Формирование положительных эмоций у младших школьников к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание работы

В нашем исследовании мы сделали анализ форм и методов работы учителя по формированию эмоционального отношения у первоклассников к школе, а именно: учителю необходимо заранее изучать уровень готовности каждого первоклассника к обучению в школе, знать особенность семейного воспитания каждого ребенка, уроки организовывать так, чтобы все виды учебной деятельности были динамичными и учитывали психологические особенности детей.

Работа содержит 1 файл

Диплом педагогика.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

      Введение

      Эмоции (от лат. emoceo) - потрясаю, волную. В античной философии эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояние удовлетворения или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика эмоции основана на признании существования самостоятельной способности чувствования неотождествимой с процессами познания и воли, так утверждали И. Тетенс, И. Кант. Наряду с этими двумя основными способами решения вопроса о природе эмоций, влияние на развитие представлений об эмоциях в психологии XVIII - XIX вв. оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранила и особенно Б. Спинозы.

      Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В XVIII - XIX вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления - следствие психических явлений. Наиболее чёткую формулировку этой теории дал И. Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом являются представления. Этой же линии придерживался и В. Вунд, но его концепция является эклектичной. По его мнению, эмоции - это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства органические процессы являются лишь следствием эмоций.

      Большое значение в конкретном - научном изучении эмоций имело опубликование работы Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных (1872)», в которой была подчёркнута приспособительная роль сопровождающих эмоций выразительных движений.

      Современная история эмоций начинается с появления 1884 г статьи У. Джемса «Что такое эмоция?». У. Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере.

      И. П. Павлов связывал появление тех или иных эмоций у человека с подкреплением или нарушением динамических стереотипов целостную систему динамического изменения чувств попытался создать В. Вунд. «Всю систему чувств, - писал он, - можно определить, как многообразие трёх измерений в которой каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» [10, 120].

      С. Л. Рубинштейн указывал, что «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».

      Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Приход в школу позволяет ребёнку выйти за пределы своего детского образа жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности, которая даёт богатый материал для удовлетворения познавательных интересов и воображения ребёнка: они выступают теперь как психологические предпосылки возникновения у него подлинной потребности в усвоении знаний.

      Исходя из выше изложенного, сформулируем объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

      Цель: определить формы и методы работы учителя по формированию положительного эмоционального отношения у первоклассников к обучению в школе.

      Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

      Предмет исследования: формы и методы работы учителя по формированию положительного эмоционального отношения у первоклассников к обучению в школе.

      Задачи исследования:

  1. Изучить эмоциональное развитие личности младшего школьника.
  2. Раскрыть психологические особенности младших школьников.
  3. Проанализировать методы и приёмы деятельности учителя по формированию положительного эмоционального отношения первоклассников к обучению в школе.

      4 Содержание работы учителя по формированию положительного эмоционального отношения у первоклассников к школе.

      Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ педагогической, психологической и методической литературы, обобщение, систематизация, конспектирование, реферирование.
  2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа.
  3. Математические: качественный и количественный анализ полученных данных.

      Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложения. 

 

Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального развития личности

    1. Эмоциональное развитие личности
 

      Познавая действительность, человек, так или иначе, относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств.

      Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства – моральные (в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т.д.), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности). Одни явления действительности радуют его, другие - печалят, третьи – возмущают. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. – всё это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека.

      Поскольку всё то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, поскольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

      Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

      Эмоциональные ощущения в процессе эволюции биологически закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка, каких либо факторов.

      Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

      Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

      Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект – сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно – и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).

      Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

      Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряжённость, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к бурной эмоциональной разрядке, которая снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

      Собственно эмоции, в отличие от аффектов, – более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщённой субъективной оценки личностью определённой ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.

      Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

      Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определёнными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

      Чувства – устойчивые психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, безотносительно, только чувство к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства связанные с деятельностью человека). Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными: например, чувство любви к какому-то человеку может сохраняться в течение всей жизни.

      Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремиться действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроением.

      Настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые – астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств, связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика).

      Страсть – ещё один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определённого вида деятельности или предмета (человека).

      С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно -эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.

Информация о работе Формирование положительных эмоций у младших школьников к обучению в школе