Формирование здорового образа жизни у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедея­тельности. При этом сознательно-волевая активность индивида по обес­печению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственно­го (учебного) коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников в педагогической литературе
6
1.1. Здоровый образ жизни
6
1.2. Методы обучения учащихся здоровому образу жизни
7
Глава 2. Анализ работы по формированию ЗОЖ в СШ №108
16
Заключение
34
Список литературы
35

Работа содержит 1 файл

развивающая.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

•    звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.

Главное — вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Формы и место использования мультимедийной презен­тации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель.

Мультимедийные презентации используются:

•    при изучении нового материала;

•    при закреплении новой темы;

•    при совершенствовании знаний;

•    при проверке знаний;

•    при решении задач обучающего характера;

•    как средство изготовления дидактического материала

Ролевая игра — практический метод обучения. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Она может быть использована для организации дискуссии, создания ситуации, необходимой для обучения определенным навыкам.

Чтобы игры проходили успешно, необходимо продумывать их проведение, тщательно готовить сценарии. Они могут быть регламентированными и полурегламентированными. В первом случае ученикам даются детальные инструкции, где сообщаются факты о персонажах, которых они  будут изображать, и то, как следует себя вести во время игры. Во втором — дается общая информация о ситуации характеризуются персонажи, но не сообщается, каким дол жен быть выход из создавшегося положения. Проводятся игры и по заранее подготовленным сценариям. Ролевая игра дает возможность учащимся находить решения в реальных жизненных ситуациях.

Игра может быть:

                  одновременная — учащиеся делятся на группы в зависимости от количества персонажей и одновременно разыгрывают свои роли;

                  «вертушка» — учащиеся исполняют роли по очереди на публику — один или несколько учащихся разыгрывают сцену, остальные выступают в роли зрителей, рецензентов;

                  на лучшего актера — выбирается несколько актеров для обыгрывания одной и той же ситуации, что дает возможность проанализировать ее с разных точек зрения, прав­ить стили поведения исполнителей;

                  с поворотом — ролевая игра с одним и тем же сюжетом может разыгрываться несколько раз.

Анализ историй и ситуаций — это детальный разбор реальной или придуманной истории, в которой описано, что случилось в жизни конкретного человека, группы людей. Учащиеся получают возможность обсудить ситуации, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Дети анализируют поведение персонажей, прогнозируют, оценивают последствия разных вариантов их поведения.

Можно предложить незавершенную историю. В этом случае учащиеся сами решают, какие последствия могут иметь место и как надо действовать, чтобы история закончилась для всех благополучно.

Ценность данного метода в том, что учащиеся самостоятельно могут обговорить разные варианты поведения в опасных ситуациях, спрогнозировать варианты последствий.

Преимущества метода анализа историй и ситуаций:

•                    вырабатываются навыки комплексного анализа проб­лем и ситуаций с учетом многих факторов, которые действуют одновременно;

•    вырабатывается творческое и критическое мышление;

•                    вырабатывается способность принимать решения в ре­альных жизненных ситуациях.

Выполнение проектов             

•    Структура учебных проектов включает ряд последовательных этапов:

•    замысел, который возникает в различных ситуациях учебного процесса;

•    планирование проектной деятельности, выделение от­ельных ее этапов и распределение во времени;

•    выполнение проекта, которое происходит, как правило, bj рамок класса и урока и определяется содержанием проект,

•    презентация результатов проекта — важнейший этап проектирования, который организуется в различных форма: на специально организованных уроках, тематических праздниках, конференциях и т. д.

•    Выполнение проектной деятельности осуществляется как на факультативных занятиях, так и вне их. На занятиях обсуждаются и выбираются темы, составляются проектные группы, изучается определенная часть материала, обсуждаются промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта.

•    Во внеурочное время выполняется вся исследовательская
работа, проводятся консультации с учителями, работа в проектных группах, оформляются результаты.             

