Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:04, статья

Описание работы

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.

Работа содержит 1 файл

экология.docx

— 39.24 Кб (Скачать)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало  принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения  и разрушения, сохранение всего генетического  разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. 
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. 
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. 
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др. Результат экологического воспитания большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры. 
Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи Я.Ю. Иванова, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.В. Снитко, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др. 
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни [3]. 
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всеми необходимыми условиями для их жизни. 
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни [1]. 
С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка:  
интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий;  
эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту.  
Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях [6, 2]. 
По мнению Н.Ф. Виноградовой, экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира. На этом этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо [2]. 
В.А. Игнатова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. 
Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности. 
В нашем исследовании мы остановились на определении «экологическая культура» Н.С. Николаевой и рассматриваем ее как часть общей человеческой культуры, как осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой и неживой природы. 
Возможность общаться, взаимодействовать с объектами природы ребенок получает в специально созданной среде. Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей. К экологической среде относятся уголки природы, экологические пространства, комната природы, зимний сад, участок детского сада и др. [4]. 
Большое значение в развитии экологической культуры имеют такие формы и методы работы с детьми, в которых дети получают возможность непосредственного контакта и с животными, и с растениями. В них дети не только получают экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К ним можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Большое значение методу наблюдения придавали такие ученые, как Е.И. Тихеева, П.Г. Саморукова, С.А. Веретенникова. 
Наблюдение - это специально организованное воспитателем в группе, целенаправленное, более и менее длительное и планомерное активное восприятие детьми объектов природы [5]. 
К особой форме работы по экологическому воспитанию можно отнести экскурсию. Это одна из трудоемких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсии в том, что она позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.  
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям. Они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. 
Весьма ценны исследования Р.С. Буре, которые показали, что на занятиях проводится не только образовательная, но и воспитательная работа с детьми [3]. 
Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему. Большое значение экологические знания имеют и для развития познавательной деятельности. 
Главным результатом освоения детьми знаний становится развитие экологического отношения к природе, проявляющегося в ответственности, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь [2]. 
Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделированию. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей, главная цель - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях, отношениях, существующих между ними. Роль моделирования в развитии интеллектуальных способностей детей исследовали Т.Я. Гальперина, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер и др. Для формирования отношения детей к природе используются такие формы работы, как праздники и развлечения. Их главная роль - это воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывает влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.п. 
В нашей работе мы провели исследование по выявлению уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте экологическая культура рассматривается с таких позиций, как знания, отношения, а также умения действовать с объектами живой и неживой природы. 
Результаты исследования показали, что 11,6% детей имеют низкий уровень сформированности экологической культуры, т.е. не проявляют инициативы в общении с природой, не выполняют правила гуманного взаимодействия с живыми объектами, могут проявить небрежность и даже агрессивность. 50% детей показали средний уровень, т.е. дошкольники проявляют положительное отношение избирательной направленности. И только 38,4% детей имеют высокий уровень сформированности экологической культуры, т.е. предпочитают деятельность с природными объектами, с удовольствием и по собственной инициативе общаются с живыми существами. Мотивом бережного отношения выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. 
Выявив уровень экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, мы перешли к следующему этапу нашего исследования, целью которого поставили повышение уровня экологической культуры. Нами был составлен план, включающий разнообразные формы и методы работы с детьми. Мы акцентировали внимание на эмоционально-положительном и экологически правильном отношении к объектам живой и неживой природы. Подбирали методы, раскрывающие взаимосвязи в природе, демонстрирующие значимость живых существ. Мы использовали различные виды игр: подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые. Широко использовались наблюдение, экспериментирование и труд.  
 
Результаты повторного диагностирования детей старшей группы показали, что после проведенной работы низкий уровень имеют 6,2% детей. Средний уровень сформированности экологической культуры показали 41,7%. А инициаторами общения с природными объектами стали 51,1%, т.е. дети, имеющие высокий уровень сформированности экологической культуры. 
Таким образом, формирование экологической культуры целесообразно начинать с раннего детства. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное отношение к окружающему миру. Экологическая культура тесно связана с особой организацией педагогического процесса, включающего различные формы взаимодействия ребенка с миром природы в естественной и специально созданной среде, основанного на нравственно положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях. 
 
 
Литература 
 
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с. 
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с. 
3. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 319 с. 
4. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М.: «Мозаика-синтез», 2004. - 112 с. 
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. центр «Карапуз», 2001. - 432 с. 
6. Николаева С.Н. О некоторых вопросах экологического воспитания // Дошкольное воспитание, - 1998. - № 7. - С. 20.



