Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:54, реферат

Описание работы

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования коммуникативных умений младших школьников
Сущность коммуникативных умений младших школьников …… 6
Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения …………………… 14
1.3. Вопросы о формировании коммуникативных умений в методической литературе ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Методика формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента по сформированности
коммуникативных умений младших школьников ……………………. 32
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативных
умений ……………………………………………………………………. 45
2.3 Анализ итогов форм и контрольного экперимемента ……………. 63
Заключение ……………………………………………………………….. 73
Литература.

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 60.36 Кб (Скачать)
 

Тема: 

Формирование коммуникативных  умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 

Содержание 

   Введение  …………………………………………………………………..  3   

   Глава 1. Теоретические  аспекты процесса формирования  коммуникативных умений младших  школьников 

Сущность коммуникативных  умений младших школьников …… 6

Особенности формирования коммуникативных умений младших  школьников на уроках литературного  чтения …………………… 14 

   1.3. Вопросы  о формировании коммуникативных  умений  в методической литературе  ……………………………………………………………………. 26 

Глава 2. Методика формирования коммуникативных  умений младших  школьников на уроках литературного  чтения 

2.1. Задачи, принципы, содержание эксперимента  по сформированности  

 коммуникативных  умений младших школьников …………………….  32 

2.2. Комплекс  упражнений  по формированию коммуникативных 

 умений ……………………………………………………………………. 45  

2.3 Анализ  итогов  форм  и контрольного  экперимемента  ……………. 63  

   Заключение  ……………………………………………………………….. 73  

Литература.  

Введение 

  Успешное  вхождение  ребёнка в информационное общество  зависит от реализации творческого   потенциала детей, от развития  их способности  к восприятию  символьной информации. А это  в свою очередь, определяется  развитием мышления, фантазии, умения  настроиться на волну. Символьная  информация закодирована во всём  многообразии жизни, в том числе  в разных видах искусства. Но  более всего она закодирована  в языке. Чтобы человек был  востребованным и признанным  в современном обществе, его надо  с детства учить метафорически,  мыслить, выражать своими словами  мысли, эмоционально включаться  в жизненные позиции других  и ставить себя на их место,  соглашаться и спорить, фантазировать  и представлять. Иными словами  у ребёнка надо формировать  коммуникативные умения. Владение  ими на высоком уровне позволяет  эффективно взаимодействовать с  другими людьми при различных  видах деятельности. На протяжении  всех лет учёбы ребёнка идёт  постепенное развитие коммуникативных  умений ребёнка.

    Вопросы  специально организованной речевой  деятельности, проблемы межличностного  взаимодействия рассматривали Л.С.  Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев. Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, В.Н. Панферова, Г.С. Трофимовой, Д.Б. Эльконина и других доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

     Анализ  научно-теоритической литературы  показал, что вопросы общей  подготовки учащихся к общению,  готовности  к нему, развития отдельных  коммуникативных качеств личности, умений и навыков общения представлены  в педагогической науке достаточно  широко. Обзор современных исследований  и практика педагогического образования  позволяет говорить о постоянно  растущем интересе общества к  данной проблеме.

  Современный  этап развития нашего общества  характеризуется  глубокими экономическими  и социальными  преобразованиями. Поэтому необходимость  ориентировать  процесс обучения на формирование  готовности личности к постоянно  меняющимся запросам социума,  к сотрудничеству с другими  людьми на сегодняшний момент  уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую  в обществе потребность в людях  коммуникабельных, обладающих разносторонними  знаниями, современная школа с  существующим в ней набором  форм и методов обучения не  в должной степени способствует  формированию коммуникативных умений  школьников.  
 

 

 

   Глава 1. Теоретические   основы процесса формирования  коммуникативных  умений младших  школьников.

Сущность и основные понятия коммуникативных умений младших школьников.

  Современная  «Концепция модернизации российского   образования на период до 2010 года»  поставила вопрос о создании  условий для повышения качества  общего образования в России, базовым звеном которого является  общеобразовательная школа. Новая  концепция предполагает «ориентацию  образования не только на усвоение  обучающимися определённой суммы  знаний, но и на его личность, его сознательные и созидательные  способности. Общеобразовательная  школа должна формировать целостную  систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности  обучающихся, т.е. ключевые компетенции,  определяющие современное качество  образования   [ 24 с.1]

    При всём  многообразии подходов к ключевым  компетенциям все авторы включают  в  их круг коммуникативную  компетенцию. Под коммуникативной  компетенцией понимается «приобретённое  в процессе естественной коммуникации, или специально организованного  обучения особое качество личности, складывающееся из нескольких  составляющих, в числе которых  можно выделить языковую, предметную, лингвистическую и практическую»  [ 37] И.А.Зимняя анализирует 5 ключевых компетенций Г. Халажа ( G. Halasz) Г. Халаж выделяет компетенции, как отмечает И.А. Зимняя «которые относятся к владению устной и письменной коммуникации и особенно важны для работы в социальной жизни с акцентом на то, что людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. [18 ]

   Коммуникативная  компетенция реализуется на уровне  текста. Как отмечают большинство   авторов, коммуникативная компетенция  – это знания, умения и связанные  с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется  в жизни через виды речевой  деятельности в четырёх её  формах: слушании, говорении, чтении  и письме.

