Формирование социальной активности подростков в сельской школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:43, реферат

Описание работы

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические формы и методы формирования социальной активности подростков в сельской школе.

Работа содержит 1 файл

Формирование социальной активности подростков в сельской школе.doc

— 56.50 Кб (Скачать)


Герасимова Е.А. группа 4-8

Формирование социальной активности подростков в сельской школе.

Введение.

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств. На сегодняшний день общество нуждается в высокообразованных, инициативных молодых людях, способных творчески реформировать наше общество. Поэтому подрастающее поколение должно быть подготовлено к новым общественным отношениям; должно быть подготовлено к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровым физически и психически. И главное, должно быть готово к активному включению в преобразовательное взаимодействие со средой. Следовательно, основной задачей современной школы является воспитание социально активной личности, совершающей социально-полезные действия в общественно-политической, трудовой, познавательной и других сферах нашей жизни.

Сегодня решение этой задачи является наиболее проблематично в сельских школах. Проблема сельской школы актуальна и для всей страны, так как они составляют 70,4 % от общего числа школ России, в ней обучаются почти 30% всех учащихся страны. Главные проблемы сельской школы, приостанавливающие решение задачи – воспитание социально активной личности, заключаются в замкнутости социума, низком культурном уровне населения, отсутствия у детей возможности получать дополнительное образование вне стен школы.

Практическая деятельность в данном направлении нуждается в научно-методическом обосновании.

Долгое время проблемы сельских школ оставались в тени. Но реальное состояние образования и воспитания на селе показало необходимость исследования и дальнейшего решения проблем сельских школ. В 1999 году министерством образования РФ была принята федерально-региональная программа «Развитие системы образования на селе», которая затрагивает все сферы сельской школы, в частности область социального воспитания. В 2004 году разработана «Программа развития малочисленных школ Костромской области на период с 2004 по 2006 гг.». Данный опыт нуждается в обобщении и систематизации.

В современных педагогических исследованиях различные аспекты воспитания сельских школьников рассмотрены Л.В. Байбородовой, В.М. Басовой, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и другими.

В российской педагогической науке накоплен богатый опыт воспитания социальной активности подростков. С различных позиций педагогический опыт по воспитанию социально активной личности проанализирован в исследованиях Б.З. Вульфова, А.Н. Лутошкина, А.В. Мудрика, М.И. Рожкова, Л.Ф. Спирина, Л.И. Уманского и других.

Различные подходы к пониманию необходимости обеспечения активной роли подростка отражены в работах В.М. Басовой, В.П. Ижицкого, О.Д. Чугуновой и других. Однако проблема формирования социальной активности подростков в сельской школе исследована недостаточно. В то же время изученность теоретических основ категории «социальная активность» и особенностей воспитания сельских школьников, а также наличие опыта практической деятельности в воспитании социальной активности подростков в сельской школе создают базу для проведения исследования в данной области.

Проблемы исследования: при использовании каких форм и методов формирование социальной активности подростков будет эффективным?

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические формы и методы формирования социальной активности подростков в сельской школе.

Объект исследования: процесс формирования социальной активности подростков в сельской школе.

Предмет исследования: совокупность форм и методов формирования социальной активности подростков в сельской школе.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение: формирование социальной активности подростков в сельской школе будет эффективным, если будут использованы следующие формы и методы: ситуационно-ролевая игра, коллективные творческие дела, тренинги, организация школьных мероприятий, проведение игр, проектирование деятельности.

Исходя из поставленной цели, выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, были определены следующие задачи:

1.      Выявить сущность понятия «социальная активность».

2.      Определить потенциалы воспитательного пространства сельской школы по отношению к формированию социальной активности подростков.

3.      Экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования социальной активности подростков в сельской школе.


Основное содержание.

Проблема активности личности является объектом внимания философии, социологии, психологии, педагогики и других отраслей человекознания. В философии понятие «активность» употребляется при характеристике всех форм движения материи. При этом подчеркивается, что «уровню социальной организации материи присущ свой, специфический вид активности – активность социальная, которая выступает как способность различных социальных субъектов к созидательному, целенаправленному взаимодействию со средой, в процессе которого происходит преобразование среды и субъекта» (В.Г. Мордкович).

Тульские ученые В. С. Морозов и В. И. Дмитриев утверждают, что «роль и значение любой личности для коллектива нужно рассматривать через призму ее социальной активности, через призму активного взаимодействия личности и коллектива, соответственно тому, способствует или нет она достижению общих интересов коллектива. Включенность личности в коллектив не снимает, а, напротив, предполагает творческую активность личности, ее инициативность, способность самостоятельно выбирать линию поведения, осуществлять самоконтроль и самоуправление своими действиями».

