Формирование ученического коллектива и повышение его влияния на становление личности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук – психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми – коллектива.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Коллектив как фактор воспитания личности 5
Понятие и сущность теории коллектива 5
Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке 7
Понятие о коллективе в гуманистической педагогике 13
Роль коллектива в развитии личности 17

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1 Подготовка исследования 19
2.2 Проведение исследования 20
2.3 Результаты исследования и их анализ 21



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Формирование ученического коллектива и повышение его влияния на становление личности учащихся учреждений профессионально1.docx

— 46.83 Кб (Скачать)

Характеризуя эти стадии, А.С, Макаренко создал достаточно четкую картину того, каким образом можно  обеспечить движение коллектива по ступеням. Важнейшим условием является непрерывное  развитие тех самых общественно  значимых целей, ради которых создан коллектив. Это предполагает, что  должны быть обрисованы «перспективные линии» развития коллектива, разработана  «диалектика требований», организованы «завтрашние радости»[4;57]. Успешное сочетание всех этих факторов создает в коллективе такую атмосферу, которая наилучшим образом соответствует развитию личностей, входящих в него.

Красной нитью во всех рассуждениях у А.С.Макаренко проходит мысль  о том, что успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может  быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе  социальных отношений, развивающихся  в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества.

Сегодня можно считать, что  большинство исследователей согласны в определении основных признаков коллектива. Если отвлечься от некоторого разнообразия терминологии, то можно выделить те характеристики, которые называются различными авторами как обязательные признаки коллектива.

Во–первых, это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей).

Во–вторых, это наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.

В–третьих, существенным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.

В–четвертых, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива[9;109].

Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении  творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку  построения целостного педагогического  процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А. Сухомлинский положил идею направленного  развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского в  качестве директора школы и учителя  позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного  коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая  роль школьного коллектива; руководящая  роль педагога; богатство отношений  между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.[10;50]

В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив с различных сторон, поэтому он не мог не затронуть  вопросы интереса личности к коллективу: «жизнь и деятельность и деятельность коллектива удовлетворяет подростка лишь при том условии, когда он находит в коллективе удовлетворение своих разносторонних интересов». А коллектив, в котором ребёнок не находит ничего для своей духовной жизни, который не приобщает его к высшим интересам, для ребёнка теряет всякий авторитет. И для удовлетворения духовной жизни ребёнка, для его активной деятельности в коллективе, он предлагал ему участвовать в нескольких коллективах, каждый из которых перед ним открывал бы что–то своё. Но, предлагая ребёнку активно участвовать в коллективной деятельности, он признавал и необходимость длительного отдыха от коллектива после каждой учебной четверти.

 

1.4 Роль коллектива в развитии личности

 

Одним из основных принципов  реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип был  разработан основоположниками советской  педагогики Н.К. Крупской и А.В. Луначарским. Он провозглашает основной целью коллектива «всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально» [10;22].

Согласно данной теории, роль коллектива в развитии личности проявляется в следующих моментах:

Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного  социального опыта, поскольку только в школьном коллективе его освоение специально планируется и направляется.

Коллектив обеспечивает воспитаннику возможности самовыражения  и самоутверждения как личности. Только в нем формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение.

В коллективе формируются  общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская  позиция воспитанника.

Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует  проявление ответственности за результаты труда.

Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого  потенциала воспитанников, их эмоционального развития.

Коллектив играет очень  важную роль в жизни каждого воспитанника. В нем также удовлетворяются  естественные потребности человека в общении, в принадлежности к  группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку  и защиту, а также признание  своих достижений и успехов.

Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении  других людей, он вынужден приспосабливать  к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность  по–новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству[16;186].

В соответствии с психологической  концепцией персонализации, каждому человеку присущи потребность и способность быть личностью. Потребность означает, что человеку необходимо быть в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своей деятельностью преобразования их смысловой сферы. Способность подразумевает совокупность индивидуальных особенностей и средств, обеспечивающих удовлетворения потребности быть личностью[16;188].

Становление личности невозможно вне коллектива, поскольку ее стержневым образованием является самооценка, основанная в значительной степени на оценках, которые дают человеку другие люди. Поэтому, исходя из вышеизложенных фактов, влияние коллектива на личность не вызывает сомнений.

