Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:31, лекция
Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения.
Наша задача: продолжить работу по этой проблеме и добиться следующих результатов:
1. Улучшить и сформировать коммуникативные навыки и умения.
2. Снизить негативные эмоции и конфликтные ситуации.
3. Научить детей умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
4. Формировать наиболее сплоченные отношения детей в обществе и играх
Тест: взаимоотношения детей в совместной деятельности.
Цель: выявить отношения руководства — подчинения в совместной деятельности дошкольников.
Проведения эксперимента. В эксперименте детям предлагается игра «Зоопарк».
В игре принимают участие одновременно четверо детей. Испытуемые сидят за одним столиком на расстоянии полутора метров друг от друга. Экспериментатор предупреждает детей, что они не должны смотреть карту друг друга, но могут разговаривать. Дается следующая инструкция: «дети, поиграйте а «зоопарк». Условия игры такие: ходить по зоопарку надо всем вместе, чтобы никто не потерялся. Все осматривают одно животное, затем переходят к следующему. Путь по «зоопарку» прочерчивает мелком по своей карте».
Высказывания детей и обсуждение маршрута являются основным способом организации поведения детей.
Обработка эксперимента. Подсчитывается количество сделанных, принятых и на принятых предложений. Результаты заносятся в таблицу.
Тест: общение детей дошкольного возраста со взрослыми.
Цель: провести анализ избирательного отношения детей к «социальным» (человек) и «несоциальным» (предметы-игрушки) воздействиям.
Проведения эксперимента. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. В середине комнаты находятся два стула. На одном из них сидит человек, знакомый ребенку, на другом — игрушка. Перед входом в комнату ребенку дается инструкция: «Когда войдешь в комнату, хорошо осмотрись. Все, что увидишь, запомни. Потом расскажешь мне».
Ребенка останавливают на расстоянии двух метров от объектов наблюдения. Длительность восприятия ребенком объектов = 30 секунд, после чего ребенок удаляется из комнаты и рассказывает, что он видел.
Первый этап состоит из трех частей, в которых одновременно меняются положение игрушки и человека и их внешний облик: у человека появляется косынка, очки. Яркие бусы; у игрушки —флажок, шарик…
Второй этап так же состоит из трех частей, где у игрушки меняется элементы костюма, у человека — мимика.
В протоколе фиксируется поведение ребенка во время эксперимента, его эмоциональные проявления и время фиксации каждого объекта высказывания.
Обработка эксперимента.
Количественная обработка: подсчитывается число всех обнаруженных замен и их последовательность, число ошибок; длительность фиксации (человека, предмета).
Качественная
обработка: сопоставляются количественные
данные по возрастам и делаются
выводы. Характеризуются эмоциональные
проявления детей.
Ведерникова Н.В., педагог-психолог,
Смирнягина Л.А., старший воспитатель МДОУ д/с № 421 комбинированного вида, г. Новосибирск
Формирование навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на занятиях [ ] 01.06.2010, 09:02
Ильмира Нуртдиновна Хисамутдинова,
воспитатель коррекционной группы
МДОУ №165 г. Кирова,
albina912008@yandex.ru
В настоящее
время под влиянием социально–экономических
условий значительно повысились
требования к членам современного общества.
Оно требует развития такого типа человеческих
отношений как сотрудничество, партнерство,
сотворчество, умение работать в команде,
способствующих становлению личности.
О необходимости освоения сотрудничества
уже с дошкольного детства писали Т.И.
Бабаева, Е.Е. Кравцова. Они считали, что
освоение опыта сотрудничества со сверстниками
повышает эффективность совместной детской
деятельности, способствует формированию
социальной готовности к обучению в школе.
Теоретические основы в значительной
части современных подходов к проблеме
взаимодействия заложены в работах Л.С.
Выготского и А.И. Леонтьева. По убеждению
М.С. Кагана: «Только во взаимосвязи с другими,
в единстве с другими, в обществе других
человек способен быть подлинным человеком».
Обнаруженные противоречия между требованиями общества и несформированностью навыков сотрудничества у детей подтолкнуло к необходимости поиска эффективных путей развития сотрудничества дошкольников. Целью деятельности является обеспечение положительной динамики формирования коммуникативных навыков детей при подготовке их к школьному обучению. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Создание психолого–
Поиск новых форм организации развивающих занятий, способствующих овладению способами взаимодействия и установления отношений сотрудничества.
