранной информацией (сортировка и компоновка материала, выбор форм презентации полученных результатов).

По мнению участников базовой площадки, это были самые сложные и в то же время самые продуктивные формы работы.

Одной из задач базовой площадки как проекта была систематизация и публикация всех наработанных материалов. Я считаю, главная скрипка в этой работе, конечно, должна принадлежать библиотекарю. Вариантами решений были: выпуск методического пособия (именно на базе библиотечно-информационного центра в лицее организуется вся издательская деятельность), запись CD, выставление материалов на сайт лицея. Но остановилась я на создании сетевого сообщества в Открытом классе. Создав сообщество «Педагог-исследователь», я опубликовала на нем все материалы семинаров, тренингов, мастерских (программки мероприятий, анкеты, методические материала, рекомендации, презентации, вопросы рефлексии).

В сетевом сообществе я разместила полезные ссылки на информационные ресурсы по вопросам организации исследовательской деятельности школьников, организовала тематический форум для обсуждения, опрос посетителей. Там же можно познакомиться с фотоальбомами, фоторепортажами с работы базовой площадки.

Кроме того, опубликовала выпускные работы наших участников (естественно, с их согласия и их авторством), сделала библиографическое описание каждой выставленной работы, получился еще один продукт базовой площадки – библиографический указатель. Все педагоги-участники понимают, что публикация – это важнейшая гарантия от опасности вариться в собственном соку, это необходимый инструмент и необходимая компетентность.

Размещение материалов базовой площадки на Открытом классе (открытой среде) имеет ряд преимуществ. Это интерактивная среда, поэтому есть возможность комментировать содержание, получать рецензию на свою работу, совет от коллег с любого уголка страны, обмениваться опытом.

 

В плане перспективы на следующий учебный год мы увидели трансформацию городской базовой площадки по направлению «Методика учебных исследований школьников, в том числе с использованием ИКТ» в дистанционную форму – сетевое сообщество «Педагог-исследователь», где будем все вместе повышать свои исследовательские компетентности, которые, по мнению И.М. Реморенко, являются наиболее проблемными из всей радуги педагогических компетентностей.

 

Подведем итог: в таблице представлен спектр профессиональных компетентностей библиотекаря на примере одного дела – базовой площадки по направлению «Методика учебных исследований школьников, в том числе с использованием ИКТ»:

 

 

Профессиональные компетентности библиотекаря

Как проявились при реализации  данного проекта

Проектировочные

       Планирование работы БП и лично своей

       Выявление проблем

       Определение целей, форм и методов библиотечной деятельности в рамках БП

       Прогнозирование результатов

       Умение внедрять передовой опыт

       Определение наиболее рациональных видов деятельности

Аналитические

       Умение критически мыслить

       Умение обобщать и делать выводы

       Умение объективно оценивать работу в рамках БП

Коммуникативные

       Умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с педагогами

       Умение координировать свою деятельность

       Умение выстраивать профессиональные отношения

       Ораторские (речевые) умения

       Умение излагать свои мысли чётко, логично, убедительно, образно, доступно

       Умение работать в команде

Организаторские

       Умение организовать и провести учебные семинары

       Умение самостоятельно принимать решения

       Умение правильно распределять рабочее время

Информационно-коммуникационные

       Умение эффективно работать с информацией

       Работа с офисными программами для создания электронных документов

       Использование ресурсов сети Интернет

       Умение пользоваться сканером, принтером, копиром, цифровым фотоаппаратом

       Работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР)

       Умение работать в социальных сетях Интернет, сетевых сообществах

       Умение соблюдать правила сетевого этикета

 

Принимая и осваивая компетентностную модель образования, мы библиотекари, не просто применяем новую технологию, мы переосмысливаем цели и ценности своей деятельности, осваиваем новые для себя позиции: тьютора, консультанта, эксперта, партнера, фасилитатора.

Проанализировав работу площадки, мы пришли к пониманию того, что формирование исследовательских компетентностей педагогов не должно носить событийный характер, это должна быть выстроенная система и особую нишу в этой системе должен занять компетентный библиотекарь-профессинал.

 



Информация о работе Формирование исследовательских компетентностей педагогов в современной библиотечной среде