С психологической точки зрения, социальная (или общественная) активность есть качество личности, проявляющееся в различных видах общественно-значимой деятельности, имеет сложную структуру; включает потребности, мотивы, интересы, установки.

К. Рождерс определяет активность следующим образом: это – «собственная динамика личности как источник преобразований, поддержания ее жизненно-значимых связей с окружающим миром. Активность направлена на саморазвитие личности и в деятельность, которая выступает как сфера самопроявления человека».

В педагогических исследованиях изучение проблемы социальной активности направлено на поиск путей развития этого качества личности.

В Российской педагогической энциклопедии активность личности определяется как «деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении».

И.М. Андрамонова в своем диссертационном исследовании утверждает, что «социальная активность – это реализуемая готовность к социальным действиям, направленным на преобразование социальных отношений».

К.Д. Радина определяет общественную активность как «свойство личности, включающее осознание значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная активность – это готовность к общественно-значимой деятельности, в процессе которой происходит преобразование действительности и самой личности.

В связи с возрастными особенностями процесс становления социальной активности наиболее актуален для подростков и старших школьников. В психолого-педагогической литературе подростковый возраст рассматривается как время жизни человека от 10-11 лет до 14-15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Центральным фактором психологического развития в подростковом возрасте, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания и изменение Я-концепции (Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон). Подросток стремится понять себя, правильно оценить свои возможности и особенности. Он становится в определенной степени способным управлять своим поведением, что порождает потребность в занятии новой социальной позиции. Подросток стремится к настоящему признанию со стороны окружающих людей, к приобретению больших прав. Для него характерно стремление активно утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. Подросток хочет найти свое место в жизни, устремляет свой взгляд в будущее.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростков, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростков меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; проявляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростков от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростков появляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростков формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развивается настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

На основании вышесказанного можно сказать о том, что этот этап характеризуется высокой степенью интенсивности протекания процесса социализации, который предполагает развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни. Для того чтобы процесс социализации происходил наиболее эффективно, необходима собственная активность личности. Соответственно, задача воспитания активной личности является центральной задачей воспитания в подростковом возрасте.

Исходя из этого положения, ядром социальной активности как личностного образования является связь, образующаяся между объектом и социальной средой. Следовательно, формирование социальной активности подростка должно рассматриваться с учетом особенностей среды, окружающей личность.

Особенности села, влияющие на характеристики воспитательного пространства сельской школы: небольшое количество жителей; малая плотность поселения и его стабильность; размеренный ритм жизни, природосообразность; незначительные различия в социальном и культурном уровне жителей; тесные родственные и соседские связи; «публичность» жизни; открытость общения; соблюдение традиций, большая роль семьи; влияние города через СМК, миграцию населения, молодежи, работу в городских учреждениях; межвозрастное общение интенсивно; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; низкая профессиональная мобильность; слитность труда и быта; почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей проведения досуга; набор занятий ограничен; школа — иногда единственное воспитательное учреждение и культурный центр.

Воспитательное пространство сельской школы характеризуется целостностью, что обуславливается, с одной стороны, высокой степенью идентичности образа жизни в сельском социуме (жесткой регламентацией режима жизнедеятельности, стиля взаимоотношений, быта, высокой степенью вероятности реализации социальных ожиданий воспитанника и т.д.), а, с другой стороны, высокой степенью его гетерогенности (отсутствие параллелей классов в сельской школе, широким по сравнению с городской школой межвозрастным взаимодействием.

Таким образом, сельская школа обладает рядом потенциалов относительно процесса воспитания социальной активности подростков:

      Возможность через учебную и внеучебную деятельность трансляции информации о сущности социальной деятельности, об эффективных способах ее осуществления;

      Возможность организации социально-ориентированной деятельности, выступающей основой реализации социальной активности подростка;

      Возможность включения подростков во взаимодействие в различных сообществах сельского социума.

      Значимость личного вклада в преобразование окружающей жизни сельского социума;

      Высокая значимость происходящих событий, обусловленная более редкой их периодичностью;

Относительная изолированность и замкнутость материально-территориальных условий сельской школы, в рамках которого подростки проводят большую часть личного времени, позволяют обеспечить интенсивность педагогических воздействий воспитательного пространства.

 

4

 



Информация о работе Формирование социальной активности подростков в сельской школе