Поиск новых форм работы с родителями.
В решении этих
проблем помогла технология «обучения
в сотрудничестве». Педагогика сотрудничества
– это направление в отечественной
педагогике 2й половины ХХ века, которое
представляет собой систему методов и
приемов воспитания и обучения, основанных
на принципах гуманизма и творческого
подхода к развитию личности. Среди авторов
этого направления – известные педагоги-новаторы:
Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, М.П. Щитинин,
Л.А. и Б.П. Никитины. Главная идея обучения
в сотрудничестве – учиться вместе, а
не просто выполнять что-то вместе.
Работая в специализированных группах, куда дети приходят в пятилетнем возрасте на 2 года обучения из разных детских садов, что усложняет нашу работу. Для того, чтобы помочь ребенку безболезненно пройти этот этап жизни в группе созданы следующие условия:
Для формирования
межличностных отношений в
В приемном уголке отведено место для детских работ, что немаловажно для повышения самооценки ребенка. Обязательное условие для родителей: никогда не сравнивать детские работы.
Свое настроение и эмоции каждый ребенок может выразить через панно «Мое настроение» (веселый и грустный клоун и фотографии детей).
Жизнь группы и участие родителей в ее жизни отражаются в альбоме «Жизнь нашей группы».
Частица каждой семьи присутствует в группе. Дети совместно с родителями и воспитателями оформляют свое портфолио: фотографии членов семьи, детские работы.
Учитывая слабую
теоретическую базу родителей и
понимая необходимость
Когда дети адаптировались,
то приступаем к реализации следующего
этапа. В своей работе педагоги часто используют
нравственные беседы, игры, по воспитанию
коммуникативных навыков, но не всегда
в полной мере используют воспитательный
потенциал интеллектуальных занятий.
Поэтому стали использоваться такие формы
организации на занятиях, которые способствовали
бы не только реализации познавательных
и развивающих задач, но и в полной мере
учили культуре общения.
Этапы работы по
введению в занятия элементов
сотрудничества:
1. Поначалу дети не могли наладить деловое общение со сверстниками. Для преодоления этих трудностей удачным считаем использование театрализованных игр. Так ребенок действует не сам, а опосредованно. Сначала взрослый разыгрывает перед детьми сценку совместного выполнения работы (упр. «Раздели фигуры по цвету»).
1 вариант: Персонажи
ссорились и каждый брал то,
что ему нравится. В результате
задание было выполнено
2 вариант: Дети сами разыгрывают сценку и показывают положительные способы взаимодействия.
Демонстрация
не в прямой учебной, а в игровой
форме привела к тому, что дети
стали переносить увиденные способы
взаимодействия в самостоятельную
общую деятельность.
2. При подготовке
к очередному занятию необходимо продумать
одну игру в паре на знакомом материале.
После объяснения нового дать детям
возможность осмыслить новый материал
(паре одно задание). На этом этапе помочь
распределить очередность игры, далее
более подготовленный ребенок берет инициативу
в свои руки, затем дети меняются ролями.
Таким образом, происходит обмен опытом
не только с педагогом, но и детей друг
с другом.
3. Учение в
малых группах. Дети делятся
на 3-4 подгруппы по 4-5 человек, всем
подгруппам дается одно
4. На следующем
этапе состав пар и групп
может меняться по желанию
детей, что позволяет наиболее
полно реализовать личностно-
5. Разновидностью
следующей организации на
Если в начале обучения дети были разобщены, проявляли эгоизм, то к окончанию обучения в подготовительной группе дети научились распределять совместную деятельность при решении творческих заданий. Таким образом, можно сделать вывод, что:
Отношения сотрудничества у детей не могут сложиться стихийно. Для возникновения и развития отношений сотрудничества важна активная позиция педагога.
В старшем дошкольном возрасте возможны парные подгрупповые, командные формы организации работы.
Развитие взаимодействий детей со сверстниками на занятиях ведет к преодолению эгоизма и усилению творческих возможностей ребенка.
В результате родители стали активно сотрудничать с педагогами в воспитании детей.
Информация о работе Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста