Формирование нравственности у воспитанников школы-интерната

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

показать.docx

— 169.93 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1. Психолого-педагогические  основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8

1.2. Воспитательная система школы-интерната  как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31

Выводы…………………………………………………………………..….37

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС  И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1. Цели, задачи и содержание  опытно-экспериментальной работы…..39

2.2. Результаты опытно-экспериментальной  работы…………………….54

Выводы……………………………………………………………………...59

Заключение………………………………………………………………....61

Библиография……………………………………………………………....65

Приложение………………………………………………………………...72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.

Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы  взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения ( занятия по этике, беседы с учащимися  на этические темы и т.д); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Актуальность  исследования.

Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.

Специфика данного  образовательного учреждения внесла свои коррективы и особенности в построении воспитательного процесса в школе.

Негосударственная общеобразовательная школа-интернат № 22 среднего (полного) общего образования  ОАО «Российские Железные Дороги»  станции Улан-Удэ создана в 1964 году для обучения детей железнодорожников, проживающих на маленьких станциях и полустанках, где нет школ. Учреждение создано в целях оказания помощи семьям работников ОАО «РЖД»  в  обучении и воспитании их детей, формирования у них навыков самостоятельной  жизни, социальной защиты и всестороннего  раскрытия творческих способностей детей, находиться по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Лысогорская,85а.

В интернате воспитанники обучаются пять дней в неделю. В  условиях, когда ребенок большую  часть своего времени проводит в интернате без участия родителей, проблема нравственного воспитания в школе-интернате актуальна.

Нравственные ценности носят  общечеловеческий характер, они принимаются  и развиваются всеми людьми в  условиях общественно-исторических изменений  цивилизации. Нравственные ценности не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они как бы накладываются  на все виды ценностей, облагораживая  их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную  насыщенность. Воспитание нравственных ценностей происходит в течение  всей жизни человека, однако наиболее сензитивным периодом в воспитании ценностей является старший школьный возраст (И.С. Кон).

Данная проблема сложна и  многоаспектна. Философский аспект нравственных ценностей раскрывается в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, И.А. Ильина, А. Камю, И. Канта, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова, К. Ясперса. Психологические подходы к воспитанию нравственных ценностей, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект к воспитанию нравственных ценностей раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.И. Власовой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандрова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой. В работах Н.Е. Барышникова, И.А. Колесниковой, А.И. Селивановой, Е.Н. Степанова изучалась роль классного руководителя в воспитании ценностей учащихся.

Нравственное воспитание – процесс сознательного и целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов, требующего волевых усилий и профессиональной компетентности воспитателя и превращающих внешние модели поведения во внутренние реальные устойчивые нравственные навыки, привычки, нравственное осмысление поступков и убеждений воспитанников на основе гуманного личностного подхода (Е.В. Бондаревская).

Нравственные ценности – высшие ценности человека, главными категориями определяющими их, являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые (В.В. Николина)

Цель исследования: разработка психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное воспитание нравственных ценностей у старшеклассников воспитателем в условиях общеобразовательной школы-интерната.

Объект исследования: воспитательный процесс средней общеобразовательной школы-интерната, ориентированный на воспитание у старшеклассников нравственных ценностей.

Предмет исследования: нравственное воспитание учащихся в школе-интернате в ходе внеклассных мероприятий.

Гипотеза  исследования: воспитание нравственных ценностей у старшеклассников будет успешным и результативным, если оно выступает как часть целостного педагогического процесса школы, с учетом следующего:

-процесс воспитания нравственных ценностей у старшеклассников основан на гуманистических нравственно-ценностных ориентирах (идеалах), направленных на деятельностное добро, справедливое и должное (во благо);

-обеспечивается единство действий воспитателя, школьного сообщества, при воспитании нравственных ценностей у старшеклассников;

-создание воспитывающей  среды в классе, позволяющей реализовывать  нравственные личностно-ориентированные  ситуации, осуществление этической  защиты старшеклассников при  воспитании нравственных ценностей.

 

Задачи исследования:

1. Выявить сущность и  особенности содержания нравственных  ценностей у старшеклассников  в системе работы воспитателя.

2.  Выявить, обосновать  и экспериментально проверить педагогические условия воспитания нравственных ценностей у старших школьников в деятельности воспитателя.

3. Проверить эффективность деятельности воспитателя по формированию нравственных ценностей в опытно-экспериментальной работе.

Исследование выполнялось  с помощью комплекса методов, взаимное дополнение, которых обеспечила объективность и научную достоверность результатов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ передового педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперимент, в процессе которого использовались беседы с родителями, классными руководителями, учащимися, анкетирование и наблюдение; совокупность методов, позволяющих определить нравственные ориентации старшеклассников: различные виды опроса и оценок (фронтально-письменное и интервью, анкетирование, тестирование). Результаты эксперимента проверялись методами математической обработки и статистики, анализом результатов. Творческие работы, этические и педагогические ситуации; анализ собственной воспитательной деятельности, моделирование позволили углубить процесс достоверности результата.

Существует потребность  в воспитании нравственных ценностей  у воспитанников интерната, а  также проблема недостаточной разработанности  этого вопроса в педагогической практике. С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим  образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования воспитателем нравственных ценностей у старшеклассников в школе-интернате?

Работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, выводы по каждой главе, заключения, библиографии, приложения. Во введении раскрыта актуальность данной темы, цель, предмет, объект, гипотеза исследования. В первой главе рассмотрен теоретический аспект данной проблемы, психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников, история развития взглядов в педагогике по формированию нравственных ценностей у подростков старшего возраста, а также рассмотрена воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников. Вторая глава дипломной работы посвящена опытно-экспериментальной части исследования, где описано содержание, цели, задачи практической части, а также сделаны обработка и анализ полученных результатов. В заключении приведено краткое обобщение полученных результатов, раскрыта практическая значимость проведенного исследования.

В словаре  по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)

В.И. Даль толковал слово  мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный  телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ  ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1. Психолого-педагогические  основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников

Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные  пласты человеческой цивилизации. В  воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы тесно  связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов менялись представления о ценностях и  идеалах. Но и религия, и философия  утверждают, что у людей при  смене формаций, осталось много общего, что сохраняется тысячелетиями  и передается из поколения в поколение. Это проверенные временем моральные  нормы, ставшие общечеловеческими  духовными и нравственными ценностями.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят  по поводу добродетели: нравственно  прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего  всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается  в воздействии воспитателей на воспитанников  и в их ответных действиях, т.е. в  усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения  к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Нравственные понятия  становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены  и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и  устойчивых привычек нравственного  поведения свидетельствует о  воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное  в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и  нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс  педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации  всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его  отсрочены во времени.

Информация о работе Формирование нравственности у воспитанников школы-интерната