•    Важная организационная задача проекта — выбор формы продукта проектной деятельности. От решения этой задачи зависит, будет ли выполнение проекта увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для выбранной социально значимой проблемы.

Умение пользоваться данным методом — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

Создание «портфолио» (альбомов, творческих работ учащихся), конкурсы рисунков, выставки, концерты агитбригад, способствуют развитию творческих способностей учащихся и навыков работы в команде. Для учителя они являются показателем для оценивания результативности формирования жизненных навыков учащихся.

Каждый из предложенных методов обучения имеет свои «плюсы» и «минусы». Выбор остается за учителем.

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 2. Анализ работы по формированию ЗОЖ В СШ №108

 

Одним из главных средств обучения детей основам ЗОЖ в начальных классах  школы являются учебники и учебные пособия блока «Человек и его здоровье», в которые включены материалы для чтения учащимися, тексты для чтения учителем и дополнительные материалы для самостоятельной, дифференцированной работы с учащимися в качестве домашних заданий.

Известно, что при словесных формах обучения учащиеся усваивают 10-20% информации. Вот почему в СШ  108    г. Минска учителя используют на уроках активные формы обучения. Один из самых эффективных способов, с помощью которого можно привлечь внимание детей к обучению и заставить их изменить свое поведение, - выступление в роли учителя.

В результате такого обучения школьники получают навыки сотрудничества, у них развивается умение слушать, рассказывать, принимать решения по конкретным проблемам, помогать товарищам, одноклассникам в разных жизненных ситуациях.

В СШ №108 г. Минска для координации работы по формированию у учащихся  здорового  образа  жизни  создана  программа  «Здоровье», включающая деятельность с учащимися в урочное и внеурочное время работу с родителями и социумом и т.д. Цель программы: улучшение здоровья учащихся посредством совершенствования их знаний и знаний их родителей, формирование у детей умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

Задачи:

1. Осознание учащимися ценности здоровья, как в личном, так и в общественном плане.

2. Формирование умения принимать самостоятельные решения.

3. Воспитание у учащихся потребности поддерживать свой организм физически здоровым, вести здоровый образ жизни.

4. Координация действий воспитательной деятельности школы и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни учащихся.

Режим учебного дня, насыщенный всеми формами физкультурно-оздоровительных мероприятий, является определяющим фактором укрепления здоровья учащихся. С этой целью до начала учебных занятий учителя проводят с учащимися подготовительных, 1-3 классов гимнастику, решая при этом следующие задачи:

-     ускорить вхождение организма в активную учебную деятельность;

-     достичь оздоровительно-закаливающего эффекта;

-     выработать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма;

-     сформировать   привычку   регулярно   заниматься   физическими упражнениями, умение правильно выполнять движения.

Кроме обязательной гимнастики, учителя начальных классов проводят физминутки как необходимый кратковременный отдых для предупреждения перегрузки учащихся.

Для проведения динамической перемены в подготовительных классах используются подвижные игры и упражнения с оздоровительной направленностью. Например, игра «Исправь осанку», упражнение «Фиксированная позиция», упражнения на мышечное расслабление и др.

В школе проводятся уроки здоровья по темам:

1.  Понятие о здоровье.

2.  Движение и здоровье.

3.  Осанка и здоровье.

4.  Закаливание воздухом, водой.

5.  Особенности ухода за кожей, полостью рта, носа при занятиях физической культурой.

6.  Профилактика травматизма.

Через предмет «Человек и мир» учителя СШ №108 формируют основы здорового образа жизни, обучают детей самостоятельно заботиться о своем здоровье.

Одним из главных средств обучения детей основам ЗОЖ в начальных классах являются учебники и учебные пособия блока «Человек и его здоровье», в которые включены материалы для чтения учащимися, тексты для чтения учителем и дополнительные материалы для самостоятельной, дифференцированной работы с учащимися в качестве домашних заданий.

В результате такого обучения школьники получают навыки сотрудничества, у них развивается умение слушать, рассказывать, принимать решения по конкретным проблемам, помогать товарищам, одноклассникам в разных жизненных ситуациях.

