Формирование представления о возрасте у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин. Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время, формируя элементарные математические представления.

Работа содержит 1 файл

Формирование представлений о возрасте взрослого у детей 7 лет..doc

— 50.50 Кб (Скачать)

       С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается  дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в  пространстве, изменениями во времени  — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин. Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время, формируя элементарные математические представления.

       Дети  дошкольного возраста проявляют  спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Математические понятия выражают сложные отношения и формы действенного мира: количественные, пространственные, временные представления и представления о возрасте. Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.

       В старшем дошкольном возрасте развивается познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6—7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

       Для измерения времени приняты регулярно  повторяющиеся явления: смена дня  и ночи, смена лунных фаз, смена  времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей  оси, движением Луны вокруг Земли, а  также движением Земли вокруг Солнца. Продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси равна суткам. Сутки как мера времени имеют свою определенную количественную характеристику — 24 часа, поэтому время измеряется сутками. Это первая естественная единица измерения времени. Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно. У детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада  на математических занятиях развивают чувство времени сначала на интервалы в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1 минута — та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. «Через минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту» — подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале у них далеко не адекватны.

       Знания  и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные. Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, мы представляли ее в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.

       Понимание ребенком чувства времени приводит к осознанию им возраста человека. Мера дробления возрастных периодов развития человека и их сравнительных  характеристик последовательно возрастает. К 7 годам ребенок, с учетом сложившейся в нашей стране системы обучения и воспитания, внутри самой возрастной психологии четко обозначает возрастные различия : младенец, сверстник, школьник, взрослый человек и наконец, человек преклонного возраста.

       Понятие возраста - определяется как специфическое  сочетание психики и поведения  человека.  Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Дошкольник может определить возраст человека, сравнивая его с самим собой. Например, дети  младшей группы – младше меня, школьники – старше. Чем старше ребенок, тем важнее воспитать в нем уважение к старшим. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакта. Разнообразие и сложность отношений, складывающихся у дошкольников с разными взрослыми, приводят к иерархизации социального мира ребенка и к дифференцированному представлению о разных свойствах одного, отдельно взятого человека.

       Общение ребенка со взрослым и сверстником  – это две стороны одной  и той же коммуникативной деятельности. Общение со взрослым, опережающее  общение со сверстниками, во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми.

       Возраст 6-7 лет  называют вершиной детства. Ребенок  сохраняет много детских качеств  легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого  снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный). Включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности — к другим людям, коллективу, к учению и связанным с ним обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.

       Усвоение  моральных норм и правил поведения, закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6—7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Под влиянием воспитания поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным.

         На протяжении дошкольного возраста  происходят заметные изменения  как в содержании чувств (в  том, что вызывает эмоциональное  состояние и переживания детей), так и в форме их протекания. Ранее возникшие чувства (радости от общения со взрослыми, сочувствие другим детям) углубляются и становятся более устойчивыми, разнообразными, четко выраженными. Чувства симпатии, сочувствия и нежности к близким людям (в первую очередь к матери) также укрепляются. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы.

       Развиваются новые чувства, которых или совершенно не было у детей раннего возраста, или они появлялись лишь эпизодически. Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение серьезных  поручений формирует у шести-, семилетнего ребенка новое чувство — чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство собой. Оно возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники.

       Используя стремление детей старшего дошкольного  возраста сопоставлять себя со сверстниками, воспитатель создает условия  для развития у детей чувства  гордости от умения сдерживаться, владеть  собой. Ребенок терпит боль от укола или преодолевает нелепый страх перед темной комнатой. Боязнь насмешки товарищей и чувство самолюбия, т. е. социальные чувства, оказываются наиболее действенными. Появление чувства самостоятельности, первые шаги на пути осознания себя как личности приводят к возникновению у дошкольников, и новых желаний, потребностей, чувств.

       В дошкольном возрасте в жизнь ребенка  прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками  разворачивается сложная и порой  драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым.

       В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении  к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется. После  четырех лет общение (в особенности  у детей, посещающих детский сад) со сверстником становится привлекательнее общения со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку), и другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые. К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

 Возрастное "мы" существует  у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Французские психологи (Б. Заззо и др.) спрашивали детей от 5 до 14 лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов "роста". Дошкольники чаще сравнивают себя с младшими и потому утверждают, что они "большие". Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения - переход из класса в класс; большинство детей считают себя при этом "средними", с отклонениями преимущественно в сторону "большого". Позднее точка отсчета меняется: ее эталоном все чаще становится взрослый, "расти" - значит становиться взрослым. Отсюда количественные и качественные сдвиги в оценке своего положения.

      Известно, что главная и ведущая деятельность дошкольника – игровая, только в  игре зарождаются и первоначально  развиваются все другие формы деятельности детей этого возраста, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. Формирование представлений ребенка о возрасте возникает именно в игре. В сюжетно-ролевой игре дети выполняют различные функции взрослых людей, моделируют их деятельность и отношения между ними. Поэтому именно игровая роль удовлетворяет потребность ребенка быть как взрослый и воплощает в себе его связь с обществом. В игре ребенка больше всего привлекает возможность изображать другого человека (особенно взрослого). В игре дети учатся уважать сверстников, взрослых и помогать младшим.

       Математические  представления служат средством  интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка.  

       Список  используемой литературы.

  1. "Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
  2. Метлина Л.С., "Математика в детском саду", пособие для воспитателя детского сада, М., 2004 г.
  3. Т.Д.Рихтерман, "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста", М., 1982.
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
  5. Щербакова Е.И., Методическое обучение математике в детском саду. М.,- 2000

Информация о работе Формирование представления о возрасте у дошкольников