Таким образом, согласно теории отечественных педагогов, полноценное  формирование личности может происходить  только в коллективе. Поэтому он является основой для воспитания и обучения.

 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРИМИРОВАНИЯ  УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

 

2.1 Подготовка исследования

 

Теория коллективизма, господствовавшая в советской педагогике, в современных условиях претерпевает все больше изменений. Они выражаются, прежде всего, в изменении содержания воспитательной работы в отношении  коллектива. Для исследования степени  этих изменений нами было организовано и проведено исследование.

Цель исследования –  определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях.

Задачи исследования соответствуют его этапам:

–Изучить теоретические основы влияния коллектива на формирование личности.

–Подготовить материал для проведения исследования.

–Провести исследование на базе учащихся современной школы.

–Проанализировать результаты исследования.

Для проведения исследования были использованы следующие методы:

–Анкета (которая заполнялась учащимися анонимно). Анкета составлена на основе методики «Социометрия»

–Интервью, проведенное с куратором группы.

–Статистические методы обработки данных

Участниками исследования стали учащиеся ПТУЗа. Выборка участников является случайной, т.к. исследование не ставит цель изучить влияние коллектива на личность в определенном возрастном диапазоне.

 

2.2 Проведение исследования

 

Для проведения исследования учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты. Им была представлена инструкция: «Наверное, вы не раз обсуждали  вопросы, касающиеся отношений в  вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы понять, что же из себя представляет ваш класс, я хочу использовать методику с названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл.

Со своей стороны  я гарантирую, что ваши листы с  ответами не попадут в руки никому: ни вашим одногруппникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. Мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу  же отвечайте. Советоваться, обсуждать  вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это личная точка зрения каждого из вас, которой  вы не обязаны делиться с одногруппниками. На выполнение вам дано 10 минут. Кто справится раньше – отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».

Текст анкеты приведен в  Приложении 1.

Было также проведено  интервьюирование куратора. Перечень вопросов представлен в Приложении 2.

 

2.3 Результаты исследования и их анализ

 

На основании полученных данных нами было проведено три диагностические  процедуры:

классическая социометрия  – структура эмоциональных отношений  в группе (1 –и, 2–й вопросы)

аутосоциометрия – адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы (3–й, 4–й вопросы)

референтометрия – выявление референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе. (5–й вопрос).

В результате обработки  данных нами были получены результаты, позволяющие отметить следующие  особенности современного коллектива:

четкое разделение класса на группы (по 4–6 человек), члены которых состоят в эмоциональных отношениях (дружба, симпатия, расположенность и др.)

высокий уровень адекватности представлений членов группы о своем  положении в ее эмоциональной  структуре

четкое обозначение  референтных лиц, обладающих психологическим влиянием в группе

На основании интервью с куратором группы мы заключили, что разделение класса на группы встречается довольно часто. Группы создаются по разным причинам: «проживают по соседству, знакомы с раннего детства, вместе ходят в школу», «общие интересы и увлечения», «мотивация учебы» и др.

Референтные лица – учащиеся, способные оказывать влияние на класс, чаще всего являются неформальными лидерами, т.е. не отличаются хорошей учебой или общественной деятельностью, чаще всего их влияние негативно влияет на дисциплину и учебную деятельность в классе. Учебный коллектив, по мнению куратора группы, не имеет очень большого значения в жизни современных учащихся. Он воспринимается как необходимость.

Таким образом, современное  понимание роли коллектива в формировании личности отличается от того, которое  было разработано и обосновано представителями  гуманистической педагогики.

 

Заключение

 

Данная работа посвящена  изучению роли коллектива в формировании личности. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, изменением в современной  педагогической науке и практике отношения к ней.

Работа представлена двумя главами, каждая из которых освещает один из аспектов проблемы. В первой главе рассматривается история формирования теории коллективизма, раскрываются ее основные положения, важнейшим из которых является признание приоритета коллектива над личностью. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию роли коллектива в современном ПТУЗ.

Подводя итог работе, можно  обозначить следующие выводы.

Возникновение идей коллективизма  относится к XVIII веку и находит  отражение в трудах известных  педагогов. На протяжении XIX века происходит постепенное развитие теории, а в  начале XX – ее окончательное оформление в целостную концепцию.

Информация о работе Формирование ученического коллектива и повышение его влияния на становление личности учащихся