Формирование социально-психологической компетенции учащихся в кружковой работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности социально-психологической компетентности, выявление основных её составляющих и исследование методов развития.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить основные средства общения.
2. Рассмотреть средства общения.
3. Исследовать методы диагностики и развития социально-психологической компетентности.
4. Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-психологическая компетентность личности……………..5
1.1. Понятие социально-психологической компетенции………………………5
1.2. Вербальные и невербальные средства общения…………………………..11
Глава II. Исследование методов повышения социально-психологической компетенции.. ……………………………………………………………….....15
2.1. Методы диагностики и развития социально-психологической компетенции……………………………………………………………………..15
2.2. Активные методы группового обучения общению……………………….21
2.3.Разработка социально-психологического тренинга для развития социально-психологической компетенции..……………………………........26
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиография………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

викторова Г..doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Тамбовское  областное государственное образовательное  учреждение

среднего  специального образования

«Педагогический колледж» 
 

       

       Викторова Галина  Николаевна

     студентка группы ПДО-41з  

Формирование  социально-психологической компетенции учащихся в кружковой работе 

     Курсовая  работа по  педагогике 
 
 
 
 

Код специальности: 050710 Научный руководитель:
Специальность:                                          «Педагогика дополнительного образования»                                   Ефимова Татьяна Николаевна

 
 
 
 
 

     Тамбов

     2011

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Социально-психологическая компетентность личности……………..5

1.1. Понятие  социально-психологической компетенции………………………5

1.2. Вербальные и невербальные средства общения…………………………..11

Глава II. Исследование методов повышения социально-психологической компетенции.. ……………………………………………………………….....15

2.1. Методы  диагностики и развития  социально-психологической компетенции……………………………………………………………………..15

2.2. Активные  методы группового обучения общению……………………….21

2.3.Разработка социально-психологического тренинга для развития социально-психологической компетенции..……………………………........26

Заключение……………………………………………………………………..32

Библиография………………………………………………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

      

     Человеческое  общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым  условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических  функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми [1,2].

     Человек с момента рождения общается с  другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества [8]. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации [3].

     В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом  себе – собственном психологическом  потенциале, потенциале партнера, в  ситуации и задаче [5].

     Таким образом, формирование коммуникативной  компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение  которой имеет важное значение как  для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

     Объект  исследования:………………………..

     Предмет исследования: ……………………………….

     Целью курсовой работы является раскрытие  сущности социально-психологической компетентности, выявление основных её составляющих и исследование методов развития.

     Цель  предполагает решение следующих  задач:

  1. Изучить основные средства общения.
  2. Рассмотреть средства общения.
  3. Исследовать методы диагностики и развития социально-психологической компетентности.
  4. Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы.

     Методы  научного исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение опыта ведущих специалистов в области исследования.

     Структура курсовой работы традиционна. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения 

     1.1. Понятие социально-психологической компетенции 

     Единственная  настоящая роскошь – это роскошь  человеческого общения [6]. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общениии. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом [5].

     Социально-психологическая компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

     Развитие  компетентного общения в современных  условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей [3].

     Компетентность  в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции –  и отстранённой и близкой. Трудности  порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [9].

     Компетентность  во всех видах общения заключается  в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

  • Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.
  • Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
  • Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  • Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  • Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [10].

     Прогноз формируется в процессе анализа  коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

     Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения [9,10].

     При таком подходе к характеристике социально-психологической компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие [10].

  1. Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихо-логической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении).
  2. Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения
  3. Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)
  4. Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

     Каждая  из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

     Коммуникативно-исполнительское  мастерство личности проявляется как  два взаимосвязанных и всё  же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения [10]. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

     Эмоционально-психологическая  саморегуляция создаёт настрой  на общение в соответствующих  ситуациях, эмоциональный настрой  на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия [10].

     В процессе эмоционально-психологической  саморегуляции следует различать  три фазы: длительное эмоциональное  “заражение” проблемой, темой и  материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

     Эмоционально-психологическая  саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения [10].

     Перцептивные  навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать “ход” общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения [2].

Информация о работе Формирование социально-психологической компетенции учащихся в кружковой работе