Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: описать и апробировать на практике методы и приемы изучения таблицы умножения, направленные на формирование метапредметных результатов.
Задачи:
1) Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) Раскрыть суть и содержание метапредметных результатов в начальной школе в теме «Таблица умножения»;
3) Проанализировать учебники математики с точки зрения формирования метапредметных результатов;
4) Подобрать и описать методы и приемы изучения таблицы умножения в различных системах обучения, направленные на формирование метапредметных результатов;
5) Провести исследование и анализ по теме ВКР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...6
1.1. Понятие метапредметности в современном образовании………..6
1.2. Суть и содержание метапредметных результатов………………..10
1.3. Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе.20
2. Практическая часть……………...……………………………………28
2.1. Анализ исходной ситуации………………………………………..28
2.2. Анализ учебников…………………………………………………..29
2.3. Анализ диагностических работ «на входе»………………………..33
2.4. Практическая деятельность…………………………………………36
2.5. Анализ диагностических работ «на выходе»………………………41
Заключение……………………………………………………….………44
Приложение

Работа содержит 1 файл

дипломТАМАРА.docx

— 117.53 Кб (Скачать)

       Знание  переместительного закона умножения, как в первом классе знание аналогичного закона сложения, помогает значительно  сократить количество равенств таблицы  умножения, которые необходимо запомнить.

       Понимание связи между умножением и делением дает возможность каждый случай умножения  связать с соответствующими случаями деления, что делает ненужным составление  и запоминание табличных случаев  деления.

       Изучение  двух новых действий разделено на два больших этапа:

  • Общее знакомство с умножением и делением как новыми арифметическими действиями;
  • Табличное умножение и деление.

       Первый  этап включает выделение сумм с одинаковыми  слагаемыми в отдельную группу; введение действия умножения и знака, его  обозначающего; знакомство с математическим смыслом каждого из двух множителей; знакомство с терминологией связанной  с умножением; деление и его  связь с вычитанием и умножением; знак деления, терминология, относящаяся  к делению.

       Содержание  второго этапа изучения действий умножения и деления ясно из самого его названия.

       Умножение вводится как действие, заменяющее особый случай сложения – сложение одинаковых чисел. Начало работы необходимо связать с заданиями, в которых  используются группы реальных предметов  или изображений таких групп.

       Сравнение сумм, соответствующих предложенным ситуациям, помогает сделать первый шаг к выделению особых сумм –  сумм с одинаковыми слагаемыми.

       Умение  дифференцировать такие суммы можно  считать основанием для перехода к введению понятия об умножении. Установить этот момент помогут задания  на классификацию сумм.

       В случае, когда учитель считает  необходимым, количество вводных заданий  может  быть несколько увеличено  за счет практической работы с группами реальных предметов. Особенно важны  такие задания для детей, которым  с трудом дается овладение изучаемыми вопросами.

       Вместе  с тем увлекаться нагромождением большого количества однотипных заданий  ни в коем случае не следует, т.к. процесс  выделения сумм с одинаковыми  слагаемыми продолжается и после  введения понятия об умножении.

       Знакомство  с умножением и с его знаком происходит через задание, где новое  действие заменяет сложение одинаковых слагаемых. В этом же задании при  сравнении сумм и соответствующих  им произведений происходит первоначальное осознание математического смысла каждого из двух множителей.

       При полном согласии с трактовкой роли множителей, принятой в основной школе, где первый множитель обозначает количество равных слагаемых, а второй – величину этих слагаемых, мы придерживаемся трактовки их роли принятой в начальной  школе, чтобы не создавать дискомфорта  ученикам при выполнении общих для  всех классов проверочных работ.  [3; стр. 48]  

       В этой системе само изучение таблицы  умножения отведено на второе место, после изучения основных законов. Это  помогает значительно сократить  объем материала, который необходимо выучить детям.

       В данной системе обучения изучение таблицы  умножения в первую очередь способствует осознанию причинно-следственных связей и установление аналогий, то есть познавательных метапредметных результатов.

       Рассмотрим  принцип изучения таблицы умножения в системе Н.Ф. Виноградовой.

       В курсе математики 2 класса эта тема является центральной. Большую её часть  занимает арифметический материал: таблица  умножения однозначных чисел (в  полном объеме) и соответствующие  табличные случаи деления. Важным вопросом, рассматриваемым одновременно с  таблицей умножения, является введение понятия о доле числа и обучение учащихся умению находить половину, треть, четверть, пятую … части данного  числа, используя деление. При этом никаких обозначений долей в  форме ½ не вводится. Заканчивается  арифметическая часть темы ознакомлением  учащихся с новыми видами отношений  – «больше в» и «меньше в».

       Изучение  таблицы умножения относится  к традиционным вопросам начальной  школы. От того, насколько прочно дети освоили ее в начальных классах, во многом зависят их дальнейшие успехи при обучении в основной школе. Поэтому  уже к концу 2 класса каждый ученик должен знать наизусть результаты табличного умножения и деления. Чтобы этого  добиться, учителю нужно приложить  немалые усилия.

       В ходе изучения каждой части таблицы  умножения (умножение на 2, на 3 и т.д.) учащимся предлагают арифметические задачи. <…>

       Методика  изучения этого вопроса строится следующим образом. Сначала на конкретных примерах учащимся разъясняется, что  значит одних предметов в несколько раз больше или меньше, чем других (например, в 2, в 3, в 4 и т.д. раз). Это значит, что одно число содержится в другом 2, 3, 4 ит.д. раз.

       Работая с таблицей умножения, дети учатся находить долю числа (половину, треть, четверть и т.д. этого числа). Далее в  соответствии с программой нужно  научить их находить несколько долей  числа и решать обратную задачу, то есть находить числа по нескольким его долям. <…>

       В данной теме вводится новая для учащихся величина – площадь фигуры и ее единицы (квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр) с их обозначениями (см2, дм2, м2).