При изучении темы «Режим питания» в 1 классе, учитель использует групповые формы работы. Например:

I группа - подготовить ответы на вопросы: -Кто что ест?

-Назовите животную, питательную растительную пищу. II группа - провести игру "Выбери полезную пищу". III группа - организовать игру «Угадай, где я живу», «Витамины». IV группа - провести игру «Этикет. Как вести себя во время еды?» (выбрать сказочного героя, разыграть сценку о правилах поведения за столом).

Изучая тему: «Простудные заболевания», учитель  использует тестовые задания.

I группа - Признаки простудных заболеваний. Ответить на вопросы:

-     Как возбудители болезни попадают в организм?

-     Чем могут заболеть дети, изображенные на картинке? Направь пациента к нужным врачам.

II группа - Отчего болит голова, живот? (проинсценировать, ответить
на вопросы по тексту).

III группа - Как помочь больному до прихода врача? (практическая работа).

IV группа - Лекарственные растения (отгадать загадки, рассказать о пользе названных растений).

V группа - Правила приема лекарств (работа по памятке). Закрепление.  Выбрать правильный  ответ на тестовые задания, показать номер ответа.

Какая из болезней является инфекционной?

1.  Грипп.

2.  Аппендицит.

3. Кариес. Какие признаки гриппа?

1.  Высокая температура.

2.  Сыпь.

3.  Головная боль.

Чтобы вылечиться от гриппа, надо:

1.  Пить холодную воду.

2.  Принимать лекарства.

3.  Лежать в постели.

Если болеет много людей, что это:

1.  Карантин.

2.  Грипп.

3.  Дифтерия.

От чего может болеть голова?

1.  Переедания.

2.  Ветра.

3.  Переутомления.

Отчего может болеть живот?

1.  Холода.

2.  Шума.

3.  Переедания.

Младшие школьники любят работать в группах. Учителя формируют группы по-разному. Например, дети рассчитываются по порядку номеров до пяти, первые номера входят в одну группу, вторые - во вторую и т.д. Возможно формирование групп по карточкам разного цвета, разной формы, с разными номерами (номера готовятся заранее по количеству учащихся в классе). Педагоги считают, что группы лучше формировать не каждый урок, а по темам или основным разделам программы, т.к. в таком случае работа в группах будет более эффективной.

На уроках в подготовительных классах обсуждение в группах учителя организовывают по следующим темам:

Режим дня. Вторая половина дня. Органы чувств.

Как оберегать органы зрения и слуха. Правила безопасности при пользовании лекарствами. Причины пожаров.

В 1 классе учитель  при изучении темы «Режим дня» предлагает для обсуждения вопрос «Что случилось бы с тобой, если бы исчезли все часы». Кроме этого первоклассники обсуждают в группах ответы на вопросы о том, как избежать бытовых травм (на кухне, в ванной, на улице, в комнате), коллективно составляют правила поведения на воде, на улице и т.д.

Во 2 классе учителя применяют метод «Мозгового штурма» при изучении таких сложных тем, как «Гигиена умственного труда», «Как увеличить силу сердца», «Гигиена воздуха», «О вреде курения», «Отравления», «О вреде алкоголя», «Предупреждение несчастных случаев», «Как предупредить инфекционные заболевания», «Предупреждение вредных привычек» и др.

Хороший результат при формировании умений и навыков по здоровому образу жизни дает практическая деятельность учащихся. Ряд таких действий предусмотрен учебным пособием «Человек и его здоровье». В классах проводятся практические занятия по обучению проведения утренней зарядки, мытью рук, правилам уличного движения и другие. Во вторых-третьих классах хорошие результаты дают занятия по ознакомлению с индивидуальными средствами защиты, с пожарным инвентарем, занятия по оказанию первой помощи при несчастных случаях, опыты, наблюдения, дискуссии, которые проводятся в парах и группах. Практическую направленность имеет на каждом уроке работа с учебником.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у младших школьников