  Коммуникативная  компетенция – это «своеобразная   способность человека, включающая  в  себя не только владение  грамматикой  и лексикой родного  или иностранного языка, но  и ясное представление о том,  в каких речевых условиях могут  и должны употребляться те  или иные слова и грамматические  конструкции» [17]

    Главной  составляющей коммуникативной   компетенции являются умения, в  частности  коммуникативные умения. Умения вообще – это «освоенные  человеком способы выполнения  действия, обеспечиваемые совокупностью  приобретённых знаний и навыков.  Умения могут быть как практическими так и умственными. В отличие от навыков, умения могут образовываться и без специальных упражнений и выполнение какого-либо действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые раннее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком. [36]

   Под коммуникативными  умениями понимается «умение  вести беседу-диалог общего характера,  соблюдать правила речевого этикета»

   Коммуникативные  умения могут быть рассмотрены  с  разных позиций и точек  зрения, но главным является то, что все  они реализуются  в общении. Всякое общение реализуется  посредством коммуникативных умений. Так Г.М.Андреева характеризуя  структуру общения, выделяет три  взаимосвязанных между собой  стороны: перцептивную, интерактивную и коммуникативную, где перцептивная сторона общения означает процесс восприятия людьми друг друга, интерактивная заключается в организации взаимодействия между общающимися, и третья – состоит в обмене информацией между людьми, партнёрами по коммуникации. Все эти три стороны коммуникации взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены и одновременно реализуются в процессе общения.[1]

    Коммуникативные  умения необходимы для  решения  различного рода коммуникативных   задач. Более того, этот процесс  взаимосвязан и взаимообусловлен, так как правильно сформированная  и поставленная коммуникативная  задача формирует определённые  умения.

    Исследованию  коммуникативных задач посвящены  много работ известных педагогов  и психологов (В. А. Артёмов,  И.А.Зимняя, Т.С. Путиловская, С.Д.Толкачёва  и др.) В этих исследованиях  коммуникативная задача определяется  как «осуществляемое субъектом  общения воздействие на партнёра  общения и принятия им на  себя такого воздействия» [18, 38] 

    В этих  исследованиях авторы рассматривали   коммуникативную задачу как функциональную  единицу коммуникативного акта, который в свою очередь является  структурной единицей общения  для достижения целей, формирующихся  в соответствии с коммуникативными  намерениями субъекта [ 18, 38]

    Все авторы  отмечают очень важную мысль,  что продуктом решения коммуникативной   задачи является текст в его  устной или письменной форме.  Как далее отмечают авторы, и  слушающий, и говорящий одновременно  в рамках коммуникативного акта  решают свои коммуникативные  задачи. Говорящий решает основные формы сообщения и побуждения в решении таких коммуникативных задач, т.е. реализует такие коммуникативные умения, как сообщить, спросить, убедить и т.д. Задачи слушающего могут называться коммуникативно-познавательными, познавательными для себя, коммуникативными – с точки зрения реализации процесса общения.

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной  деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных. Характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаём и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью (Кухаренко В.А.) [26)

   Формирование  коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень Сформированность данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: в соответствии с одним из них оба понятия отожествляются. Так в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании[41, с.240]. В большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия [9]. Также понятие «коммуникация» и «общение» отожествляются в педагогическом и философском энциклопедических словарях [48]. В современном словаре по психологии общение определяется следующим образом: «Общение (коммуникация) – это многоаспектные процессы конвергенции, установления и развития контактов, связей между субъектами, которые порождаются дифференциальными потребностями либо в совместной деятельности, либо в обмене различной информацией, а также для общей выработки конкретного плана действий…[ 28, с.57]

    В трудах Ю.А.Каляевой, А.А. Кидрова, А.А. Леонтьева, Н.А. Лямскиной, Р.С. Немова, Е.И.Рогова «коммуникация» также определяется синонимом «общения» [25, 28, 32, 35, 39] В соответствии с другими подходами между этими двумя понятиями существует некоторое отличие. Например, «коммуникация» определяется как «близкое к понятию общение, но расширенное» в словаре практического психолога. Здесь же поясняется, что коммуникация – это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. В этом же словаре дано определение общения, в котором указанный выше обмен информацией является составной частью общения. Общение – «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнёра» [23]

     В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отожествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». « Коммуникация – это сообщение, общение» Более узкое трактование понятия «коммуникация» представлено в трудах Г.М. Андреевой, А.В. Батаршева [1, 2] Учёные под коммуникацией подразумевают только процесс передачи информации. Анализ рассмотренных выше определений коммуникации и общения показывает, что, с одной стороны, коммуникация трактуется как понятие более широкое, чем общение, и в то же время она является (согласно определению) составляющей процесса общения. С другой стороны, если «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводится только к процессу передачи информации. Кроме того, невозможно осуществление данного процесса вне организации взаимодействия, восприятия и понимания партнёрами друг друга. Понятие «общение» и «деятельности» можно считать идентичными. Рассматривая, соотношения понятий «общение» и «деятельность» можно увидеть несколько подходов к трактовке понятия «общение». Так, в работах Л. П.  Буевой, Б.Ф. Ломова[11, 30] и др. данное понятие рассматривается как процесс взаимодействия индивидов и определяется, наряду с деятельностью, как одна из самостоятельных категорий, как самостоятельная сторона человеческого бытия. Так, Б.Ф. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов», в процессе осуществляется связь одного субъекта с другим субъектом [30, с130]. А.В. Мудрик определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определённым образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга [34]. Е.П. Белинская конкретизирует определение общения, рассматривая его как «информационное и предметное взаимодействие» [4]. Тем самым автор выделяет такие функции общения, как передача информации и установления контакта между субъектами в процессе их совместной деятельности. А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений (субъективно переживаемых взаимосвязей) между людьми [7]. А.П. Буева расширила определение общения, трактуя его как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности» [11] Как видно, автор считает общение необходимым условием организации успешной деятельности и социализации человека. Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное И.А. Стерниным рассматривающим общение, как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимодействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга»

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе развития литературно - творческих умении.