       Дети  должны понять, что в простейших случаях площадь измеряется числом заполняющих плоскую фигуру единичных  квадратов со стороной, равной единицы  длины.

       Знакомя учащихся с площадью фигуры, применяйте различные практические приемы определения  площади: предварительное деление  фигуры отрезками на квадраты с данной длиной стороны, накладывание на фигуру палетки (прозрачной бумаги с нанесенной на нее сеткой единичных квадратов). В результате пересчитывания квадратов  получается площадь данной фигуры.

       Этап  использования практических приемов  нахождения площадей фигур начинается параллельно с изучением таблицы  умножения и длится довольно долго; за это время дети приобретут достаточный  опыт, и, как только будет введено  понятие о прямоугольнике, они  смогут самостоятельно или с помощью  учителя сформулировать правило  нахождения площади прямоугольника. [4]

       В данной системе не встречается определенных специальных приемов изучения таблицы  умножения. Все изучение строится на последовательном заучивании всей таблицы (сначала на 2, затем на 3 и т.д.).

       Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что никаких явно выраженных метапредметных результатов у учащихся не формируется. Навык табличного умножения  формируется посредствам заучивания, без использования каких-либо конкретных методов и приемов.

       В данной образовательной системе  в основном присутствуют задания и упражнения направленные на формирование регулятивных метапредметных умений.

       Проанализировав методическую литературу, мы можем  сделать вывод, что наиболее эффективной  в области развития метапредметных результатов является система развивающего обучении Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, так как в ней представлено наибольшее количество различных методов и приемов изучения таблицы умножения.

       Рассмотрев  суть метапредметных результатов образования  и приемы изучения таблицы умножения, мы можем придти к выводу, что  в современном образовании не достаточно средств для формирования универсальных учебных действий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Практическая  часть.

       2.1. Анализ исходной ситуации 

       Цель: определить наличие проблемы в формировании метапредметных результатов при изучении темы «Таблица умножения».

       Для сбора и анализа проблемы была проведена беседа с учителем с  целью выявления использования  педагогами различных форм, способов формирования метапредметных результатов.  

       Исследование 1. Беседа с учителем. (См. приложение 1) 

       Цель: выявить различные формы, способы формирования метапредметных результатов в начальной школе.

       Целевая аудитория: преподаватель начальных классов МОУ «Лицей №3». (См. Приложение №1) Зыбина Марина Валерьевна.

       Педагогу  было предложено ответить на несколько  вопросов. Вопросы были открытого  типа. Анализ беседы показал следующие  результаты.

       На  вопрос: «В Федеральном Государственном Образовательном стандарте НОО предъявляются требования к  формированию метапредметных результатов. Как Вы понимаете данное словосочетание?» учитель ответил так: «Это определенные результаты, умения и навыки, полученные в ходе образовательного процесса на базе одного или нескольких учебных предметов, и применяемые в реальных жизненных ситуациях».

       На  вопрос: «Содержание каких школьных предметов способствует формированию метапредметных результатов?» учитель ответил так «На мой взгляд, для достаточно полного развития метапредметных результатов, необходимо использовать методы и приемы, направленные на их формирование на большинстве предметов учебной программы».

       На  вопрос: «Какие метапредметные результаты можно формировать на уроках математики?» учитель ответил так: «На уроках математики есть возможность организовать работу по развитию большинства метапредметных результатов, но эффективнее всего, на мой взгляд, развиваются оценочные умения, умение контролировать свою работу, а так же коммуникативные умения».

       На  вопрос: «Как можно формировать метапредметные умения на примере одной узкой предметной темы таблицы умножения?» учитель ответил так «На мой взгляд, для формирования метапредметных умений и навыков в первую очередь необходимо использовать различные формы и приемы работы».

       Исходя  из ответов учителя, можно сделать  вывод, что тема метапредметности в  современном образовании для  педагога нова и не до конца раскрыта. Об этом говорит, то, что педагог  не назвал ни одного метода формирования метапредметных результатов в начальной  школе.

       Следовательно мы можем сделать вывод, что в  данном классе существует проблема формирования метапредметных результатов. 

       Исследование 2. Анализ учебников 

       Цель: определить наличие и частоту использования заданий, формирующих метапредметные результаты (познавательные и регулятивные) при изучении темы «Таблица умножения» и провести сравнительный анализ частоты использования заданий направленных на метапредметные результаты.

       В ходе данного исследования были проанализированы учебники, в содержание которых входит  тема «Таблица умножения»:

  1. Александрова  Э.И. Математика // учебник для начальной школы: 3 класс. – М.: Издательство «Вита-пресс», 2001.
  2. Рудницкая В.Н. Математика // учебник для начальной школы: 2 класс. – М.: Издательство «Вентана-Граф», 2008.
  3. Аргинская И.И. Математика  // учебник для начальной школы: 2 класс. – М.: Центр общего развития, 2008.

       В ходе анализа было посчитано общее  количество заданий в теме «Таблица умножения», а также количество заданий  направленных на формирование метапредметных результатов. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

       Таблица 1. Частота использования заданий  направленных на формирование регулятивных умений.

       
Метапредметные  результаты        В.Н. Рудницкая         Э.И. Александрова        И.И. Аргинская
Планирование         + (0,3 %)        + (5,7 %)        +(1,6%)
Коррекция        + (0,8 %)        + (3,2 %)        +(1,3%)
Оценка         + (1,1 %)        + (3,2 %)        +(2,1%)
Саморегуляция        -        + (2,5%)        -
Всего:        2,2%        14,6%        5%

Информация о работе Формирование метапредметных навыков при изучении таблицы умножения