Формирование опыта социально – педагогической деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Объект - моей курсовой работы является опыт социально – педагогическая деятельность.
Предмет – ресурсы социально – педагогической деятельности.
Цель – формирование социально педагогической деятельности на примере использовании ресурсов, воспитание, социобучение и образование личности, а также преобразование и оздоровление окружающей среды. Формирование в ней воспитательные отношения. С её помощью социально – педагогическая деятельность регулируются отношения между отдельными личностями и группами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Становление и формирование социально - педагогической деятельности в России……………………………………………………………………………...4 1.1 Становление и формирование института социальной педагогики……………………………………………………………………...5-7
1.2 Цели и направления социально-педагогической деятельности. Объекты социально – педагогической деятельности………………….8-11
2. Социальный опыт – компонент социализации…………………………12
2.1 Стадии проявления и освоение социального опыта подросткам........13
2.2 Культура — носитель социального опыта…………………………14-15
2.3 Обогащение социального опыта подростка в среде………………16-17
2.4 Зависимости, влияющие на социальный опыт подростков…………18
2.5 Средства формирования социального опыта подростков………19-21
Заключение……………………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Курсовая Травянко СоП 3.2 Савченко С.Л..doc

— 132.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

2.4 Зависимости, влияющие на социальный опыт подростков

Для определения  зависимостей был привлечен научно-методический, теоретический и сравнительный  анализ материалов 45 смен различной  направленности, реализованных в  течение 1997-98 годов на базе детских  лагерей ВДЦ «Орленок». В результате анализа выделился комплекс зависимостей, которые прямо и косвенно влияют на проявления и обогащение социального опыта подростков в субкультурной среде центра. К ним мы отнесли следующие зависимости между: [4]

— сезонными  ожиданиями подростков и выбором  содержания педагогических программ центра (при этом независимо от времени года ведущим ожиданием подростка является свободный и демократический выбор видов деятельности, круга общения и отношений в микросреде временного детского объединения);

— многообразием  видов развивающей деятельности и возможностями выбора подростком своего участия в них с позиции самоопределения, культурной идентификации и самореализации интересов и способностей;

— инструментальным обеспечением технологий совместной деятельности и уровнями субъективизации подростка к содержанию педагогической программы;

— информационным обеспечением субкультурных возможностей центра дополнительного образования  и успешностью усвоения нового социального  опыта подростков. [4] 
 

2.5 Средства формирования социального опыта подростков.

Это позволило  на втором этапе определить комплекс средств формирования социального  опыта подростков в субкультурной  среде центра, независимого от содержания конкретной педагогической программы. К ним мы отнесли: технологию совместной деятельности детей и взрослых в структуре педагогического взаимодействия; педагогическую поддержку развития социального опыта, обеспечиваемую в логике реализации педагогического содержания лагерной смены.

В ходе этой работы сделано технологическое описание методики совместной деятельности, структуры педагогического взаимодействия, этапности реализации механизмов педагогической поддержки развития социального опыта подростков в условиях лагерной смены. [4]

Под сущностью  педагогического взаимодействия мы понимаем прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Субъектность  человека проявляется через активность. Наложение субкультур участников процесса взаимодействия приводит к успешности или неуспешности педагогического влияния педагога на процессы социализации подростка. Педагог как носитель и транслятор социального опыта должен постоянно находиться в эмпатийно-рефлексивной ситуации к субъекту взаимодействия. В современной теории и практике сложилось пять уровней субъектности человека или группы. Мы их проанализируем с позиции педагогической деятельности, которая рассматривается нами как совокупный процесс управления и организации деятельности человека, группы или сообщества, направленный на развитие, воспитание, образование и социализацию во взаимодействии с участниками этих процессов на разных уровнях их субъектного отношения.

Логика  педагогического взаимодействия.

