Формирование представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Представления о времени у детей дошкольного возраста формируются постепенно. И этот процесс связан с достаточно большими трудностями в восприятии времени детьми и относительно поздним развитием временных представлений. К причинам, обуславливающим эти трудности, можно отнести некоторые свойства и характеристики времени: его текучесть, необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. В это, безусловно, в значительной степени усложняет восприятие времени детьми.

Содержание

1. Теоретические основы формирование представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста3
2. Практическая работа по формированию представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста8
Список литературы 17
Приложение 18

Работа содержит 1 файл

контрольная по математике..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

«Цвета радуги», по ходу чтения выставляет модели дней недели и сюжетные картинки на фланелеграф:

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они  рисовали.

Долго трудились над  радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная – вот  красота!

Ты полюбуйся, какие  цвета:

Красный

Красная редиска выросла  на грядке,

Рядом помидоры – красные  ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном  горят.

Оранжевый

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится –

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

 

Желтый

Желтое солнце на землю  глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый

У нас растет зеленый  лук

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый  луг

И домики беленые.

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет веселый  гном

В зеленых брючках  новых

Из листиков кленовых.

Голубой

Глаза голубые у куклы  моей,

А небо над нами еще  голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Синий

В синем море – островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок –

Синий-синий василек.

Фиолетовый

Фиолетовой фиалке надоело  жить в лесу.

Я сорву ее и маме в  день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью  будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Воспитатель предлагает нарисовать радугу, уточняя, что первый цвет – красный и т.д. По желанию  двое-трое детей выставляют цветные модели дней недели по порядку следования их в радуге.

Игра  «Раскрой тайну числа»

Цель: Обогащать представления  детей о днях недели.

Воспитатель: Назовите дни  недели. Как вы думаете, откуда появились  эти названия? Давайте назовем каждый день и вслушаемся в его звучание.

Воспитатель медленно произносит слова, выделяя интонационно числительное в названиях дней недели:

  • По-недельник – день после недели; после целой недели первый день;
  • Втор-ник – второй день недели;
  • Среда – середа (так говорили в старину) – середина недели;
  • Чет-верг, пят-ница – в этих названиях угадывается порядковый номер дней недели (четвертый, пятый).

 «Дни с понедельника  по пятницу – это рабочие,  или будничные дни. В эти  дни большинство людей трудятся. Суббота и воскресенье – дни  отдыха, восстановления сил, проведения  досуга. В старину на Руси в  воскресенье не разрешалось работать, оно считалось священным днем. Конечно, многие из нас стремятся в воскресенье отдыхать. Но некоторым людям приходится в воскресенье работать».

Воспитатель обращается к детям и спрашивает их, люди каких профессий не могут оставлять  свою работу даже в те дни, когда  большинство людей отдыхают.

Дети называют профессии  врача, пожарного, милиционера, продавца, машиниста и т.д. 

Динамический  этюд «Времена года»

Цель: Обобщить и закрепить  знания детей о временах года, способствовать развитию произвольного внимания, речевой  и двигательной памяти.

В году четыре времени, (показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны. (ладони обеих рук обхватывают друг друга)

Эти четыре времени (показать 4 пальца левой руки)

Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу)

Зимой год начинается,

Все снегом покрывается. (присесть и одновременно развести руки в стороны)

Весною продолжается,

Листочки появляются. (руки согнуты в локтях, пальцы соединены; немного поднять руки вверх)

Летом солнце греет,

А листья зеленеют. (руки вытянуть вверх, слегка покачивать ладонями)

Осенью листва желтеет, (руки опустить вниз)

Ветер сорвет ее (качать из стороны в сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять (ходьба на месте)

Зима год будет продолжать.

Игра  «Найди пару»

Цель: Закрепить знания о днях недели, о порядке их следования, развивать смекалку, мышление.

Материал и оборудование: цветные модели дней недели (на примере  цветов радуги).

Воспитатель проводит с  детьми физкультминутку:

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.) 

Предложить детям поставить  дни недели парами с рядом стоящим  днем.

Например:

- Найди пару для  четверга (ребенок поставит пятницу  или среду). Пусть ребенок объяснит  свой выбор.

Игра  «Найди соседей»

Цель: Закрепить знания о днях недели, их последовательности.

Материал и оборудование: набор цветных моделей дней недели (на примере цветов радуги).

Детям раздаются цветные  модели дней недели. Предлагается найти  себе соседей, то есть смежных (рядом  стоящих) с ним.

Например: Вика – ты понедельник. Найди себе соседей. Вика должна найти детей, у которых оранжевая и фиолетовая фигуры в руках, т.е. соответственно вторник и воскресенье.

Вова – ты четверг. Найди себе соседей. Вова подходит к  детям, у которых голубая и  желтая фигуры в руках, т.е. пятница и среда.

Игра  «Неделька»

Цель: Закрепить знания о днях недели, о порядке их следования.

Материал и оборудование: цветные модели дней недели (на примере  цветов радуги).

Выбирается семь детей. Каждому дается название дня недели. Ребенок должен выбрать для себя цветную модель дня недели. Например, Костя – ты будешь вторник (берет фигуру оранжевого цвета).

Предлагается выстроить  детей в шеренгу (построить неделю), в порядке следования дней.

Можно усложнить задание: построить неделю с разных точек отсчета. Например, первый в шеренге – среда, затем должны выстроится четверг, пятница, суббота, воскресенье, понедельник и вторник.

Игра  «Чья неделька быстрее соберется»

Цель: Закрепить знания о днях недели, о порядке их следования.

