Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:14, доклад

Описание работы

Самоопределение является сознательным актом выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Способность к самоопределению - неотъемлемая сторона общей культуру личности, предполагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности и поведения в обществе. Потребность в самоопределении, самостоятельный поиск своего места в жизни, обостренный окончанием школы, вступлением в самостоятельную жизнь, вырастает в подлинную проблему, определяющую характер внутренней и внешней активности старшеклассников.

Работа содержит 1 файл

Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению как психолого.docx

— 29.00 Кб (Скачать)

Формирование  у старшеклассников готовности к  профессиональному самоопределению  как психолого-педагогическая проблема   

Газиева Ариза Магомедмансуровна,

соискатель  кафедры общей и педагогической психологии Дагестанского государственного педагогического университета.  

     Самоопределение является сознательным актом выявления  и утверждения собственной позиции  в проблемных ситуациях. Способность  к самоопределению - неотъемлемая сторона  общей культуру личности, предполагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности и поведения в обществе. Потребность  в самоопределении, самостоятельный  поиск своего места в жизни, обостренный  окончанием школы, вступлением в  самостоятельную жизнь, вырастает  в подлинную проблему, определяющую характер внутренней и внешней активности старшеклассников.

     Проблемой самоопределения, к примеру, профессионального, в большей степени занимались философы (в русле общей проблематики свободы личности и жизненного самоопределения) и психологи (в рамках возрастной психологии, при изучении мотивации  выбора).

     К примеру, Л.П. Буева сводит всю совокупность личностных предпосылок к двум основным группам. К первой она относит особенности личности, которые обеспечивают возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса - это сформированность волевых и ряда других черт характера (прежде всего трудолюбия), наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей зрелости человека. С достаточной полнотой эти особенности освещены в исследованиях, посвященных развитию личности в ранней юности (Л.И. Божович, И.С. Кон, и другие.).

     Во  вторую группу Л.П. Буева включает такие компоненты направленности личности, которые обусловливают динамику профессионального самоопределения и избирательность реагирования. Сюда относятся сама потребность в профессиональном самоопределении, а также возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, идеалы и представления о жизненных ценностях.

     Особый  интерес представляет такая специфическая функция компонентов второй группы, как обусловливание сферы деятельности, привлекательной для человека.

     Известно, потребность в самоопределении  возникает на определенном этапе  онтогенеза, на рубеже старшего подросткового  и младшего юношеского возрастов, и  обосновывает необходимость возникновения  этой потребности логикой личностного  и социального развития подростка.

     Потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире, и себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования. Самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и юношеского возрастов, как устремленность в будущее.

     Необходимо  остановиться на сущности самоопределения, которая заключается в его  двуплановости: самоопределение осуществляется через «деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования» [Дьяченко Н.Н.].

     К концу юношеского возраста, по мнению Л.И. Божович, эта двуплановость ликвидируется. М.Р. Гинзбург дал объяснение двойственному характеру самоопределения, на который указывала Л.И. Божович. «Романтический характер», отсутствие какой бы то ни было временной привязанности представлений о будущем старших подростков и частично младших юношей объясняется личностным самоопределением, происходящим на уровне ценностей.

     Г.П.Щедровицкий  видит смысл самоопределения  в способности человека строить  самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную  сущность [Г.П. Щедровицкий].

     Рассуждая о самоопределении и самореализации И.С. Кон  связывает их с выполняемым делом (трудом) и взаимоотношениями с окружающими людьми.

     «Все, что человек делает, зависит только от его индивидуального выбора, находящего выражение в поступках. Только он сам несет ответственность за свои неудачи и страдания, за последствия  своих решений» [Мудрик А.В.] Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна. « ... В самом потребностном состоянии субъекта, отмечает А.Н. Леонтьев, - предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан.

     До  своего первого удовлетворения потребность  «не знает» своего предмета, он еще  должен быть обнаружен».

     Достаточно  близки дефиниции понятия «самоопределение»  Р.С. Немова и В.А. Кузнецовой. В первом случае под самоопределением понимается сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях. Во втором - оно рассматривается как самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

     Термин  «самоопределение» употребляется  в самых различных значениях. Наиболее распространенные в литературе понятия это - личностное самоопределение, жизненное самоопределение, профессиональное самоопределение говорят одновременно и о самореализации, и о самоактуализации. Это означает, что самоопределение связывается не только с актом выбора (упрощенное понимание самоопределения), но и с совершенствованием себя в выбранной деятельности (с самоопределением в полном смысле).

     «Самоактуализация - это не конечное предназначение человека, - отмечает В. Франкл. - Подобно счастью самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо смысла, смысл самоактуализации тут же теряется».

     Примечательно, что В. Франкл, выступая осенью 1992 г. перед психологами МГУ им. М. В. Ломоносова, еще раз призвал не воспринимать термин самоактуализация буквально (как актуализацию того, что якобы заложено в человеке изначально), а понимать его как «выход человека за пределы самого себя» и реализацию себя в жизнедеятельности, а не в самом себе.