В этой связи логика педагогического взаимодействия может быть представлена следующим  образом:  

Педагогическая  задача

  1. Система  педагогических методов, избранных для ее решения
  2. Коммуникативные задачи, решение  которых  необходимо для  реализации методики совместной деятельности  на  игровой  основе  реализации
  3. педагогических проектов
  4. Создание педагогически и организационно целесообразных условий для перевода социальной ситуации взаимодействия в педагогическую на уровне субкультур субъектов
  5. Чувственное восприятие субъектами ситуации взаимодействия
  6. Уровни  проявления и освоения  социального опыта  подростков
  7. Поведенческая  и  деятельностная активность субъектов
  8. Педагогическая  рефлексия ситуации   взаимодействия  и коррекция
  9. первоначальной педагогической задачи [4]
 

Представленная  логика проверялась в процессе работы, в рамках которой апробированы в  практике лагеря вариативные программы деятельности (например, «Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас»), социально-ролевые игры, организация рефлексии, стимулирующей самопознание ребенка и коррекцию его отношений с окружающими.

Разработанная методика совместной деятельности в целях обогащения социального опыта подростка позволила рассмотреть механизмы педагогической поддержки этого процесса в ходе реализации педагогических программ центра.

Таким образом, на основе результатов представленного  анализа и исследования можно сделать вывод, что формирование социального опыта ребенка во временном детском объединении осуществляется успешно, если достигается свободный вариативный выбор ребенком видов деятельности, через разнообразие программ в системе совместной деятельности, педагогического взаимодействия, направленного на педагогическую поддержку социального опыта подростков.

Условия эффективности  влияния на формирование социального  опыта

Качественные  результаты этого вывода подтвердили  наше предположение о том, что социализирующее влияние субкультуры центра дополнительного образования на формирование социального опыта подростков будет более эффективным, если:

— в детской  среде имеют место ситуации социального  выбора, творческого самоопределения  и успеха;

— обеспечены возможности овладения подростками опытом самостоятельной, разносторонней, социально значимой деятельности;

— осуществляется процесс совместной деятельности подростков и взрослых с позиции педагогической поддержки развития социального  опыта подростка;

— субкультура воспитательной системы центра определяет факторы влияния на процессы социализации подростка в его взаимодействии с собой, со сверстниками, взрослыми, субкультурными элементами Центра. 
 
 

                                    
 

Заключение

В заключение моей курсовой работы, могу сказать, что формирование социального опыта началось ещё в 19 веке. В России же формирование и становление социально – педагогической деятельности произошла в 60-70 годы. Для начала социальная педагогика - это отражение научно – познавательной деятельности людей и института социума, государства и общества. Социальный педагог – это люди, которые имеют специальное педагогическое образование и осуществляют свою деятельность преимущественно в школах и других образовательных учреждениях. То есть речь идет о таких специалистах, который смогут  работать с детьми и молодежью. Социально – педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности направленные на передачу социо – культурного опыта по средствам обучения и воспитания и на создание условий для личностного развития.

На протяжении многих лет существования в России она зарекомендовала с лучшей стороны. Социально – педагогическая деятельность формировалась и утверждалась, как идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта. Также развивалась идея интеграции, межведомственного подхода в социальной деятельности изменялся характер взаимодействия школы с другими институтами. Но развитие продолжало сдерживаться, так как отсутствовали, профессионально подготовленных кадры и не было, научного подхода к решению практических проблем и задач.

     Затем, где–то в 90-х годах появляется новый уровень развития социальной педагогики. Он был связан с государственным решением этой проблемы. Для её решения были созданы системы социальных служб со разветвленной инфраструктрурой. А также кадровое обеспечение, введением института социальной педагогики, началом подготовки специалистов в учреждениях образования.

Формирование  опыта социально – педагогической деятельности в России является в наше время очень актуальным и действующим, и продолжает формироваться и дальше, чтоб добиться более высоких результатов. Также необходимо, чтоб социально -  педагогическая деятельность укоренилась в России. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Автореферат
  2. Автореферат
  3. Биличёва С.А «Служба социальной защиты семьи и детства»
  4. Савинова Л «Формирование социального опыта подростков в педагогической системе ВДЦ «Орлёнок» »

Информация о работе Формирование опыта социально – педагогической деятельности в России