Материал и оборудование: наборы цветных моделей дней недели (на примере цветов радуги).

Предложить каждому  ребенку выложить карточки по порядку  следования дней недели, начиная с  любого из дней.

Использовать задание  как индивидуально, так и коллективно.

Игра  «Живая неделя»

Цель: Развивать мышление, сообразительность, смекалку, речь детей.

Материал и оборудование: цифры от 1 до 7 (цифры 6 и 7 красного цвета) на каждого.

По сигналу воспитателя  дети (дни недели) становятся по порядку, и им предлагаются задания, например:

Первый день недели, расскажи о себе;

Воскресенье, расскажи о  людях, которые трудятся в выходной день;

Четвертый день недели, расскажи о своих соседях и т.д.

Игровое упражнение «Модель времени»

Цель: формировать у  детей представления о некоторых  промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь); неделя – 7 дней; месяц – 4 недели. Сезоны: весна, лето, осень, зима.

Материал и оборудование: крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого, черного, красного, оранжевого, зеленого, синего и фиолетового цветов, прокладки из плотного картона.

Детям предложить цветные  крышки из сухого бассейна. они самостоятельно строят недельные цепочки, используя  цветовые обозначения дней недели или  частей суток; также самостоятельно выбирают последовательность: утро – день – вечер – ночь; день – вечер – ночь – утро и т.д.

Между крышками – «сутками» (или одной недели)  нанизывается прокладка, разделяющая их. Строится модель суток, недели, месяца, времени  года.

Игровое упражнение «Временная модель»

Цель: познакомить с новой временной моделью в виде овалов, использовать в речи слова: позавчера, послезавтра.

Материалы и оборудование: временная модель в виде овалов разных размеров.

Воспитатель: Принято  считать, что неделя начинается с  понедельника, а заканчивается воскресеньем. В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с таким понятием – неделя. Иногда неделя превращается в своеобразную мерку времени, и мы принимаем за единицу отрезок времени продолжительностью в неделю, т. е. в 7 дней, которые идут друг за другом. В этом случае неделя может начинаться не с понедельника, а с любого другого дня.

Воспитатель рассказывает, как богат русский язык. В своих  рассуждениях можно использовать множество  других слов, которые помогут собеседнику  понять, о каких днях идет разговор. Многие из этих названий вы знаете: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Демонстрируется новая  временная модель. Она состоит  из нескольких овалов. В середине самый  большой овал. Слева и справа от него мы тоже видим овалы меньшего размера (по убывающей). Можно использовать цветные овалы.

Анализ модели начинается с самого большого овала. Он соответствует  понятию «сегодня» - тот день, который  идет сейчас. Воспитатель вместе с  детьми определяет, где на модели находится  «вчера» (слева от «сегодня», т. е. предшествует ему). Все дети видят, что овал на модели немного поменьше, чем «сегодня». День, который еще дальше удален от «сегодня», - это «позавчера». Дети определяют, где он находится и почему так называется. Аналогично этому рассматриваются понятия «завтра», «послезавтра» (определяются расположение овалов, соответствующих этим понятиям на временной модели, - справа от «сегодня»). 

Воспитатель предлагает детям несколько задач на определение  заданного времени.

Примеры задач на сообразительность

Цель: Умение использовать наглядную модель недели (в соответствии с цветами радуги), календаря, «временную модель», использовать в речи слова: позавчера, послезавтра, умение ориентироваться в днях недели, развивать мышление, смекалку.

Материалы и оборудование: «временная модель» в виде овалов разных размеров, модель недели, календарь, наборы цифр от 1 до 7.

Перед каждым ребенком семь цифр, каждая из которых соответствует  определенному дню недели. При  ответе ребенок поднимает и показывает цифру, указывающую на загаданный воспитателем день недели.

Карточки с цифрами  дети должны поднимать одновременно после некоторого обдумывания по сигналу воспитателя. Это дает возможность  устранить подсматривание ответа и  побуждает каждого думать самостоятельно.

Примерные задачи на сообразительность по формированию временных представлений

  1. Коля отдыхал у бабушки целую неделю. Сколько дней Коля был у бабушки? (Семь дней).
  2. Сегодня воскресенье. Через три дня будет мое любимое занятие математикой. В какой день недели проходит математика? (В четверг).
  3. В пятницу будет уже два дня, как идет дождь. В какой день испортилась погода? (В четверг).
  4. Соревнование планируется проводить в четверг, а сегодня понедельник. Сколько дней осталось до соревнования? (Три дня, считая понедельник).
  5. Через неделю наступит праздник. Через сколько дней будет праздник? (Через семь дней).
  6. Через две недели у сестры день рождения. Через сколько дней день рождения сестры? (Через четырнадцать дней).
  7. Сегодня вторник. Через день у моего брата каникулы. В какой день недели начинаются каникулы у моего брата? (В четверг).
  8. Папа в среду уехал на неделю в командировку. К его приезду мама испечет пирог, а я буду ей помогать. В какой день недели мы будем печь пирог к приезду папы? (Во вторник).
  9. Бабушка у меня спросила: «Сегодня среда? Я у вас в гостях уже четыре дня и не помню, когда приехала».  (В воскресенье).
  10. Письмо было послано в субботу, а получено адресатом во вторник. Сколько дней шло письмо по почте? (Три дня, включая субботу).

Игра  – занятие «Секундомер»

Цель: познакомить детей  со словом «секундомер», выявить представления  детей об 1 минуте, познакомить с длительностью 1 минуты.

Информация о работе Формирование представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста