Формирование учебной мотивации первоклассников. Учебная мотивация как показатель качества обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 05:37, доклад

Описание работы

Цель: рассмотрение механизма формирования интереса к обучению у младших школьников.
Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе образования. Ее решение связано с двумя вопросами:
1) содействие наиболее полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи;
2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью, овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания.

Работа содержит 1 файл

выступление на пед чтени.doc

— 50.00 Кб (Скачать)
 
 

    @Тема: «Формирование учебной мотивации первоклассников.

@«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».

     @Цель: рассмотрение механизма формирования интереса к обучению у младших школьников.

     Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе образования. Ее решение связано с двумя вопросами:

     1) содействие наиболее полному  отражению в сознании учащегося  явлений науки, проникновение  в их существенные взаимосвязи; 

     2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью, овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания.

     @ Актуальность этой проблемы в том, что современному учителю необходимо учитывать мотивацию учащихся  процессе обучения, так как именно она определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органичной составляющей.

     @Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает к своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

     На  уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций. Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.

@Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить на следующие группы:

  • Учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность).
  • Непосредственно – побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием).
  • Перспективно – побуждающие (чувство долга и ответственность).
 

     @Все, о чем говорилось выше, касалось работы учителя. Однако нельзя забывать, что обучение носит не индивидуальный, а коллективный характер. Психологами получены данные о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы. В частности, при работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес.

     @Интерес к учению проявляется у первоклассников с самого первого дня в школе, когда идёт адаптация. По адаптации проводится целая программа. С целью адаптации в первые дни ребенка в школе мы заполняем дневник настроения, который помогает выявить мотивацию посещения школы. 

     В 1 классе с целью изучения адаптации и самочувствия учеников, был проведен опрос родителей о самочувствии детей дома за уроками. Было опрошено 5 родителей из 5.

     @Анализируя «Карту адаптации первоклассников» мы пришли к выводу, что в этом классе у (60%) детей средняя трудоспособность, очень слабая трудоспособность у 20% детей, у 40% детей слабо развита внимательность, в 3 классе результаты изменились в лучшую сторону -  средняя трудоспособность у 43%,  активность на уроках 57%.

     @ В 1 классе у 60% наблюдается плаксивость, обидчивость и,

     в то же время,  дети активны на уроках – 60%, активны в играх – 60%, в 3 классе слаборазвитое внимание снизилось до 27%, обидчивость до 14%, активны в игра стали 86% учащихся. 

   Таким образом, по результатам опроса родителей, наблюдений за детьми во время учебного процесса и во внеучебное время, бесед  с родителями и детьми, анализа  анкет для родителей, карты адаптации, анализа «Дневника настроения», можно сделать следующие выводы.

  1. Большинство родителей устраивает самочувствие их детей в школе и дома за уроками. По их словам, детям в школе нравится, трудностей в учебе они либо не испытывают, либо испытывают соразмерные возрасту и задачам трудности.
  2. Родители отмечают, что недомоганий и отрицательных эмоций по поводу учебы у большинства детей не возникает. Дети ложатся спать вовремя,  хорошо спят, достаточно легко встают по утрам.
 

    На  основании всего изложенного  можно заключить, что процесс  адаптации первоклассников к  условиям школы прошёл удовлетворительно.  

     @ Школьным психологом была проведена анкета «Мотивация учения», которая дала следующие результаты:

      в 1 классе – высокий уровень – 40%, средний уровень – 20%; мотивация учения во 2 классе – высокий уровень – 20%, средний – 80%, в 3 классе показания изменились: средний стал у 14%, высокий – у 86%. 

     Заключение. 
Очень трудно  проводить урок и объяснять новый материал без наглядных пособий, особенно в начальной школе. При введении в обучение информационно коммуникативных технологий проблема с наглядностями исчезла. Практически на каждом уроке я применяю показ презентаций, фильмов, работа на тринажорах.

     Работа  с мультимедийными пособиями  дает возможность разнообразить  формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного,  методического, а также аудио- и видеоматериала.

    Такая работа может осуществляться на разных этапах урока 

  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как форма проверки домашнего задания,
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

@ Каково же влияние ИКТ на учителя?

ИКТ дают:

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

@ Основоположник развивающего обучения Л.С. Выготский писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

Программа «Школа 2100» осуществляет межпредметные  связи и позволяет проводить интегрированные уроки. На основании этого можно вывести модель повышения учебной мотивации обучающихся средствами межпредметной интеграции. Эта модель показана в докладе.

     В связи с присуждением гранта наша школа получила очень большую  поставку современного информационного оборудования, что позволило нам, учителям, использовать современные педтехнологии в полном объёме. Применение информационно-коммуникативных технологий повысило мотивацию учителя к работе, что явно отражается на учениках. При использовании на уроках презентаций, а мы их проводим очень часто, интерес к обучению повышается. Дети с удовольствием работают на уроках, но получается не у всех, у кого-то лучше, у кого-то – хуже – это зависит от способностей ученика.

     Показ отдельных слайдов

     В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Информация о работе Формирование учебной мотивации первоклассников. Учебная мотивация как показатель качества обучения