     Все сказанное выше позволяет с большим  пониманием и уважением отнестись  к уже давно выделенным Е. А. Климовым трем основаниям («трем китам») профессионального  самоопределения: «хочу», предполагающему  учет желаний и склонностей человека; «могу», предполагающему его реальные и перспективные возможности; «надо», предполагающему потребность в  выбираемой и осваиваемой человеком  деятельности со стороны производства и общества в целом [Парамей Г.В.].

     Дело  в том, что в недавние «доперестроечные» годы третье основание - «надо» - воспринималось многими специалистами и школьниками с некоторой иронией. Но уже в последние годы, когда и производство, и общество стали все больше и больше отворачиваться от молодежи, оканчивающей школу, значение этого основания (учет реальной потребности в той или иной деятельности) для полноценного самоопределения личности неизмеримо возросло. Поэтому сейчас уже должно быть очевидным, что говорить о самоопределении без учета потребностей общества и без стремления как-то изменить общество в плане расширения возможностей самоопределения его членов, особенно молодежи, просто несерьезно.

     В педагогической теории имеют место  различные концепции профессионального  самоопределения личности. Анализ зарубежной литературы по проблеме, показал, что  в течение длительного времени  господствовали две самостоятельные  теории профессионального самоопределения: диагностическая и воспитательная.

     Диагностическая концепция (концепция профессионального  руководства) основывалась на трех принципах  выбора профессии: знании и учете  собственных профессиональных возможностей и способностей, знании требований профессии к человеку и перспектив профессионального роста, умении правильно  соотносить эти факторы.

     Позднее исследователи установили связь  между успешностью профессионального  самоопределения и мотивами труда, была выявлена также зависимость  профессионального самоопределения  от особенностей процесса развития индивида. На этой основе возникло ряд теорий профессионального развития, которые  рассматривали процесс  профессионального развития как накопление личностью некоторых представлений о себе.

     В отечественной педагогике воспитательная концепция профессионального самоопределения  была предметом исследования А.Е.Голомштока и руководимого им коллектива.

     Эта концепция рассматривала формирование профессионального самоопределение личности в соответствии с заранее запланированными воздействиями, личность рассматривалась как объект этих воздействий. В контексте данной концепции представители психологической и педагогической науки исследовали различные аспекты подготовки школьников  к профессиональному самоопределению.

     Воспитательная  концепция долгое время была теоретической  основой отечественной системы  профориентации. Но в последние годы эта концепция  была подвергнута резкой критике. Так в разработанной под руководством профессора С.Н.Чистяковой концепции профессионального самоопределения, профессиональное самоопределение рассматривается как «Я-концепция» личности, в которой отражается ее понимание переживаний и намерений, отношение к предметным действиям в профессиональной деятельности в конкретных условиях» [И.К. Шалаев.].

     И все-таки, на наш взгляд, не стоит  ограничиваться лишь «конкретными условиями», которые далеко не идеальны для полноценного самоопределения, но стараться учитывать  и более оптимистичную перспективу  самоопределения в других социально-экономических  и духовно-культурных условиях, т. е. быть не только «прагматиками», но и  «мечтателями» в перспективах профессионального  и личностного самоопределения. Это тем более относится к  педагогике и психологии, которые  по своей сути должны идти впереди  общества, особенно в вопросах самоопределения  личности.

     Современные зарубежные и отечественные ученые стали рассматривать профессиональное самоопределение не как единичный  акт выбора профессии, а как длительный процесс развития личности в качестве субъекта профессиональной деятельности. Социально-экономические преобразования,  меняют характер труда и повышают требования к кадрам, а также в связи с необходимостью гуманизации образования, ставится задача реализации личностно-ориентированного образования, рассчитанного на подготовку высокопрофессиональных, мобильных и конкурентоспособных специалистов.

     Изменения приоритетов в ценностях образования, актуальность культурно-гуманистической  сущности его, требуют изменения  и характера подготовки школьников к профессиональному самоопределению.

     Для уточнения понятий «профессиональное  самоопределение», «жизненное самоопределение» и «личностное самоопределение» целесообразно выделить различные  типы и уровни самоопределения. При  выделении типов самоопределения  был использован критерий степени  свободы выбора, диапазон маневра  человека в рамках выполняемой и  осваиваемой деятельности.

     В целом можно обозначить следующие  типы самоопределения:

     - самоопределение в конкретной трудовой функции, операции;

     - самоопределение на конкретном  трудовом посту;

     - самоопределение в специальности;

     - самоопределение в профессии  (в группе родственных специальностей);

     - жизненное самоопределение;

     - личностное самоопределение (как  высший уровень жизненного самоопределения);

     - самоопределение в культуре (как  высший уровень личностного самоопределения).

     Поскольку в  дальнейшем все таки будет сделана попытка развести понятия «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», нам представляется целесообразным дать общее определение профессии и выделить основные характеристики профессиональной деятельности, несколько расширив определение профессии, предложенное Е.А.Климовым. Профессия - это ограниченный вследствие разделения труда вид общественно-полезной деятельности, выполняемой человеком добровольно и сознательно за определенное вознаграждение (в настоящее время – в основном за деньги), дающее человеку определенный общественный статус и предпологающий специальную и целенаправленную подготовку (в настоящее время и специальный документ о профессиональной подготовке или переподготовке).

Информация о работе Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема