Формирование учебной мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:37, реферат

Описание работы

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из оп-ределенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.

Работа содержит 1 файл

Формирование учебной мотивации.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

    Важно,  чтобы контроль и оценка не  только устанавливали фактическое  положение знаний и умений  каждого ученика, но и использовались  для побуждения его к дальнейшей работе, для создания дальнейших перспектив этой работы.

    Особо  следует подчеркнуть роль методов  проблемно-развивающего обучения  в формировании мотивов учения. Рассмотрим некоторые психологические  аспекты значений и роли проблемного  обучения для становления мотивации.

    Дело  в том, что формирование потребностей  и мотивов деятельности происходит  в процессе осуществления самой  деятельности. Сколько бы ученик  ни слышал о необходимости  учится, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности и как бы хорошо не осознавал справедливость этих слов, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе ее выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

На уроке учитель  рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых  детей незначима: они слушают  и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций.

Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.

Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

    Влияние  коллективных форм учебной деятельности  на мотивацию учения.

   Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Для ее становления большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Однако, приемы, применяемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект. В классе бывают дети, на которых эти приемы не оказывают ожидаемого действия. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких "глухих" учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.

   Учебная  деятельность должна приобрести  в глазах школьника особую  ценность. Только тогда у ребенка  возникнет потребность в ней.  Важно, чтобы ребенок ценил  деятельность саму по себе, вне  зависимости от тех благ, которые она может ему принести (хорошую отметку, престижное положение и т.д.). Возникновению такой оценки может способствовать наблюдение за чужой деятельностью, за оценкой этой деятельности другими. Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения.

   Выбор  той или иной формы коллективной  и групповой деятельности зависит от возраста учащихся, особенностей данного класса, наконец, от склонностей и характера учителя. Но в любом случае использование форм коллективной организации учебного процесса весьма перспективна для становления мотивации.  

    Мотивация достижения.  Школьники, мотивированные на достиже¬ние успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивирован¬ные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.

    Иначе  ведут себя школьники, мотивированные на недопуще¬ние неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успе¬ха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчи-нены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмо-ции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самооп¬ределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

    Учащиеся, у которых преобладает стремление  к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных уси¬лий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясня¬ют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везени¬ем или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не мо¬жет повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсут¬ствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то де¬лать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впос¬ледствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

    Изложенное  указывает на необходимость развития  у учащих¬ся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлени¬ем к недопущению неудачи.

   Результаты  исследования показали, что учащиеся  только 5а, 8в мотивированы на успех. 

В особой мере учителю  следует заботиться о создании или  вос¬становлении положительного эмоционального климата в том слу¬чае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю и/или к школе, создавшая конфликт с товарищами, тревогу и бес¬покойство. Нельзя в обучении культивировать такие отрицательные эмоции, как обида, страх перед неприятностями, исходящими от учителя («двойкой», вызовом родителей и др.). Эти отрицательные эмоции поддерживают у ученика устойчивую мотивацию недопу¬щения неудачи, вследствие чего возникает ощущение, что лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается. В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении.

 Значение  оценки в становлении мотивации  учебной деятельности.

Учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Однако тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, то есть на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности (4).

    Деятельность  учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

Для формирования положительной устойчивой мотивации  учебной деятельности важно, чтобы  главным в оценке работы ученика  был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных  моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет. Такой анализ учитель для себя фиксирует. При тематической форме учета и оценки работы учащихся это сделать легко.

При наличии  проблем в учебной деятельности педагогу следует:

1.Повышать познавательный  интерес:

- раскрывать  значимость и необходимость знаний;

- использовать  наглядность и занимательные  задания;

- вести урок  эмоционально;

- использовать  парадоксы;

- применять активные  и игровые методы обучения;

- побуждать детей задавать «умные» вопросы;

- уделять особое  внимание вопросу оценивания  учащихся: оценка учителя повышает  мотивацию, если она относится  не к способностям ученика  в целом, а к тем усилиям,  которые прилагает ученик при  выполнении задания. Важно, чтобы  учитель сравнивал успехи ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Имеет значение не только результат, но и процесс работы; важно побуждать детей к само- и взаимооцениванию;

- применять задания,  предусматривающие выбор, творческое выполнение. 

2. Повышать значимость  хорошей успеваемости. Для этого  рекомендуется:

- повышать статус  учащихся с хорошей успеваемостью;

- подчёркивать  успехи позитивных лидеров (у  подростков пользуются успехом  негативные лидеры, которые учатся  плохо, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы они воспринимали учебные успехи лидеров как образец для подражания);

- убеждать учащихся  в том, что успешность учения  является следствием развития  волевых качеств, поэтому должна  быть свойственна настоящему  человеку, в том числе подростку, который считает себя взрослым;

- рассматривать  хорошую успеваемость как важнейший  показатель взрослости;

- обсуждать жизненные  планы учащихся и рассматривать  знания как предпосылку жизненного  успеха. 

3.Повышать у  детей уверенность в себе, в своих возможностях (частая причина лени – неуверенность в себе):

- поощрять даже  небольшие достижения (иногда можно  не обратить внимания на отдельные  недочёты);

- демонстрировать  собственную веру в возможности   ученика, в том числе используя  ободряющие высказывания («Я верю, что ты сможешь…» и т.п.);

- давать задания,  в которых ученик обязательно  достигнет успеха;

- разъяснять, какие  конкретные действия должен предпринять  ученик для достижения успеха;

- использовать  позитивную лексику. 

4. Стремиться стать для учащихся значимым человеком, объектом идентификации:

- проявлять уважение  к личности и умению учащегося;

-  демонстрировать  собственную внутреннюю уверенную  позицию;

- по возможности  использовать юмор, создавать атмосферу  радости на уроке;

- открыто признавать свои ошибки и слабости (это позволяет учащемуся почувствовать себя сильнее, не переживать слишком остро свои неудачи).

Информация о работе Формирование учебной мотивации