Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:48, практическая работа

Описание работы

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
Слайд 2. «Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию

Работа содержит 1 файл

Конкурс ЗОЖ Грунина.docx

— 22.78 Кб (Скачать)

Важнейшим фактором работоспособности организма  является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического  дефекта, но и состояние полного  социального, физического и психологического благополучия.

  Слайд 2. «Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Сохранение  и укрепление здоровья невозможно без  соблюдения правил гигиены. Большую  роль в развитии гигиены детей  сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно - гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.  Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.

Дошкольный  возраст - это важный период, когда  формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического  и психологического здоровья.

Культурно-гигиенические  навыки у детей воспитываются  с самого раннего возраста, при  формировании культурно-гигиенических  навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно  важный процесс социализации, очеловечивания малыша. 

Воспитание  у детей навыков личной гигиены  играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному  поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

       Слайд 3. Целью исследования является разработка системы мероприятий  по формированию  культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

     Слайд 4. Объект исследования: процесс организации культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста.

     Слайд 5. Задачи исследования:

  1. Изучить  степень исследуемой проблемы в научной литературе.
  2. Уточнить понятия по исследуемой проблеме.
  3. Разработать  систему мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста.
  4. Составить рекомендации для педагогов ДОУ по проблеме.

     Слайд 6. НЕ ЧИТАЙ Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

     Культурно-гигиенические  навыки - понятие, употребляемое в  дошкольной педагогике. В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.

     Культурно-гигиенические  навыки выступают как важная составная  часть культуры поведения. Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения.

       Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

     Воспитание  у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в  охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых  правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

     В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

     Слайд 7. В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены:

  • учитывать индивидуальные и психологические особенности личности  ребенка;
  • наличие материальной базы для формирования культурно- гигиенических навыков;
  • систематическое повторение бытовых процессов;
  • положительное отношение ребенка к бытовой деятельности;
  • личностный пример взрослых людей.

     Слайд 8. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:

  • содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма;
  • формирование навыков ухода за полостью рта, правильного питания, необходимости беречь свой организм;
  • формирование концентрации внимания, и координации движения, и самодисциплины;
  • формирование у детей положительного отклика на оздоровительно-игровые действия и желание активно участвовать в них.

     Слайд 9. Для успешного решения этих задач специалисты рекомендуют использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

     В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного  содержания.  Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах постепенно все большее значение приобретают учебные мотивы. Ребята уже могут выполнять те или иные действия, руководствуясь словесной инструкцией.

     Слайд 10, 11. ФОТО .Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные разнообразные сюжетные картинки, символы.

     Гигиенические знания целесообразно закреплять и  на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используют некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры.

     Для успешного привития детям навыков  гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми –младшим воспитателем, воспитателем, родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей соответствующих знаний, но и их прочному закреплению.

     Необходимо, чтобы гигиеническое воспитание детей, осуществляемое в дошкольном учреждении, не прерывалось бы и в домашних условиях. Важно, чтобы все требования к одежде детей, состоянию воздушно-тепловой среды в помещении, к воспитанию навыков гигиены были едиными в детском саду и в семье.

     Слайд 13. Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

     1. Единство, которое достигается в  том случае, если цели и задачи  воспитания ребенка хорошо понятны  не только воспитателям, но и  родителям, когда семья знакома  с основным содержанием, методами  и приемами работы в детском  саду, а педагоги используют лучший  опыт семейного воспитания.

     2. Систематичность и последовательность  работы (в соответствии с конкретным  планом) в течение всего года  и всего периода пребывания  ребенка в дошкольном учреждении.

     3. Индивидуальный подход к каждому  ребенку и к каждой семье  на основе учета их интересов  и способностей.

     4. Взаимное доверие и взаимопомощь  педагогов и родителей на основе  доброжелательной критики и самокритики.  Укрепление авторитета педагога  в семье, а родителей - в детском  саду.

     Применение  педагогами ДОУ разнообразных средств, методов и приёмов в работе с детьми дошкольного возраста способствует эффективному овладению культурно-гигиеническими навыками младших дошкольников.

     Слайд 14. Нами была разработана система мероприятий для работы с детьми в условиях дошкольного учреждения куда включены дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, конспекты занятий, вечеров развлечений, малые фольклорные формы.

    Слайд 14. НЕ ЧИТАЙ Беседа «Знакомство с туалетной комнатой и предметами, которые в ней находятся».

    Беседа  «Как заботиться о носе».

    Игра-занятие  «Что взяла – клади на место».

    Игра-занятие  «Учимся чистить ботинки».

    Игра-занятие  «Чтоб кусался зубок».

    Наблюдение  за взаимоотношениями воспитателя  с детьми в процессе бытовой деятельности.

    Наблюдение  за детьми в процессе игровой деятельности.

  • Игра – занятие: «Для чего нужен нос? И как ухаживать за носом?»
  • Игра – занятие: «Стирка кукольного белья».
  • Рассказ воспитателя о туалетных принадлежностях.
  • Игра – занятие: «Купание куклы».
  • Игра – занятие: «Куклы обедают».
  • Чтение художественных произведений, сказок, стихотворений.
  • Дидактические игры: «Домино», «Чудесный мешочек», «Чистюля».
 

Слайд 15. На основании вышеизложенного, нами были разработаны методические рекомендации педагогам дошкольных учреждений:

  1. УЧИТЫВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  2. ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ.
  3. Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения, вытирать лицо и руки личным полотенцем.
  4. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
  5. ФОРМИРОВАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ НАВЫКИ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СТОЛОВОЙ И ЧАЙНОЙ ПОСУДОЙ.
  6. ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ИСПОЛЬЗУЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ПОМЕШКИ, ПРИБАУТКИ, СКАЗКИ, СТИХИ, ПЕСНИ, ЧАСТУШКИ.
  7. Приучать детей следить за внешним видом.
  8. Взаимодействовать с родителями воспитанников.

                          

                               Слайд 16. Спасибо за внимание.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста