Формирование орфографических умений в процессе изучения темы "Безударные гласные в корне слова"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ 4
1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4
1.2. Основные принципы русской орфографии 5
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 13
2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13
2.2. Сущность орфографического правила. 18
2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22
ГЛАВА III. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25
3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28
3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37
3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43
3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 67

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Формирование орфографических умений в процессе изучения темы безударных гласных в корне слова (1).doc

— 335.50 Кб (Скачать)

     Кому  из учителей не известно, что чем  богаче активный словарный запас  человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Однако словарной  работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

     «Словарная  работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка, ведется она с I по X класс», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

     Нет необходимости доказывать, как велика роль орфографического словаря в  повышении грамотности, культуры речи. Орфографический словарь, относящийся к «словарям правильной речи», предназначается для самого широкого круга читателей, так или иначе соприкасающихся с вопросами написания слов.

     Наибольшую  помощь может оказать словарь  для проверки безударных гласных /е/, /и/, /а/, /я/.

     Работаем  над одной группой слов неделю. В первый день, знакомя с новыми словами, используем картинный словарь. На второй день дети пишут слова  по трафарету. На третий день – списывание с доски слов с пропущенной  безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети поднимают сигнальную карточку-букву. На четвертом уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. И на пятый день – усвоение этих слова проверяется. Дети пишут или картинный диктант, или слова под диктовку, или карточки, на которых слова с пропущенной буквой.

     Например:

          тварищ

          рбята

          девчка

          учник

          д...журный

          учитльница

          учитль

 

     Такие карточки изготовлены для каждого  ученика и помогают быстро проверить  усвоение слов любой группы, выявить учеников, которые не запомнили или забыли какое-либо слово. Новая неделя – новая группа слов, изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно.

     Вот некоторые приемы, которые используются при повторении:

  • Письмо слов по трафарету (самостоятельно или с комментированием).
  • Прочитать слова с таблицы, деля на слоги (читать так, как пишем).
  • Прочитать слова с таблицы так, как пишем, и назвать слово, которое нельзя перенести.
  • Прочитать слова с таблицы так, как пишем в которых один, два, три и т.д. слогов.
  • Услышать в предложении словарное слово и повторить его так, как пишем (индивидуально и хором).
  • Устный картинный диктант: прочить слово так, как пишем, поднимая карточку с гласной буквой.
  • Зрительный диктант: дети читают хором слово, затем оно убирается, остается картинка. Дети записывают слово самостоятельно или с комментированием.

     Порой на помощь учащимся приходят детские  поэты со своими небольшими шутливыми  стихами. Вот учатся дети писать правильно  слово лимон.

     На  доске стихотворение Г. Сапгира  «Ли-мон».

     Что за ли?

     Что за мон?

     В звуках нету смысла.

     Но  едва шепнут?

     - Лимон… -

     Сразу станет кисло.

     Две первые строчки легко запоминаются, и в перемену только и слышится: «Что за ли? Что за мон?» Значит, в  этом слове ошибок не будет.

     Описанные виды заданий и приемы работы имеют  свои цели: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать  ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и  привлекательной.

     Упражнения  в правописании слов с безударными  гласными в корне.

     В обучении правописанию безударных гласных  в корне слов начальная школа  достигла значительных успехов. Вместе с тем в работах младших  школьников встречаются ошибки, вызванные  неумением учащихся найти объект правила (ученик не может выделить, например, безударную гласную или корень слова), либо неумением пользоваться правилом (ученик не может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением, подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по звучанию: слизал сметану – лез, посидел на скамейке – сед.

     Обучение  правописанию безударных гласных в  корне слов будет успешным в том  случае, если каждый учитель четко определит для себя теоретические основы данной темы.

     В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и  многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской  орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

     Умению  выделить сомнительный звук помогут  отличительные частные признаки правила правописания безударных гласных  в корне слов, раскрытые М.Р. Львовым:

  • безударность, отсутствие ударения, неясность звучания;
  • гласные [а], [о], [е], [и] как наиболее опасные;
  • место в слове – корень.

     Учитывая  отличительные признаки правописания безударных гласных в корне слов, можно определить структуру этого  правила. В самом правиле можно  выделить четыре составляющих его ступени:

Что надо проверять? Проверять надо безударную гласную.
Где надо проверять? Проверять безударную гласную надо в корне слова, так  как написание безударных гласных  в других частях слов не подчиняется  правилу.
Как надо проверять? Чтобы проверить  безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова.
Чем надо проверять? Проверять надо ударением, так как в положении  под ударением написание гласной  соответствует произношению.

     В ходе изучения данного правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.

     Приведем  примеры упражнений и дидактических игр, которые учитель может использовать в работе под правилом правописания безударных гласных:

     1. Дидактическая игра «Забей гол».

     На  доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для  двух команд. У каждой команды набор  мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов.

      п…рты   О  р..ка    Е

      гр…да   Я  в…да    О

      ст…на   Е  п…тно   Я

      пл..та    И  гр..бы   И

      гл..за    А  ш..рфы   А

     2) Игра «Волшебные яблочки».

     На  доску вывешивается плакат со словами:

       
 
 
 

     На  двух других плакатах нарисованы яблоня с яблоками (среди яблок 5 из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены в прорези).

     

     Учитель говорит детям: «Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами а, о, и, е, я. Сорвать  яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него слово на плакате». 

     3) «Дополни сам»

            тр…п…тали     в…ч…реет 

             трепещет       вечерний

            ст…р…жили     з…л…нели 

              сторожка         зелень

            л…п…тали     х…л…да 

              лепет

            б…р…да      г…л…ва 
 

     В качестве дидактического материала  можно использовать загадки, пословицы, поговорки.

     Безударный хитрый гласный:

     Слышим мы его прекрасно.

     А в письме какая буква?

     Здесь поможет нам наука:

     Гласный ставь под ударенье,

     Чтоб развеять все сомненья!

     Если  буква гласная вызвала сомнение,

     Ты  ее немедленно ставь под ударенье. 

     Загадки используются те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмм.

     Меня  пьют, меня льют. Вам нужная я. Кто  я такая? (Вода)

     Днем  спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова).

     Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава).

     Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила).

3.5. Использование карточек  с выборочным ответом  при повторении  орфографии на примере темы 
«Безударные гласные в корне слова»

     В последние годы в школе стали  применяться элементы программированного обучения. Используются они и в  младших классах. Один из элементов программированного обучения при повторении правописания безударных гласных в корне – выборочный ответ.

     Младшие школьники знают: чтобы научиться  писать без ошибок, надо подкреплять  знание правил упражнениями. Повторяя правописание безударных гласных в корне, они неоднократно встречаются с такими видами работ, как ведение словариков, объяснение трудных написаний, составление со словами с такими написаниями словосочетаний, предложений и связных текстов, диктанты и т.д. Задания с выборочным ответом – новый для учащихся вид работы, который тоже поможет им практически усвоить правописание безударных гласных в корне. Смысл его применительно к указанной орфограмме в следующем. Учащимся предлагается несколько слов (например, с пропущенными буквами в корне). Следует указать, какие буквы надо вставлять, чтобы слово было написано правильно; выделить корень; проверить выделенную безударную гласную в корне и т.д. К заданиям предлагаются 3-4 ответа, из которых правильным является только один. Нужно выбрать именно этот ответ. Например, в приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы. 

    Слова Ответы
    1 2 3 4
    зад…ржаться е е и е
    к…лючий а о о о
    щ…ка е е е и

Информация о работе Формирование орфографических умений в процессе изучения темы "Безударные гласные в корне слова"