 

Семинар-практикум "Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста"

Тропова Марина Анатольевна, старший воспитатель

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

 

Одной из центральных задач  дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы  знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и  самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают  у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего  мира, в частности живой и неживой  природы ребенок сталкивается очень  рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить  материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Временный государственный  стандарт по дошкольному образованию  определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела  позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме  того, естественнонаучные представления  являются тем содержанием, которое  в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений  способствует развитию детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе занятий дети практически лишены возможности  задавать вопросы – весь материал выдается воспитателем в готовом  виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия  не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего  мира через элементарное экспериментирование  и исследовательскую деятельность. Кроме того, в известной степени  страдает и форма подачи такого материала. Она или избыточно сложна, или  дается детям в виде «готовых понятий», которые принимаются детьми как  аксиома, без попыток понять причинно-следственные связи. Поэтому для многих педагогов  этот раздел представляет определенные трудности.

Исходя из вышеизложенного, особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление? При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но и может исказить складывающуюся у детей картину мира, отбить познавательный интерес из-за непонятности и сложности предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов; изучения системы  знаний по обучению детей дошкольного  возраста элементарным естественнонаучным представлениям, в МДОУ компенсирующего  вида «Детский сад «Ёлочка» прошел семинар – практикум для педагогов  по формированию естественнонаучных представлений  у детей дошкольного возраста.

Данная цель определила задачи семинара-практикума:

  1. Обеспечить условия для развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире.
  2. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
  3. Развивать у педагогов способность не только давать детям знания, но и учить способам их применения.

Актуальность материала  определилась теоретическим и практическим значением проблемы, неразработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Практическая значимость семинара – практикума заключается  в том, что педагогам предоставляется  возможность разработать систему  работы по развитию у детей естественнонаучных знаний в соответствии с требованиями «Критериев оценки содержания и методов  воспитания и обучения, реализуемых  в дошкольном образовательном учреждении», а также программой ДОУ и возрастной группой.

Семинар-практикум состоял  из двух частей:

1. Теоретическая часть.

  • Вступительное слово.
  • Результаты теста-опросника для педагогов (приложение №1).
  • «Развитие элементарных естественнонаучных представлений»: 
    - Развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира. 
    - Развитие у детей географических представлений. 
    - Развитие элементарных представлений о Солнечной системе.

2. Практическая часть.

  • Презентация макетов (приложение №3)
  • Мультимедийное представление просмотренных занятий у педагогов ДОУ
  • Практические рекомендации по организации развивающей среды (приложение №2)
  • Итог семинара - практикума.

В ходе семинара – практикума представлены задачи, содержание, методы, формы, общие методические рекомендации по развитию у детей географических представлений, элементарных представлений  о Солнечной системе, представлений  о физических свойствах. Предложен  перечень материала для предметно-развивающей  среды. Рекомендованы игры, эксперименты, опыты, занятия с детьми разных возрастных групп.

Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений  необходимо учитывать несколько  условий:

Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

На наш взгляд, организация  среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять  ребёнку возможность также участвовать  в создании среды через:

  • самостоятельное расположение игрового материала,
  • максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки, игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;
  • активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей; одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений  это может быть мини-лаборатория  или уголок экспериментирования, исследовательский  центр в группе, в хорошо освещенном месте. Именно такие мини-лаборатории  созданы в нашем учреждении в  каждой группе. Здесь собраны пособия  для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые  закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются  к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные  материалы для исследований:

  • образцы песка, глины, чернозема; 
  • образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);
  • камни (галька, гравий, керамзит);
  • медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
  • семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
  • семена огородных культур;
  • гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке); 
  • хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
  • соль, сахар, лимонная кислота;

Очень важно, чтобы дети исследовали  объекты, которые находятся в  местности, где они живут. Для  активизации детской исследовательской  деятельности мы используем оборудование:

  • разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);
  • шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
  • увеличительные стекла, лупы (микроскоп); 
  • измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); 
  • фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
  • компас, бинокль;
  • пилочки, наждачная бумага, пипетки;
  • губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
  • микроскопы, глобус.

В нашем дошкольном учреждении силами педагогов создан мини-музей. Его оснащение направлено именно на освоение дошкольниками элементарных естественнонаучных представлений. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы (такие, как замерзание, таяние, испарение, фильтрация воды и др.). В дошкольном возрасте детей интересуют причины довольно сложных явлений - почему идет дождь? Где солнышко ночует?...Для наглядного сопровождения рассказа взрослого целесообразно использовать глобус, карту звездного неба, карту мира для малышей, макет телескопа и ракеты, часы, лупы, весы. Использование таких «недетских» приборов способствует развитию детей. Педагоги изготавливают вместе с детьми макеты разных климатических зон, собирают коллекции камней, интересных находок.

Информация о работе Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста